Решение по заявлению Прокурора г. Дзержинска о признании недействующим постановление Администрации г. Дзержинска в части установления единых усредненных нормативов постребления услуг



Дело № 2-141/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 января 2011 г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Свешниковой М.В., с участием прокурора Чуплановой О.В., при секретаре Мякининой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Дзержинска о признании недействующим постановление Администрации г. Дзержинска в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Дзержинска обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что постановлением Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» (с изменениями, внесенными постановлением Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006 № 2659) утверждены нормативы потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для граждан, проживающих в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду всех форм собственности.

Постановление Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» было опубликовано в газете <данные изъяты> от 29.12.2005 №.

Постановлением Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006 № 2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 и 2527» в постановление Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» были внесены изменения.

Постановление Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006 № 2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 и 2527» было опубликовано в газете <данные изъяты> от 21.12.2006 №.

Согласно Приложению к постановлению Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 норматив потребления централизованного отопления установлен для всех видов зданий в размере 0,018 Гкал на 1 кв.м в месяц и 0,22 Гкал на 1 кв.м в год; норматив потребления горячего водоснабжения установлен для всех видов зданий в размере 3,15 куб.м на 1 человека в месяц и 36,22 куб.м на 1 человека в год.

В соответствии с п. 1 постановления от 27.12.2005 № 2526 указанные нормативы потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению были введены в действие с 01 января 2006 года. В настоящее время являются действующими.

Из пояснений, представленных Администрацией г. Дзержинска в прокуратуру г. Дзержинска (исх. № от 14.04.2010), следует, что норматив потребления на отопление был установлен в соответствии с Методикой определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденной приказом Роскоммунхоза от 22.11.1993 № 60.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодека Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было издано постановление от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Пунктами 9 и 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила), определено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Согласно п. 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно Приложению.

Постановление Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 было принято до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Однако, с момента вступления его в силу оно вошло в противоречие с названным постановлением Правительства Российской Федерации в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск.

Подтверждением того, что на территории г. Дзержинска жилые дома дифференцируются в зависимости от различий в их конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства служит Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 11.12.2009 № 5157 «Об оплате жилого помещения с 1 января 2010 года».

Так, согласно данному постановлению плата за жилое помещение установлена в разном размере в зависимости от типа многоквартирного (жилого) дома. Так, дома подразделяются на:

дома со всеми удобствами, оборудованные лифтом и мусоропроводом,
оборудованные газовыми плитами и не оборудованные газовыми
водонагревателями (колонками);

дома со всеми удобствами, оборудованные лифтом и мусоропроводом,
оборудованные электрическими плитами и не оборудованные газовыми
водонагревателями (колонками);

дома со всеми удобствами, не оборудованные лифтом и мусоропроводом,
оборудованные газовыми плитами и газовыми водонагревателями (колонками);

- дома со всеми удобствами, оборудованные газовыми плитами, не
оборудованные газовыми водонагревателями (колонками), лифтом и
мусоропроводом;

дома со всеми удобствами, оборудованные электрическими плитами, не
оборудованные газовыми водонагревателями (колонками), лифтом и
мусоропроводом;

дома пониженной капитальности с квартирами без одного из видов
благоустройств, оборудованные газовыми плитами и газовыми водонагревателями
(колонками);

дома пониженной капитальности с квартирами без одного из видов
благоустройств, не оборудованные газовыми водонагревателями (колонками), оборудованные газовыми плитами;

дома пониженной капитальности с квартирами без одного из видов
благоустройств, не оборудованные газовыми водонагревателями (колонками), оборудованные электрическими плитами;

- одноэтажные дома без удобств, оборудованные газовыми плитами.
Аналогичная дифференциация платы за жилое помещение применялась администрацией города и в предыдущие годы в постановлениях:

от 01.12.2008 N 4518 «Об оплате жилого помещения с 1 января 2009 года»;

от 19.12.2007 N 3801 «Об оплате жилого помещения с 1 января 2008 года»;

от 19.12.2006 N 2720 «Об оплате жилого помещения с 1 января 2007 года».

Соответственно, при установлении в Постановлении Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению нормативы потребления данных услуг должны быть дифференцированы в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства жилых домов, в том числе при использовании названных или иных критериев.

В настоящее же время данные нормативы не дифференцированы и установлены усреднено для всех типов домов, что противоречит п.п. 9, 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодека Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Прокурор г. Дзержинска просит признать недействующим постановление Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006 № 2659 в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск: пункты 1, 2 Приложения к постановлению Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению».

Представитель Администрации г. Дзержинска заявление не признает.

Представитель Государственной жилищной инспекции Нижегородской области ФИО1 по доверенности просит дело рассмотреть в его отсутствие, по заявлению Прокурора г. Дзержинска пояснил следующее. Норматив потребления на отопление для жителей города Дзержинска установлен Постановлением администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» (с изменениями от 14.12.2006) и составляет 0,018 Гкал на 1 кв.м, в месяц для всех видов зданий. Изменения в Постановление № 2526 внесенные постановлением Администрацией города Дзержинска Нижегородской области от 14.12.2006 № 2659 внесены с целью приведения утвержденных нормативов на отопление в соответствие с правилами установлений и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г, № 306 (далее - Правила), Однако, утвержденный единый усредненный норматив потребления на отопление для всех видов зданий г. Дзержинска установленный в размере 0,018 Гкал за 1 кв.м, противоречит Правилам в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск. В соответствии с пунктом 10 части II Правил, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Представитель Региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО2 по доверенности просит дело рассмотреть в ее отсутствие, по заявлению пояснила следующее. Федеральным законом от 27.07.2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 3.1.15 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области (далее - Служба), утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 года № 171 (с изменениями на 10.12.2010 года), расчет и подготовка предложений для утверждения Правительством Нижегородской области нормативов потребления коммунальных услуг осуществляются Службой. В случае признания судом постановления Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 года № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» (в редакции постановления Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006 года № 2659) недействующим в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг, для обеспечения государственного регулирования размера платы граждан за коммунальные услуги потребуется принятие постановления Правительства Нижегородской области, устанавливающего нормативы потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению. Следует отметить, что принятие указанного постановления связано с необходимостью проведения расчетов нормативов потребления коммунальных услуг, требующих значительных временных затрат. Между тем отсутствие нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению до установления Правительством Нижегородской области новых нормативов приведет к невозможности расчетов за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение, так как большая часть потребителей (население г. Дзержинска) приборов учета не имеет. Несвоевременное поступление денежных средств от населения г. Дзержинска, в свою очередь, может привести к негативным финансовым последствиям для ресурсоснабжающих организаций.

Выслушав стороны, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что прокурор города Дзержинска просит признать недействующим постановления Администрации города Дзержинска от 27.12.2005 №2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления Администрации города Дзержинска от 14.12.2006 №2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г.Дзержинска от 27.12.2005 №2526 и 2527» в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных и жилых домов.

Определением Дзержинского горсуда от 26.01.2011г. прекращено производство по делу по заявлению прокурора в части признания недействующим постановления Администрации города Дзержинска от 27.12.2005 №2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления Администрации города Дзержинска от 14.12.2006 №2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г.Дзержинска от 27.12.2005 №2526 и 2527» в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных и жилых домов и п. 1 Приложения к постановлению Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 г. № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению».

В заявлении прокурора города Дзержинска ставится вопрос о признании недействующим вышеуказанного постановления в связи с несоответствием «Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306.

Суд находит заявление прокурора удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 постановления Пленумов ВС и ВАС РФ от 01
июля 1996г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части
первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для
принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях,
предусмотренных законом, также нормативного акта государственного
органа или органа местного самоуправления недействительным являются
одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так
и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом
интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с
соответствующим требованием.

Несоответствие акта закону охватывает: неправильное толкование или применение закона при принятии акта; издание акта соответствующим органом с превышением полномочий или нарушением процедуры его принятия; и др. нарушения. При этом незаконный акт (действие, бездействие) должен нарушать права и интересы лиц, обратившихся за защитой к суду. В приведенном пункте постановления Пленумов подчеркнута необходимость наличия одновременно двух этих условий.

В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление Администрации города соответствует закону и иным правовым актам и не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - потребителей услуги по горячему водоснабжению (далее - ГВС).

В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской
Федерации (далее - ЖК РФ) в редакции, действовавшей на момент принятия
оспариваемого постановления, установление нормативов потребления
коммунальных услуг (за исключением нормативов потребления услуг по
электро- и газоснабжению) в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации, относилось к компетенции органов местного
самоуправления.

Согласно п.п.7 п.5 ст.56 Устава города Дзержинска, действовавшего на момент принятия постановления Администрации города от 27.12.2005 №2526, а также п.п.7 п.5 ст.57 Устава городского округа город Дзержинск, действовавшего на момент принятия постановления Администрации города Дзержинска от 14.12.2006 №2659, Администрация города организует работу по обеспечению населения, учреждений, предприятий и организаций электроэнергией, теплоэнергией, горюче-смазочными материалами, каменным углем, природным и сжиженным газом, другими видами топлива, по строительству газовых сетей, линий электропередач, объектов тепло- и электроснабжения.

Таким образом, оспариваемое постановление было принято Администрацией города в соответствии с ее компетенцией. То обстоятельство, подлежало ли применению постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 «Обутверждении Правил установления и определения коммунальных услуг» было исследовано Дзержинским городским судом Нижегородской области при проверке оспариваемого постановления в части законности установления норматива на отопление. Вступившим в законную силу решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09.04.2008 (дело №2-247/08) было установлено: «... Постановление Правительства РФ от 23.05.06 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» вступило в силу после принятия оспариваемого постановления Администрации города. Указанным Постановлением Правительства РФ были утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно пункту 2 которого, норматив потребления коммунальных услуг был определен как месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов (для отопления - органы местного самоуправления) или ресурсоснабжающих организаций, для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить или рассчитать по формулам согласно приложению (пункты 8,14 Правил). Как установлено в ходе судебного разбирательства обращений ресурсоснабжающих организаций об изменении нормативов теплопотребления в Администрацию г. Дзержинска не поступало...».

Таким образом, в рассматриваемом случае «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» также подлежали применению только в случае изменения или пересмотра в установленном порядке норматива на ГВС.

Судом установлено, что норматив потребления на ГВС был установлен в соответствии с «Методикой определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», утвержденной приказом Роскоммунхоза от 22 ноября 1993г. №60. Право Администрации города использовать указанную Методику при принятии оспариваемого постановления ввиду отсутствия правовых актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих основания и порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, также было подтверждено решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09.04.2008 (дело №) и, в соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ, это обстоятельство следует считать преюдициальным.

Согласно п.3 таблицы 7.1 «Сводная таблица средних нормативов коммунальных услуг по Российской Федерации», приведенной в Методике, средний норматив услуги по ГВС составляет 0,16 Гкал/чел. в месяц. Аналогичный размер был установлен постановлением Администрации города от 27.12.2005 №2526.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 были утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

Приложением № к указанным Правилам установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, а именно: в правовом акте Администрации города об установлении тарифа на ГВС вместо нормативного количества тепловой энергии, используемой для приготовления горячей воды в расчете на 1 человека, подлежал указанию объем холодной воды, подогреваемый этим количеством тепловой энергии.

Согласно постановлению Администрации города от 09.04.2004 №844 «О дополнении регламента», которым был установлен порядок расчета размера платы за ГВС при наличии приборов учета, нормативное удельное количество тепловой энергии, используемое для приготовления горячей воды, составляет 0,0508 Гкал/куб.м. Соответственно, объем подогреваемой горячей воды составляет:

0,16 Гкал/чел. / 0,0508 Гкал/куб.м = 3,15 куб.м/чел. в месяц.

С учетом ежегодных планово-предупредительных ремонтов, срок которых, согласно п.4.4 СанПиН 4723-88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 15.11.1988, действовавших на момент принятия оспариваемого постановления, не может превышать 15 суток, годовая норма расхода горячей воды составляет:

3,15 куб.м * 12 мес. - (3,15 куб.м /30 дней * 15дней) = 36,22 куб.м.

Соответствующие изменения в постановление Администрации города от 27.12.2005 №2526 были внесены постановлением Администрации города от 14.12.2006 №2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г.Дзержинска от 27.12.2005 №2526 и 2527».

2.4. Согласно п.2 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», норматив потребления коммунальных услуг определяется как месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

При этом, согласно п.п.4 п.1 Приложения № к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», исполнитель услуги по ГВС 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректирует размер платы за ГВС в соответствии с расчетным количеством коммунального ресурса, потребленного за конкретный расчетный период в соответствующем многоквартирном доме.

Соответственно, такая корректировка подлежит выполнению независимо от того, дифференцируются ли нормативы потребления в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов, поскольку норматив потребления в любом случае представляет собой усредненный объем потребленных коммунальных ресурсов. Такая корректировка обеспечивает соблюдение прав потребителей коммунальных услуг на оплату коммунального ресурса, количество которого соответствует параметрам и степени благоустройства многоквартирного дома.

Таким образом, постановление Администрации города Дзержинска от 27.12.2005 №2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления Администрации города Дзержинска от 14.12.2006 №2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г.Дзержинска от 27.12 2005 №2526 и 2527» в части установления норматива потребления на ГВС на момент принятия было принято Администрацией города в пределах предоставленных полномочий, соответствует действовавшим на момент его принятия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора города Дзержинска о признании недействующим постановления Администрации города Дзержинска от 27.12.2005 №2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления Администрации города Дзержинска от 14.12.2006 №2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г.Дзержинска от 27.12.2005 №2526 и 2527» в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных и жилых домов и п.2 Приложения к постановлению Администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Председательствующий судья п/п Свешникова М.В.

Копия верна.

Судья -

Секретарь -