Решение по иску Коробковой М.И. к Администрации г. Дзержинска о выделении субсидии на приобретение отдельного жилья



ДЕЛО № 2-4122 г. Дзержинск

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области

в составе председательствующего федерального судьи Ратниковой Г.В.,

при секретаре Александровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробковой Марии Ивановны к Администрации г. Дзержинска о выделении субсидии на приобретение отдельного жилья,

УСТАНОВИЛ:

Истец Коробкова М.И. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она является вдовой ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, то есть имеет статус члена семьи инвалида Великой Отечественной войны, «норматив общей жилой площади на одного члена семьи в квартире площадью 33 кв.м. из трех человек не превышает установленную в городе Дзержинске Нижегородской области для признания» ее «нуждающейся в другом жилом помещении 11 кв.м.», в связи с чем 05.11.2009 г. она почтой направила ответчику заявление о признании ее нуждающейся в «лучших жилищных условиях». В связи с изложенным истица просит обязать ответчика выделить ей субсидию на приобретение отдельного жилья в 2010 г.

Коробкова М.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя по доверенности Гусевой Л.Ю., что суд с согласия представителей истца и ответчика полагает возможным.

Гусева Л.Ю. как представитель истца по доверенности на иске настаивает, как третье лицо на стороне истца, иск поддерживает, как представитель истца просит также взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы: 5 тыс. руб. за составление искового заявления, 15 тыс. руб. за услуги представителя, 700 руб. за оформление нотариальной доверенности, 20 руб. за услуги ксерокопирования. Что касается требования о взыскании госпошлины, то на данном требовании истец не настаивает, поскольку при подаче искового заявления в силу закона государственную пошлину истец не оплачивала.

На вопросы суда Гусева Л.Ю.пояснила, что Коробкова М.И., будучи членом семьи (вдовой) инвалида Великой Отечественной войны, вправе претендовать на обеспечение ее жильем за счет средств федерального бюджета независимо от сроков постановки на учет. Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации города Дзержинска от 19.11.2009 г. (протокол №, постановление Администрации г. Дзержинска № от 07.12.2009 г.) Коробковой М.И. в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма было отказано на основании ст. 53 и п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Гусева Л.Ю. считает, что ответчиком было неправильно отказано в реализации права истца на участие в подпрограмме субъектов РФ федеральной программы «Доступное жилье» в обеспечении нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей квартирой как особой категории граждан. Вынесенное ответчиком решение об отказе истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в предоставлении жилья противоречит интересам истца и не решает сложившуюся жизненную ситуацию их семьи. Государство в соответствии с Федеральной жилищной программой по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей обязано обеспечить их семью жильем в первоочередное порядке. Их семья состоит из истца как вдовы ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, ее внучки - Гусевой Людмилы Юрьевны, сына Гусевой Л.Ю. - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения. В соответствии с договором № от 22.05.1992 г. о безвозмездной передаче жилья в собственность Коробкова М.И. и Гусева Л.Ю. получили в совместную собственность двухкомнатную малогабаритную квартиру общей площадью 38,62 кв.м. по адресу: Адрес1. 11.02.2008 г. Коробкова М.И. и Гусева Л.Ю. продали данную квартиру за 1 млн. 300 тыс. руб. и на полученные средства 11.02.2008 г. Гусева Л.Ю. приобрела однокомнатную квартиру общей площадью 33,0 кв. м. по адресу: Адрес2. Полагает, что Коробкова М.И. свои жилищные условия не ухудшала, так как проданная ею и Гусевой Л.Ю. квартира была в их совместной собственности. В настоящее время Коробкова М.И. проживает с Гусевой Л.Ю. и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения в квартире по адресу: Адрес2. Для признания нуждающимся в жилом помещении каждый ветеран должен иметь не более 11 кв.м. площади на каждого члена его семьи. Общая площадь занимаемой их семьей квартиры составляет 33 кв.м. Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. ветеранам и членам их семей было предоставлено право на обеспечение полноценным для проживания жильем, далее законодательством о ветеранах изменены сроки постановки на учет, вплоть до обращения «за помощью на жилье» после 01.03.2005 г. 09.01.2010 г. вступил в силу Указ № 30 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в соответствии с которым Коробкова М.И. как член умершего ветерана Великой Отечественной войны имеет право претендовать на улучшение жилищных условий путем выделения отдельной квартиры площадью 36 кв.м. или денежного эквивалента ее стоимости. Статус вдовы инвалида ВОВ дает истцу возможность реализовать право на жилье, предоставленное ей Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЭ «О ветеранах». Покойный муж истца являлся военнослужащим, стал инвалидом ВОВ вследствие ранения контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий, по этой причине истец осталась правопреемницей уже не участника ВОВ, а ветерана ВОВ с установленной группой инвалидности. Истец получает ежемесячную надбавку к пенсии за умершего мужа.

Представитель ответчика Администрации г. Дзержинска по доверенности Кирилычева А.Ю. иск не признала, пояснила, что основанием для отказа в постановке Коробковой М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении послужило то обстоятельство, что Коробкова М.И. ухудшила свои жилищные условия, продав жилое помещение по адресу: Адрес1. Данное жилое помещение общей площадью 38,62 кв.м. находилось у Коробковой М.И. и у Гусевой Л.Ю. в совместной собственности. На сегодняшний день Коробкова М.И. в собственности либо по договору социального найма жилья не имеет, проживает в жилом помещении по адресу: Адрес2, принадлежащем Гусевой Л.Ю., при этом площадь данной квартиры составляет 33 кв.м. Договор купли-продажи жилого помещения, где собственником являлась Коробкова М.И. был составлен 11.02.2008 г., в связи с чем не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, по истечении которого Коробкова М.И. может обратиться с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. До отчуждения квартиры по адресу: Адрес1 Коробкова М.И. не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку общая площадь данной квартиры превышала учетную норму, установленную в г. Дзержинске. На сегодняшний день после продажи Коробковой М.И. и Гусевой Л.Ю.квартиры по адресу: Адрес1 и покупки Гусевой Л.Ю.новой квартиры по адресу: Адрес2. Коробкова М.И. стала нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как ухудшила свои жилищные условия. В связи с изложенным истец как вдова участника, инвалида Великой Отечественной войны в настоящее время права на получение материальной выплаты для приобретения жилого помещения не имеет, поскольку такое право производно от права на улучшение жилищных условий, которым Коробкова М.И. не обладает в силу вышеуказанных причин. Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации города Дзержинска от 19.11.2009 г. (протокол №, постановление Администрации г. Дзержинска № от 07.12.2009 г.) Коробковой М.И. в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма было отказано на основании ст. 53 и п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Данное решение Коробковой М.И. не оспорено и не отменено. Требование истца о выделении субсидии на приобретение жилья не основано на законе, поскольку ст. 57 ЖК РФ определен перечень лиц, которые подлежат внеочередному обеспечению жилым помещением. Ветераны Великой Отечественной войны в данном перечню не поименованы. При постановке на ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войныне требуется лишь признания их малоимущими. С требованием истца о взыскания судебных издержек представитель ответчика также не согласна, поскольку представитель истца Гусева Л.Ю. является членом семьи Коробковой М.И., у них общий бюджет, поэтому не ясно каким образом Коробкова М.И. будет оплачивать услуги представительства своему же члену семьи, полагает, что в данном случае имеет место злоупотребление правом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59 - 61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 г. № 135-ФЗ, от 21.12.2009 г. № 327-ФЗ, от 06.05.2010 г. № 79-ФЗ) мерами социальной поддержки инвалидов войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30 постановлено:

1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст. 50 ЖК РФ

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Согласно ст. 51 ЖК РФ

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 52 ЖК РФ

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ст. 54 ЖК РФ

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Из пояснений сторон и материалов дела судом установлено, что истец Коробкова М.И. 05.11.2009 г. обратилась в Администрацию г. Дзержинска с заявлением, где просила «признать ее нуждающейся в жилищных условиях».

19.11.2009 г. комиссия по жилищным вопросам Администрации г. Дзержинска, рассмотрев заявление Коробковой М.И. о признании ее нуждающейся в помещении, предоставляемом по договору социального найма, постановила в постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Коробковой М.И. отказать по основаниям, предусмотренным ст. 53 ЖК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку не истек пятилетний срок со дня совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Установлено, что Коробкова М.И. с 12.04.2008 г. и на момент подачи заявления в отдел распределения и приватизации жилья Администрации г. Дзержинска постоянно зарегистрирована в жилом помещении по адресу: Адрес2. В данном жилом помещении совместно с ней
зарегистрированы: ее внучка - Гусева Людмила Юрьевна, правнук - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г. рождения. Квартира является собственностью Гусевой Л.Ю. на основании договора купли-продажи от 11.02.2008 г. До 12.04.2008 г. Коробкова М.И. была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: Адрес1. Указанная квартира являлась двухкомнатной, имела общую площадь в размере 38,62 кв.м., что превышает учетную норму жилого помещения, установленную
Постановлением Городской Думы № от 25.01.2006 г. Данная квартира находилась в совместной собственности Коробковой М.И. и Гусевой Л.Ю. на основании договора № от 22.05.1992 г. о безвозмездной передаче жилья в собственность. 11.02.2008 г. Коробкова М.И. и Гусева Л.Ю. продали данную квартиру за 1 млн. 300 тыс. руб. и на полученные средства 11.02.2008 г. Гусева Л.Ю. приобрела однокомнатную квартиру общей площадью 33,0 кв. м. по адресу: Адрес2. Продав принадлежавшее ей и Гусевой Л.Ю. на праве совместной собственности жилое помещение, Коробкова М.И. другое жилое помещение в собственность не приобрела. В настоящее время Коробкова М.И., являющаяся членом семьи Гусевой Л.Ю., проживает в квартире по адресу: Адрес2, принадлежащей Гусевой Л.Ю.Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Как установлено в судебном заседании, Коробкова М.И., являющаяся вдова участника и инвалида Великой Отечественной войны, произвела отчуждение принадлежавшего ей и <данные изъяты> жилого помещения по адресу: Адрес1, общая площадь которого превышала учетную норму жилого помещения, установленную Постановлением Городской Думы № от 25.01.2006 г. (11 кв.м. на каждого члена семьи), и с 12.04.2008 г. зарегистрирована и проживает в принадлежащей Гусевой Л.Ю. квартире по адресу: Адрес2 общей площадью 33 кв.м., где помимо истца зарегистрированы и проживают Гусева Л.Ю. и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Суд при разрешении спора учитывает, что одним из критериев обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» является нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Основанием отказа ответчика в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в силу п. 3 ч. 1 ст. ст. 53, ст. 54 ЖК РФ послужило то обстоятельство, что не истек 5-летний срок со дня совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Судом установлено, что Коробкова М.И. ухудшила свои жилищные условия, в соответствии с чем она имеет право встать на учет нуждающихся в жилых помещениях лишь по истечении пяти лет со времени ухудшения ею своих жилищных условий.

Таким образом, решением комиссии по жилищным вопросам Администрации города Дзержинска от 19.11.2009 г. (протокол №, постановление Администрации г. Дзержинска № от 07.12.2009 г.) Коробковой М.И. обоснованно отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Данное постановление Коробковой М.И. не оспорено и является действующим. Право же истца на субсидию для приобретения жилья производно от ее права на улучшение жилищных условий, каковым как на 05.11.2009 г., так и на настоящее время Коробкова М.И. не обладает.

Истцом не представлено каких-либо доказательств в подтверждение обоснованности заявленного ею требования к ответчику о выделении субсидии на приобретение отдельного жилья как члену семьи умершего ветерана и инвалида Великой Отечественной войны. Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения искового требования истца и полагает необходимым в удовлетворении иска ей отказать.

Поскольку Коробковой М.И. в удовлетворении иска отказано, то оснований для возмещения понесенных ею судебных издержек не имеется.

Руководствуясь ФЗ «О ветеранах», ст. ст. 50-54 ЖФ РФ, ст.ст. 12, 55, 56, 67, 98, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Коробковой Марии Ивановне в удовлетворении иска к Администрации г. Дзержинска о выделении субсидии на приобретение отдельного жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья: п/п Г.В. Ратникова

Копия верна.

Федеральный судья:

Секретарь: