г. Дзержинск Дело № 2-4790/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием ответчика Закуражнова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кстовского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Индивидуальному предпринимателю Закуражнову Дмитрию Александровичу об обязании исполнить требование о ведении журнала учета проверок,
Установил:
Истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указал, что Кстовской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2008г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства, Правительству РФ указано на необходимость в месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих усилении гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). Во исполнении Указа Президента РФ Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон). В соответствии с ч.ч. 7, 8 ст. 16 Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименование органа муниципального контроля, дата начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых снованиях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 10 ст. 16 Федерального закона). Уполномоченным по установлению типовой формы журнала проверок в соответствии с п.п. 5.2.28.42 - 5.2.28.52 Положения о Министерстве экономического развития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 437 (в ред. от 30.04.2009г. № 387) определено Министерство экономического развития РФ. Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля утверждена Приложением №4 к Приказу Минэкономразвития РФ от 30.04.2009г. № 141, вступившим в силу с 25.05.2009г. В ходе проведенной проверки установлено, что ИП Закуражнов Д.А. журнал учета проверок по установленной форме не ведется, что подтверждается актом проверки от 03.11.2010 года. Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются, в соответствии со ст. 3 Федерального закона, в том числе, недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответственность органов государственного контроля(надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля надзора), муниципального контроля. Согласно ст. 13 Федерального закона срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микро-предприятия в год. В силу ст. 15 Федерального закона при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, не вправе превышать такие сроки. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, типовая форма которого утверждена 30.04.2009, предусматривает графы, в которых должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по окончании проверки должны быть указаны даты начала и окончания проверки, время проведения проверки в часах. Таким образом, ведение такого журнала служит обеспечению соблюдения принципов защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, позволяет выявить факты нарушения должностными лицами органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля законодательства РФ и привлечь виновное лицо к установленному виду ответственности. Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом требований ст. 16 Федерального закона о ведении журнала учета проверок нарушает интересы Российской Федерации, заключающейся в верховенстве закона, единства и укрепления законности. В качестве защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст.1 Федерального закона « прокуратуре Российской Федерации»). Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии с ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязательств в натуре. Просит суд, обязать ИП Закуражнов Д. А. исполнить, предусмотренное ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требование о ведении журнала учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, представил суду заявление, согласно которому просит гражданское дело по его иску рассмотреть в отсутствие их представителя, на исковых требованиях настаивает.
Ответчик ИП Закуражнов Д.А. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями согласен, пояснил, что не был осведомлен о необходимости ведения такого журнала. В настоящее время журнал приобретен ИП Закуражновым Д.А., соответственно, нарушение им устранены в добровольном порядке.
Выслушав объяснения ответчика, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем: в том числе, признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ
1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с частями 7, 8 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименование органа муниципального контроля, дата начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых снованиях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 10 ст. 16 Федерального закона).
Уполномоченным по установлению типовой формы журнала проверок в соответствии с п.п. 5.2.28.42 - 5.2.28.52 Положения о Министерстве экономического развития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 437 (в ред. от 30.04.2009г. № 387) определено Министерство экономического развития РФ. Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля утверждена Приложением №4 к Приказу Минэкономразвития РФ от 30.04.2009г. № 141, вступившим в силу с 25.05.2009 года.
Судом установлено, что по поручению прокурора <адрес> прокуратурой города <адрес> была проведена проверка исполнения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В ходе проверки во исполнении указанного Федерального закона установлено, что у индивидуального предпринимателя Закуражного Дмитрия Александровича, ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в нарушении указанных требований законодательства отсутствует журнал учета проверок, что является недопустимым. Данный факт подтвержден актом исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 03.11.2010 года.
Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом требований ст. 16 Федерального закона о ведении журнала учета проверок нарушает интересы Российской Федерации, заключающейся в верховенстве закона, единства и укрепления законности. В качестве защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Однако, в ходе рассмотрения судом данного дела, ответчик устранил нарушение, в подтверждение чего предоставил суду журнал проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. Начало ведения журнала датируется 20.12.2010 года.
Суд полагает необходимым требование прокурора удовлетворить и решение полагать исполненным.
Руководствуясь ст.ст. 12, 45, 56, 57, 194-198, 206 ГПК РФ, ст.ст. 11, 12 ГК РФ, ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, суд
Решил:
Исковые требования Кстовского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации - удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Закуражного Дмитрия Александровича, ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, исполнить предусмотренное ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требование о ведении журнала учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Решение полагать исполненным.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: п.п. Н.А.Воробьева
Копия верна:
Судья: Н.А.Воробьева
Секретарь: Е.А.Андрианова