2 - 2465 / 2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2010 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего Широковой Т.П., при секретаре Соколовой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробковой Марии Ивановны к Администрации г.Дзержинска об обязании обеспечить отдельным жильем и выдать вне очереди жилищный сертификат,
У с т а н о в и л :
Истец Коробкова М.И. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она как член семьи ветерана и инвалида Великой Отечественной войны нуждается в условиях проживания, необходимых для спокойного существования престарелого человека. 05.11.2009 г. почтой истец отправила заявление с приложениями в адрес администрации города Дзержинска Нижегородской области с заявлением о выделении ей помощи на приобретение жилья, положенного нуждающимся ветеранам ВОВ. 19.11.2009 г. Комиссией но жилищным вопросам Администрации города Дзержинска рассмотрено заявление о признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с решением отказать истцу в праве на просимое улучшение.
Истец считает, что ответчиком было неправильно отказано в реализации права истца на участие в подпрограмме субъектов РФ федеральной программы «Доступное жилье» в обеспечении нуждающихся ветеранов BOB и членов их семей квартирой как особой категории граждан.
Вынесенное решение противоречит интересам истца, не решает сложившуюся жизненную ситуацию как семьи, обязанной быть обеспеченной жилищем в первоочередное порядке : жены умершего ветерана и инвалида войны с другими членами ее семьи. Потому право участия в Федеральной жилищной программе ветеранов ВОВ и членов их семей истец не может реализовать, в связи с чем и обратилась в суд с указанным иском.
Как пояснила представитель истца Гусева Л.Ю., проживающие совместно с истцом Коробковой М.И. ее ближайшие родственники - внучка Гусева Людмила Юрьевна, сын Гусевой Л.Ю.- правнук ФИО1, Дата обезличена г. рождения нуждаются в улучшении жилищных условий.
Истец считает, что действующим законодательством закреплено право всех нуждающихся ветеранов ВОВ на получение квартир и выделено достаточно государственных средств веем обратившимся за данным видом помощи семьям, вставшим на учет и после 01 марта 2005 года. Ранее истец владела половиной доли в малогабаритной квартире, общей площадью 38,62 кв.м. по адресу : Адрес1 с сособственником Гусевой Л.Ю. Жилищные условия не ухудшала, квартиры в полной собственности не имела.
В настоящее время Коробкова М.И. проживает в квартире по адресу: Адрес2. Собственником данной квартиры является Гусева Л.Ю. Для признания нуждающимся каждый ветеран должен иметь не более 11 кв.м. площади на каждого члена его семьи. Общая площадь квартиры для нынешнего проживания - 33 кв.м.
Так, Указом № 714 от 07 05.2008 г. ветеранам и членам их семей было дано право обеспечения полноценным для проживания жильем, далее законодательством о ветеранах изменены сроки постановки на учет, вплоть до обращения за помощью на жилье после 01 марта 2005 года.
09.01.2010 года вступил в силу Указ № 30 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жилье ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», по которому Коробкова М.И. как член умершего ветерана ВОВ нуждается в улучшении жилищных условий путем выделения отдельной квартиры площадью 36 кв.м. или денежного эквивалента стоимости.
Статус вдовы инвалида ВОВ дал возможность реализовать право на жилье, предоставленное истцу ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЭ «О ветеранах». Покойный муж истца являлся военнослужащим, стал инвалидом ВОВ вследствие ранения контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий, по этой причине истец осталась правопреемницей уже не участника ВОВ, а ветерана ВОВ с установленной группой инвалидности. Истец получает ежемесячную надбавку к пенсии за умершего мужа до сегодняшнего дня.
Первоначально истец Коробкова М.И. просила обязать Администрацию г.Дзержинска обеспечить ее отдельным жильем и выдать ей вне очереди жилищный сертификат как члену семьи умершего ветерана и инвалида ВОВ.
В ходе рассмотрения дела Коробкова М.И. изменила исковые требования, просит обеспечить ее отдельным жильем и выдать вне очереди жилищный сертификат как члену семьи умершего ветерана и инвалида ВОВ на его приобретение с использованием в филиалах Центрального банка-распорядителя в субъекте РФ - Владимирской области, округе Муроме.
Просит взыскать с ответчика сумму услуг составления искового заявления и приложений к нему об обеспечении отдельным жильем и выдаче вне очереди жилищного сертификата члену семьи умершего ветерана и инвалида ВОВ в полном размере 5000 рублей, услуг договора поручения на совершение юридических действий представлять интересы в Дзержинском городском суде Нижегородской области по гражданскому делу Коробковой Марии Ивановны об обеспечении отдельным жильем и выдаче вне очереди жилищного сертификата члену семьи умершего ветерана и инвалида ВОВ Дзержинской городской администрацией Нижегородской области в полном размере 15000 рублей, нотариально оформленной, заверенной доверенности от 17 июля 2010 года на представление интересов истца на всех стадиях судебного процесса всех инстанций в полном размере 700 рублей, копии нотариально удостоверенной доверенности в полном размере 20 рублей.
Просит также взыскать с ответчика сумму госпошлины в полном размере 100 рублей за рассмотрение искового заявления об обеспечении отдельным жильем и выдаче вне очереди жилищного сертификата члену семьи умершего ветерана и инвалида ВОВ сумме 821,60 руб. за требования в части компенсации истцу расходов уполномоченного им на защиту на всех стадиях судебного процесса.
Истец Коробкова М.И. в суд не явилась, представила заявление, где просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца, третье лицо Гусева Л.Ю., действующая на основании доверенности, иск поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г.Дзержинска Кирилычева А.Ю. иск не признала, пояснила, что основанием для отказа в постановка на учет в качестве нуждающейся Коробковой М.И. послужило не то обстоятельство, в соответствии с которым ее необходимо было признать малоимущей, а то, что Коробкова М.И. ухудшила свои жилищные условия, продав жилое помещение по адресу: Адрес1, где являлась собственником 1/2 доли данного жилого помещения. Жилое помещение по адресу: Адрес1 было площадью 38,62 кв.м. На сегодняшний день Коробкова М.И. проживает в жилом помещении по адресу: Адрес2, площадь которого составляет 33 кв.м. Договор купли-продажи жилого помещения, где собственником являлась Коробкова М.И. был составлен в 2008 году в связи с этим не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, по истечении которого Коробкова М.И. может обратиться с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся. На момент регистрации по адресу: Адрес1 она не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку общая площадь превышала учетную норму, установленной в г. Дзержинске. На сегодняшний день после покупки новой квартиры Коробкова М.И. стала нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как ухудшила свои жилищные условия.
Доводы представителя Коробковой М.И. о том, что проданное жилое помещение является непригодным для проживания считает несостоятельным, так как на сегодняшний день Администрацией г. Дзержинска и межведомственной комиссией, которая создана для признания жилых помещений непригодными для проживания, не было вынесено решения о признании аварийным, подлежащим сносу, непригодным для проживания квартиры либо самого дома по адресу: Адрес1. Таким образом, на сегодняшний день и на момент продажи жилого помещения, оно соответствовало всем установленным требованиям, предъявляемым требованиям к жилым помещениям, поэтому все требования истца в этой части безосновательны.
Что касается требования о предоставлении вне очереди жилищного сертификата Коробковой М.И. считает, что данное требование не основано на законе, поскольку ст. 57 ЖК РФ определяет перечень лиц, которые подлежат внеочередному обеспечению жилым помещением. Ветераны ВОВ к вышеуказанному перечню не относятся. При постановке на учет ветеранов ВОВ не применяется лишь одна норма - признание их малоимущими. Поэтому у Администрации г. Дзержинска не было законных оснований для постановки на учет Коробковой М.И., поэтому на основании ст. 53, п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ Коробковой М.И. было отказано.
Необоснованность предоставления жилищного сертификата заключается также в том, что жилищный сертификат не предоставляется ветеранам ВОВ, ветеранам предоставляются единовременные выплаты на приобретение жилья. Существует порядок предоставления денежной выплаты. Средства федерального бюджета поступают в областной бюджет, Правительство Нижегородской области готовит распоряжение о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение либо строительство жилья на каждого конкретного ветерана. И только после этого, когда готово распоряжение Правительства Нижегородской области, к ним поступает распоряжение вместе с денежными средствами. После этого происходит выдача выписок из распоряжения ветеранам, включенным в это распоряжение. После приобретения ветеранами жилого помещения по договору купли-продажи с отсрочкой платежа Администрация г. Дзержинска перечисляет денежные средства на счета продавцов жилых помещений.
Что касается приобретения жилого помещения во Владимирской области, то опять же законодательство РФ не предусматривает такую возможность для жителей Нижегородской области. Таким образом, ветераны ВОВ, проживающие на территории Нижегородской области должны приобрести жилое помещение лишь на территории данного субъекта РФ, это требование Закона Нижегородской области № 68 «Об обеспечении жильем отдельных категорий граждан».
Что касается взыскания в пользу истца судебных издержек, то считает данные требования необоснованными, так как представитель Коробковой М.И. является членом ее семьи, бюджет у них общий, поэтому не ясно каким образом Коробкова М.И. будет оплачивать услуги представительства своему же члену семьи.
Администрация г. Дзержинска не видит никаких законных оснований для постановки на учет Коробковой М.И. в качестве нуждающейся, более того не обеспечиваются ветераны ВОВ единовременными выплатами на приобретение жилья.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59 - 61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 14 ФЗ «О ветеранах» - мерами социальной поддержки инвалидов войны являются …обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
В силу Указа Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. - В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановляю:
1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
(в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30)
В силу ст. 50 ЖК РФ - Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
(часть шестая введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
В силу ст. 51 ЖК РФ - 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст. 52 ЖК РФ - 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 53 ЖК РФ - Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу ст. 54 ЖК РФ - 1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Судом установлено из пояснений сторон и материалов дела, что истец Коробкова М.И. 05.11.2009 г. обратилась в Администрацию г.Дзержинска с заявлением, где просила «признать ее нуждающейся в жилищных условиях».
19.11.2009 г. Комиссия по жилищным вопросам Администрации г.Дзержинска, рассмотрев заявление Коробковой М.И. о признании ее нуждающейся в помещении, предоставляемом по договору социального найма, постановила отказать Коробковой М.И. в постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ст.53 ЖК РФ ( не истек 5-летний срок со дня совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий).
Установлено, что Коробкова М.И. на момент подачи заявления в отдел распределения и приватизации жилья Администрации г. Дзержинска постоянно
зарегистрирована в жилом помещении по адресу: Алрес2 с
12.04.2008 г. В данном жилом помещении совместно с ней
зарегистрированы: её внучка - Гусева Людмила Юрьевна, правнук - ФИО1. Квартира является собственностью Гусевой Л.Ю. по
договору купли-продажи. Ранее Коробкова М.И. была зарегистрирована
в жилом помещении по адресу: Адрес1, где была
сособственником 1/2 доли квартиры, общей площадью 38,62 кв.м., что
превышает учетную норму жилого помещения, установленную
Постановлением Городской Думы № 40 от 25.01.2006 г.
Администрация г.Дзержинска постановила отказать Коробковой М.И. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ст. 53 ЖК РФ (не истек 5-
летний срок со дня совершения действий, приведших к ухудшению
жилищных условий) л.д.20-31).
Судом установлено, что общая площадь квартиры Гусевой Л.Ю. составляет 38,62 кв.м., что превышает учетную норму жилого помещения, установленную
Постановлением Городской Думы № 40 от 25.01.2006 г. (учетная норма составляет 11 кв.м. на человека). При этом, данная норма распространяется на лиц, являющихся нанимателями, собственниками либо членами их семей.
Судом же установлено, что Коробкова М.И. является членом семьи собственника квартиры Гусевой Л.Ю. Данное обстоятельство не оспаривала в суде и Гусева Л.Ю.
Поскольку, как установлено в судебном заседании, Коробкова М.И.- вдова участника и инвалида ВОВ - является членом семьи Гусевой Л.Ю. - собственника квартиры, расположенной по адресу : Адрес2., до 12.04.2008 г. Коробкова М.И. была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: Адрес1, где была
сособственником 1/2 доли квартиры, общей площадью 38,62 кв.м., что
превышает учетную норму жилого помещения, установленную
Постановлением Городской Думы № 40 от 25.01.2006 г., суд полагает, что исковые требования истца являются необоснованными, поскольку одним из критериев обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Основанием отказа в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в силу ст. ст. 53, п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ послужило то обстоятельство, что не истек 5-летний срок со дня совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий. Доказательств обратного суду не представлено. Таким образом, отказ Администрации г.Дзержинска является обоснованным.
Истцом не представлено никаких доказательств в обоснование требований обеспечить ее отдельным жильем и выдать вне очереди жилищный сертификат как члену семьи умершего ветерана и инвалида ВОВ на его приобретение с использованием в филиалах Центрального банка-распорядителя в субъекте РФ - Владимирской области, округе Муроме.
Поскольку в удовлетворении иска Коробковой М.И. отказано, то не имеется оснований для возмещения понесенных ею судебных издержек, в том числе и на оплату услуг представителя.
При указанных обстоятельствах, иск Коробковой М.И. является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 57, 198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Отказать Коробково й Марие Ивановне в удовлетворении иска к Администрации г.Дзержинска об обязании обеспечить отдельным жильем и выдать вне очереди жилищный сертификат.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.
Председательствующий: п/п Широкова Т.П.
Копия верна. Судья: Секретарь: