Решение по иску Юданова В.Ф. к филиалу ОАО `РЖД` о защите прав потребителей



Дело № 2-4514/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Тихомировой С.А.,

при секретаре Кабановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юданова Валерия Федоровича к Филиалу ОАО «Российские железные дороги» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Юданов В.Ф. обратился с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что он является постоянным пассажиром пригородных поездов Горьковской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги», ему приходится много ездить на пригородных поездах, поскольку является рыбаком, ягодником и грибником, что является для него хорошим подспорьем в домашнем хозяйстве. Истец обратил внимание на то, что в расписании движения пригородных поездов много недостаточной и неполной информации. Так электропоезд № <данные изъяты> по ст. <данные изъяты> прибывает ежедневно в 15-34, по ст. <данные изъяты> тот же электропоезд прибывает только в выходные и праздничные дни в 15-46. Эти расписания электропоездов установлены на открытых платформах, на ст. <данные изъяты> под мостом- пешеходном переходом через железнодорожные пути. В этом расписании движения пригородных поездов отсутствует информация о движении пригородного поезда <данные изъяты>, а данный поезд делает остановки ежедневно на ст. <данные изъяты> в 15-00 (<данные изъяты>) и 08-45,21-45 (<данные изъяты>). О движении пригородного поезда <данные изъяты> отсутствует информация в расписании, которое продается на ст. <данные изъяты> по цене 20 руб. В расписании электропоездов, которое размещено под мостом на ст. <данные изъяты>, указано, что электропоезд № <данные изъяты> прибывает на ст. <данные изъяты> в 24-45, а в <адрес> этот же электропоезд в 21-24. Все эти факты недостоверной и неполной информации для потребителей, а также плохая погода на улице, отсутствие помещений на платформах, которые если есть, то закрыты, возраст № год негативно действуют на здоровье истца. Неоднократно устно истец требовал внести изменения в расписание движения пригородных поездов. Однако все обращения истца остались без ответа и удовлетворения, расписание движения пригородных поездов не изменили. 29.07.2010г. на имя руководителя филиала ОАО «Российские железные дороги» истцом было составлено заявление о предоставлении недостоверной информации с требованием о возмещении морального вреда. 31.08.2010г. на имя истца поступил ответ, в котором Дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении подтвердила изложенные в обращении истца факты недостоверной и неполной информации для потребителей. Однако возместить моральный вред отказались, с чем истец не согласен. До сегодняшнего дня ответчик не выполнил законное требование истца, тем самым не захотел решить вопрос в досудебном порядке. Истец считает, что ему предоставлена недостоверная и неполная информация движения поездов, ответчиком нарушены его потребительские права, так же причинен моральный вред. Истец просит взыскать с ответчика в свою пользу стоимость почтовых услуг в сумме 27 руб 15 коп, стоимость услуг по составлению искового заявления в сумме 1200 руб и компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.

В судебном заседании истец Юданов В.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Мишина Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, показала, что истец ссылается на отсутствие информации в расписании, которое продается на <данные изъяты>, однако, ОАО «РЖД» не несет ответственности за тиражирование расписаний, купленных в электропоездах, и эти расписания не являются официальными документами. В отношении неточностей в расписаниях, установленных на открытых платформах, руководством Дирекции по обслуживания пассажиров в пригородном сообщении проведено служебное расследование и выявленные неточности были сразу же устранены, что подтверждается официальным письмом начальника Горьковского регионального центра по обслуживанию инфраструктуры Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. Компенсация морального вреда в размере 10 000 руб явно несоразмерна причиненным истцу неудобствам, кроме того, факты недостоверной или неполной информации для потребителей, на которые ссылается истец, никак не связаны с негативным влиянием на его здоровье. Считает исковые требования неправомерными и неподлежащими удовлетворению.

Выслушав доводы сторон, проверив и изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В силу п.1 ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ПРАВИЛАМИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКАМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПАССАЖИРОВ, А ТАКЖЕ ГРУЗОВ, БАГАЖА И ГРУЗОБАГАЖА ДЛЯ ЛИЧНЫХ, СЕМЕЙНЫХ, ДОМАШНИХ И ИНЫХ НУЖД, НЕ СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005г. № 111,

6. Перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услугами (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в том числе:

а) перечень работ и услуг, их стоимость;

б) наименование и место нахождения (юридический адрес) перевозчика, место нахождения подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику;

в) сведения о лицензии перевозчика на осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и (или) грузобагажа (номер, срок ее действия, наименование выдавшего органа);

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)

г) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа;

д) время отправления и прибытия поездов;

е) сроки продажи проездных документов (билетов);

ж) перечень вещей (предметов), запрещенных к перевозке и хранению в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа;

з) время работы билетных и багажных касс, товарных контор и камер хранения ручной клади;

и) расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, предназначенных для обслуживания пассажиров, работы с багажом, грузобагажом, и мест взвешивания ручной клади;

к) время прибытия на железнодорожную станцию назначения багажа, следующего без перегрузки в пути следования;

л) порядок предоставления мест в комнатах отдыха пассажиров и комнатах матери и ребенка;

м) перечень категорий граждан, которым предоставляется право бесплатного проезда или право оплаты проезда со скидкой в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

н) порядок страхования пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа;

о) перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности;

п) иные сведения об оказываемых услугах.

7. Информация, указанная в пункте 6 настоящих Правил, предоставляется бесплатно на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пользователей на русском языке, а также по усмотрению перевозчика - дополнительно на государственных языках субъектов Российской Федерации и других языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения.

8. Перевозчик обязан по запросам пользователей услугами предоставлять (на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах) для ознакомления настоящие Правила, а также правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и правила перевозок грузов.

За выдачу справок в письменной форме, в том числе справок, не связанных с оказанием услуг, взимается плата в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

9. Доведение до сведения пассажиров расписания движения пассажирских, в том числе пригородных, и почтово-багажных поездов обеспечивается перевозчиком с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и справочников. Об изменениях в расписании движения пассажирских поездов объявляется по громкой связи на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах.

Судом установлено, что истец Юданов В.Ф. является пассажиром пригородных поездов Горьковской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги», пользуется услугами электропоезда <данные изъяты>. Как следует из объяснений истца электропоезд № <данные изъяты> по ст. <данные изъяты> прибывает ежедневно в 15-34, по ст. <данные изъяты> тот же электропоезд прибывает только в выходные и праздничные дни в 15-46. Эти расписания электропоездов установлены на открытых платформах, на ст. <данные изъяты> под мостом- пешеходном переходом через железнодорожные пути. В этом расписании движения пригородных поездов отсутствует информация о движении пригородного поезда <данные изъяты>, а данный поезд делает остановки ежедневно на ст. <данные изъяты> в 15-00 (<данные изъяты>) и 08-45,21-45 (<данные изъяты>). О движении пригородного поезда <данные изъяты> отсутствует информация в расписании, которое продается на ст. <данные изъяты>. В расписании электропоездов, которое размещено под мостом на ст. <данные изъяты>, указано, что электропоезд № <данные изъяты> прибывает на ст. <данные изъяты> в 24-45, а в <адрес> этот же электропоезд в 21-24.

В соответствии с письмом заместителя начальника Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении филиала ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога в связи с обращением истца о неточной информации в расписании пригородных поездов по станции <данные изъяты> было проведено служебное расследование, выше изложенные факты подтвердились (л.д.10).

В соответствии с ответом на запрос от 20.12.2010г. начальника Горьковского регионального центра по обслуживанию инфраструктуры Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении следует, что в связи с обращением Юданова В.Ф. проведено служебное расследование, по итогам которого неточности в расписании движения пригородных поездов по станции <данные изъяты> устранены (л.д.27).

Таким образом, суд считает установленным факт нарушения прав потребителя.

В силу п.2 ст.12 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

В соответствии с п.1 ст.29 указанного Закона потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

В соответствии со ст.15 Закона Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая нравственные страдания истца, требования разумности и справедливости, полагает возможным удовлетворить в этой части исковые требования частично, а именно в сумме 1000 руб.

В силу ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Таким образом, с ответчика в пользу истца надлежит взыскатьрасходы по оплате составления искового заявления в сумме 1200 руб и почтовые расходы в сумме 27 руб 15 коп, оплата которых подтверждены чеками и квитанциями.

Всего с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 2 227 руб 15 коп.

В соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Учитывая, что ответчиком в добровольном порядке не удовлетворены требования истца, суд полагает необходимым взыскать с ответчика штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу истца, т.е. в сумме 1 113 руб 58 коп.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для организаций - 4 000 рублей.

Таким образом, с ответчика надлежит взыскать госпошлину в доход местного бюджета в сумме 4 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Юданова Валерия Федоровича- удовлетворить частично.

Взыскать с филиала ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении «Горьковская железная дорога» в пользу Юданова Валерия Федоровича в счет возмещения морального вреда 1000 руб, расходы по оплате юридических услуг в сумме 1200 руб и почтовые расходы в сумме 27 руб 15 коп, всего 2 227 руб 15 коп.

В остальной части иска- отказать.

Взыскать с филиала ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении «Горьковская железная дорога» штраф в размере 1 113 руб 58 коп и госпошлину в доход местного бюджета в сумме 4 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Нижегородском областном суде в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Судья п\п С.А.Тихомирова

Копия верна

Судья С.А.Тихомирова

Секретарь М.А.Кабанова