Решение по иску Андержановой Р.М. к ГУ УПФ РФ о назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-399/11

08.02.2011 г.

Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Тихоновой В.В. при секретаре Безусовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андержановой Рушании Мясутовны к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии

У С Т А Н О В И Л:

Андержанова Р.М. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда по г. Дзержинску Нижегородской области о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначении пенсии с 01.12.2010г.. Истец мотивирует свои требования тем, что 01.12.2010г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. в связи с медицинской деятельностью. Решением комиссии Управления ПФР по г. Дзержинску в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано в связи с тем, что при требуемом специальном стаже 30 лет документально было подтверждено 29 лет 7 месяцев 6 дней. Ответчик исключил из подсчета специального стажа учебные отпуска: с 16.04.1991г. по 30.05.1991г.; с 03.03.1997г. по 04.04.1997г.; с 11.02.2002г. по 15.03.2002г.; с 05.02.2007г. по 09.03.2007г.. С решением комиссии об отказе в назначении пенсии она не согласна, считает его не законным и не обоснованным по следующим причинам. Полагает, что периоды прохождения ею курсов повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости на основании ст. 187 ТК РФ. При направлении работника на курсы повышения квалификации, согласно указанно статьи, за работником сохраняется место работы, выплачивается средняя заработная плата, следовательно, уплачиваются страховые взносы в ПФ РФ, необходимые для исчисления страхового стажа, что является основанием для включения указанных периодов в страховой стаж в соответствии с п.1ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. Кроме того, прохождение курсов повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет предусмотрено основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 54) и является обязанностью медицинских работников на протяжении всей трудовой деятельности. С учетом изложенного на дату обращения в ГУ-УПФ РФ по г. Дзержинску, т.е. на 01.12.2010г. ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составил более 30 лет. Считает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии. В соответствии со ст.46 Конституции РФ, ст. 18, 19, пп.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску включить в ее специальный стаж в календарном исчислении периоды прохождения курсов повышения квалификации с 16.04.1991г по 30.05.1991г, с 03.03.1997г. по 04.04.1997г, с 11.02.2002г по 15.03.2002г, с 05.02.2007 по 09.03.2007. Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с момента обращения в Управление ПФ РФ, т.е. с 01.12.2010г..

Истец в судебное заседание явилась. Исковые требования поддержала. На вопросы суда пояснила, что ее обучение проводилось в <данные изъяты>. Там находился производственный центр обучения. Данные курсы медицинские работники должны проходить 1 раз в пять лет, без этого им не выдают сертификат, дающий право на работу по специальности, также после обучения им присваивается категория. На курсы ее отправлял работодатель по своей инициативе.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В суд предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд считает возможным. Ранее в отзыве указал, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим законом. Досрочное назначение пенсии по старости медицинским работникам осуществляется в соответствии со ст. 27 п. 1 пп.20 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ. Пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения устанавливается при специальном стаже не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.02г. № 516, период нахождения на курсах повышения квалификации не указан в числе периодов, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. ПФР и его территориальные органы являются правоприменительными органами и осуществляют свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, и не в праве расширительным образом толковать законы и нормативные правовые акты, которые принимались в соответствии с законами и в рамках представленных Правительству РФ. В соответствии с Правилами № 516 от 11.07.02г. периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в течение полного рабочего дня, насчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено иными нормативными актами. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. Кроме того, законодатель сохранил для ряда категорий лиц льготные условия приобретения права на трудовую пенсию, и это право связывается с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При нахождении на курсах повышения квалификации такое неблагоприятное воздействие отсутствует. Только лишь факт получения истицей в спорные периоды заработной платы, с которой производились отчисления в бюджет ПФР, не может служить достаточным основанием для включения периодов обучения истицы на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Из подсчета специального стажа работы исключены периоды курсов квалификации продолжительностью 4 месяца 27 дней. При требуемом стаже 30 лет медицинский стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии составляет 29 лет 07 месяцев 06 дней.

Представитель третьего лица МУЗ «Детская городская больница №» в судебное заседание не явился, в суд представил ходатайство, требования истца поддерживает и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, что суд считает возможным. Ранее в судебном заседании представитель пояснил, что считает требования истца обоснованными. Медицинские работники один раз в пять лет обязаны проходить курсы усовершенствования квалификации. Во время прохождения курсов за работниками сохраняется место работы, следуют отчисления в пенсионный фонд.

Выслушав истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п/п 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах. В соответствии с п.3 ст.28 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организация), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1 ст.28, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

29.10.2002 г. Постановлением Правительства РФ № 781 были утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

При исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.99 г. и дающего право на досрочную трудовую пенсию, применялась Номенклатура должностей <данные изъяты> персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.99 г. №377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.99 г. №395.

Согласно записей в трудовой книжке истец работала:

- с 05.04.1976 г. по 27.08.1976 г. - в качестве <данные изъяты>;

- 21.09.1976 г. по 12.08.1979 г. в качестве <данные изъяты>;

- с 01.04.1981 г. по 27.06.1983 г. в качестве <данные изъяты>;

- с 11.08.1986 г. по настоящее время в качестве <данные изъяты> Детской городской больницы №.

Судом установлено, что ответчик не включил истцу в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.04.1991г по 30.05.1991г, с 03.03.1997г. по 04.04.1997г, с 11.02.2002г по 15.03.2002г, с 05.02.2007 по 09.03.2007 г. (4 месяца 27 дней). Суд считает отказ незаконным, поскольку в эти периоды времени Андержанова Р.М. осуществляла медицинскую деятельность, а пенсионное законодательство не содержит запрета на включение курсов по усовершенствованию в специальный стаж. Андержанова Р.М. направлялась на курсы повышения квалификации с места работы, за ней сохранялось рабочее место, производились выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе и взносы в Пенсионный фонд. Суд считает, что данные периоды следует зачесть в специальный стаж истца в календарном исчислении, как того просит и сам истец, поскольку пенсионным законодательством установлен закрытый перечень видов медицинской деятельности, когда периоды работы подлежат включению в стаж в льготном исчислении, данный перечень расширительному толкованию не подлежит, а курсы усовершенствования в данном перечне не поименованы.

В доказательство того, что истец направлялась именно на курсы повышения квалификации, успешно прошла обучение, суду были представлены соответствующие свидетельства о прохождении повышения квалификации, сертификаты (л.д. 30-38).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что ответчик необоснованно исключил спорные периоды из специального стажа истца, а поскольку на 01.12.2010 г. стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения у истца составлял более 30 лет, требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 57,192-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Андержановой Рушании Мясутовны удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области включить в стаж Андержановой Рушании Мясутовны, дающий право на пенсию, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.04.1991г по 30.05.1991г, с 03.03.1997г. по 04.04.1997г, с 11.02.2002г по 15.03.2002г, с 05.02.2007 г. по 09.03.2007 г. в календарном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию, связанную с медицинской деятельностью, с 01.12.2010 г.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течении десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья В.В. Тихонова