Решение по заявлению Осипова М.В. о признании отказа Администрации в выдаче разрешения на строительство незаконным



Дело № 2-4887 г. Дзержинск

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области

в составе председательствующего федерального судьи Ратниковой Г.В.,

при секретаре Александровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Осипова Михаила Владимировича о признании отказа Администрации г. Дзержинска Нижегородской области в выдаче разрешения на строительство незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Осипов М.В. обратился в суд с заявлением о признании отказа Администрации г. Дзержинска Нижегородской области в выдаче разрешения на строительство незаконным, обязании выдать данное разрешение.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 06.11.2008 г. им на основании договора купли-продажи в собственность было приобретено жилое помещение - квартира общей площадью 75,26 кв.м., находящаяся по адресу: Адрес1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия № от 16.12.2008 г. 26.12.2008 г. Администрацией г. Дзержинска принято постановление № 5002 «О переводе жилых помещений в нежилые, нежилых помещений в жилые», в соответствии с которым был разрешен перевод указанного жилого помещения в нежилое помещение, выдано уведомление о переводе. В дальнейшем Осиповым М.В.было принято решение о реконструкции квартиры для размещения магазина со строительством пристроя на земельном участке под многоквартирном домом. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента проведения его государственного кадастрового учета. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 07.12.2009 г., земельный участок кадастровый № площадью 1411 кв.м., расположенный по адресу: Адрес1, поставлен на государственный кадастровый учет 07.12.2009 г. По инициативе заявителя было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого был включен вопрос о согласовании реконструкции квартиры № с возведением пристроя к дому. Согласно протоколу общего собрания 100% собственников помещений в многоквартирном доме приняли решение о согласовании указанной реконструкции квартиры. В соответствии с письмом от 30.01.2009 г. № КУМИ г. Дзержинска от лица собственника муниципального имущества также не возражает против данной реконструкции. В целях разработки проектной документации для осуществления реконструкции квартиры со строительством пристроя заявителем был получен градостроительный план земельного участка кадастровый номер №, утвержденный постановлением Администрации г. Дзержинска от 20.09.2010 г. №, а также технические условия организаций, обеспечивающих техническое обслуживание, организаций-поставщиков коммунальных услуг и согласования инспектирующих органов. Лицензированной организацией в 2010 г. с учетом указанных выше документов был разработан рабочий проект размещения магазина по указанному адресу, шифр №, по которому получено заключение Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Дзержинска от 04.10.2010 г. № на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка. 08.10.2010 г. Осиповым М.В. в Администрацию г. Дзержинска в целях осуществления строительства на законных основаниях направлено заявление о выдаче разрешения на строительство для реконструкции принадлежащей ему квартиры со строительством пристроя и приложением всех документов, предусмотренных п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. 18.10.2010 г. в адрес заявителя поступило письмо Администрации г. Дзержинска № о необходимости предоставления документов в соответствии с п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Заявитель полагает, что отказ Администрации г. Дзержинска о выдаче разрешения на строительство незаконен, поскольку вместе с заявлением на строительство им были представлены все необходимые документы, в то время как п. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФустановлено, что не допускается требовать иные документы для получения данного разрешения, за исключением указанных в п. 7 документов.

Осипов М.В. просит суд признать отказ Администрации г. Дзержинска в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письме от 18.10.2010 г. №, незаконным; и обязать ее принять решение о выдаче разрешения на строительство.

В настоящем судебном заседании представитель заявителя по доверенности, Медведева И.П., заявление поддержала.

Представитель заинтересованного лица, Администрации г. Дзержинска, по доверенности, Афанасьев Д.И., в настоящем судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что Осиповым М.В. не в полном объеме были представлены, предусмотренные п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, документы, а именно им не было представлено согласие на реконструкцию правообладателей квартиры № ФИО6 и квартиры № - ФИО4 и ФИО8, поскольку на момент проведения общего собрания собственников многоквартирного дома квартира № находилась в муниципальной собственности, у квартиры № был другой собственник, а на время обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство данные квартиры были переданы в собственность указанных граждан, согласие на реконструкцию от которых получено не было. На вопрос суда представитель ФИО3 пояснил, что предоставления никаких иных документов, кроме согласия на реконструкцию указанных лиц, для выдачи разрешения на строительство не требуется, поскольку все предусмотренные ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы, за исключением указанных, Осиповым М.В. были представлены. Реконструкция, которую намерен произвести Осипов М.В., со строительство пристроя затрагивает права собственников помещений в данном жилом доме как на общее имущество данного жилого дома, так и на земельный участок, на котором расположен данный жилой дом.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив и проверив материалы, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям ч. 1, 2, 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Разрешение на строительство необходимо в случае выполнения строительных работ на объекте капитального строительства, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФуполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Частью 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

В части 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ указан перечень документов, необходимых для решения вопроса о выдаче разрешения на строительство. Частью 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается истребование иных документов для получения разрешения на строительство за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи.

Согласно пункту 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в случае реконструкции объекта капитального строительства застройщик к заявлению о выдаче разрешения на строительство должен приложить документ, подтверждающий согласие всех правообладателей объекта капитального строительства.

В силу ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

На основании части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

К распоряжению общим имуществом относятся, в том числе действия по изменению объекта.

Таким образом, общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников помещений.

В соответствии с частью 3 статьи 36 и частью 2 статьи 40 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции; если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Судом установлено, что 06.11.2008 г. Осиповым М.В. на основании договора купли-продажи в собственность было приобретено жилое помещение-квартира общей площадью 75,26 кв.м., находящаяся по адресу: Адрес1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия № от 16.12.2008 г. 26.12.2008 г. Администрацией г. Дзержинска принято постановление № «О переводе жилых помещений в нежилые, нежилых помещений в жилые», в соответствии с которым был разрешен перевод указанного жилого помещения в нежилое помещение, выдано уведомление о переводе.

В дальнейшем Осиповым М.В. было принято решение о реконструкции квартиры для размещения магазина со строительством пристроя на земельном участке под многоквартирном домом. В целях разработки проектной документации для осуществления реконструкции квартиры со строительством пристроя заявителем был получен градостроительный план земельного участка кадастровый номер №, утвержденный постановлением Администрации г. Дзержинска от 20.09.2010 г. №, а также технические условия организаций, обеспечивающих техническое обслуживание, организаций-поставщиков коммунальных услуг и согласования инспектирующих органов. Лицензированной организацией в 2010 г. с учетом указанных выше документов был разработан рабочий проект размещения магазина по указанному адресу, шифр 2010-08, по которому получено заключение Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Дзержинска от 04.10.2010 г. № на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка.

08.10.2010 г. Осиповым М.В. в Администрацию г. Дзержинска было направлено заявление о выдаче разрешения на строительство для реконструкции принадлежащей ему квартиры со строительством пристроя и приложением всех документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. 18.10.2010 г. в адрес заявителя поступило письмо Администрации г. Дзержинска № о необходимости предоставления документов в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно согласия правообладателей квартиры № и квартиры № (л.д. 11-12).

При этом представленного в материалы дела рабочего проекта реконструкции названной квартиры под магазин (л.д. 50-59), следует, что он должен быть расположен на площади данной квартиры путем разборки существующих перегородок и возведения новых и строительством пристроя с торца здания с расположением основного входа со стороны <адрес> (л.д. 54), что, как полагает суд, связано с изменением режима пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, а также с изменением объекта (многоквартирного жилого дома), что в силу п. 3 ст. 36 и п. 2 ст. 40 ЖК РФ, возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.

Так, по инициативе заявителя 01.02.2009 г. было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого был включен вопрос о согласовании реконструкции квартиры № с возведением пристроя дома. Согласно протоколу общего собрания 100% собственников помещений в многоквартирном доме приняли решение о согласовании указанной реконструкции квартиры. Собственником квартиры № в указанном доме на момент проведения собрания являлся ФИО5, которых также выразил свое согласие на реконструкцию квартиры № (л.д. 40). В соответствии с письмом от 30.01.2009 г. № КУМИ г. Дзержинска от лица собственника муниципального имущества - квартир №, № и № в данном доме также не возражал против данной реконструкции (л.д. 42).

Однако, по состоянию на 18.10.2010 г. - дату обращения Осипова М.В. в Администрацию г. Дзержинска с заявлением о выдаче разрешения на строительство собственником квартиры № является ФИО6, собственниками квартиры № - ФИО7 и ФИО8

Так, как указал представитель администрации г. Дзержинска Нижегородской области, Афанасьев Д.И., в настоящем судебном заседании, своего согласия на реконструкцию квартиры № с возведением пристроя новые собственники данных квартир не давали, в связи с чем ему было отказано в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Пункт 2 статьи 8 ГК РФ устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в силу статьи 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Так, как следует из материалов дела, при проведении 01.02.2009 г. общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Адрес1, в повестку дня собрания был включен вопрос № «О наделении полномочиями Осипова М.В. для обращения в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, расположенного по адресу: Адрес1, по результатам рассмотрения которого было решено наделить Осипова М.В. такими полномочиями единогласно (л.д. 39).

Так, как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 07.12.2009 г., земельный участок кадастровый № площадью 1411 кв.м., расположенный по адресу: Адрес1, поставлен на государственный кадастровый учет 07.12.2009 г.

Таким образом, на момент дачи собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Адрес1, согласия на реконструкцию квартиры № в данном доме право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под названным домом, у собственников помещений данного дома не возникло, поскольку по состоянию на 01.02.2009 г. - дату проведения собрания земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет не был, в связи с чем, в данном случае, согласие собственников жилых помещений на реконструкцию, которая влечет изменение режима пользования земельным участком юридического значения не имело, поскольку на момент дачи такого согласия у собственников отсутствовали права в отношении земельного участка, расположенного под многоквартирным домом.

При таких обстоятельствах суд полагает, что в данном случае необходимо согласие собственников помещений многоквартирного дома в связи с изменением объекта (многоквартирного жилого дома) в результате реконструкции, такое согласие было получено 01.02.2009 г.

Суд полагает, что смена собственников квартир в период после получения Осиповым М.В. согласия собственников помещений многоквартирного дома на реконструкцию нежилого помещения - квартиры № не может повлечь для него необходимость получения такого согласия от новых собственников, поскольку новые собственники, приобретая в собственность данное недвижимое имущество, приняли объем тех прав и обязанностей в отношении него и в отношении общего имущества многоквартирного дома, а также в отношении земельного участка, на котором он расположен (абзацем четвертым пункта 4 статьи 35 ЗК РФ), которым обладали их правопредшественники. В обязанность прежних собственников входит уведомить лиц, приобретающих данное имущество о наличии обязательств, данных собственниками имущества третьим лицам. При этом в случае несогласия с правами и обязанностями, переданными новым собственникам жилых помещений, последние вправе обратиться за защитой своих прав с требованиями об оспаривании заключенной ими сделки по переходу в их собственность жилых помещений к прежнему собственнику данного имущества.

При таких обстоятельствах ссылка представителя Администрации г. Дзержинска о том, что Осиповым М.В. не получено согласие всех собственников на проведение реконструкции нежилого помещения квартиры № и строительства пристроя, не может быть признана обоснованной.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Администрацией г. Дзержинска Нижегородской области Осипову М.В. незаконно отказано в выдаче разрешения на строительство.

В связи с чем суд полагает необходимым обязать Администрацию г. Дзержинска принять решение о выдаче разрешения на строительство для реконструкции многоквартирного дома Адрес1 путем реконструкции квартиры № со строительством пристроя для размещения магазина непродовольственных товаров.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") суд считает необходимым установить срок, в течение которого Администрации г. Дзержинска надлежит выдать такое разрешение, и определяет его, исходя из положений ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 36,40 ЖК РФ, ст. 36 ЗК РФ, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 12, 56, 67, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Осипова Михаила Владимировича удовлетворить.

Признать отказ Администрации г. Дзержинска Нижегородской области в выдаче Осипову Михаилу Владимировичу разрешения на строительство, выраженный в письме от 18.10.2010 г. за №, незаконным.

Обязать Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области принять решение о выдаче разрешения на строительство для реконструкции многоквартирного дома Адрес1 путем реконструкции квартиры № со строительством пристроя для размещения магазина непродовольственных товаров в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья: п/п Г.В. Ратникова

Копия верна.

Федеральный судья:

Секретарь: