Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием истца Шульпиной И.Н., представителя истца Митрофановой Л.А., представителя ответчика Михайлычевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шульпиной Ирины Николаевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску Нижегородской области о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии,
Установил:
Истец обратилась с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Дзержинску от 03.11.2010 года за № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, за которой она обратилась 21.10.2010 года, как медицинский работник в соответствии со ст. 27 п.1 п.п.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». С отказом не согласна, считает его необоснованным по следующим основаниям: ответчик насчитал ей специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости - 26 лет 1 месяц 11 дней, не включив в специальный стаж: период ее работы с 20.08.1984 года по 10.10.1985 года (1 год 1 месяц 21 день) в должности <данные изъяты>, которые подлежат включению в стаж для назначения досрочной пенсии, согласно Временному положению о дошкольном детском учреждении - <данные изъяты>. В соответствии с типовыми штатами детских садов, утверждёнными Приказом Министра просвещения СССР от 31.12.1971 года № 1031, в ясельных группах работали только <данные изъяты> или <данные изъяты> с медицинским образованием. Согласно Постановлению СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 года, работа в должности <данные изъяты> давала право на пенсию за выслугу лет. Указанный период деятельности в <данные изъяты> относится до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам (до 01.01.2002 года). Периоды прохождения ею курсов повышения квалификации с 27.10.2003 года по 28.11.2003 года, с 05.05.2008 года по 06.06.2008 года (2 месяца 6 дней) подлежат включению в специальный стаж на основании ст. 187 ТК РФ. При направлении работника на курсы повышения квалификации, согласно указанной статье, сохраняются место работы и средняя заработная плата по основному месту работы, следовательно, уплачиваются страховые взносы в ПФ РФ, необходимые для исчисления страхового стажа, что является основанием для включения указанного периода в страховой стаж. Кроме того, прохождение курсов повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет, является обязанностью медицинских работников на протяжении всей трудовой деятельности. В противном случае лечебное учреждение не получит лицензии на занятие профессиональной деятельностью, в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 года № 499. Период нахождения в отпуске по беременности и родам с 05.04.1982 года по 25.07.1982 года (3 мес. 22 дня); в очередном отпуске с 26.07.1982 года по 23.08.1982 года (29 дней); в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 24.08.1982 года по 29.11.1983 года (1 год 03 мес. 05 дн.) включены ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении без применения к этому периоду льготного исчисления. На тот момент действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, согласно которому врачам и среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывалось за один год и 6 месяцев, а она перед уходом в отпуск по уходу за ребёнком работала <данные изъяты> в учреждении <данные изъяты>, поэтому данный период подлежит зачёту в специальный стаж из расчёта 1 год за 1 год и 6 месяцев. Согласно п. 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет», утверждённого Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Таким образом, на дату обращения к ответчику ее специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии составил 31 год 4 месяца 27,5 дня, при необходимом стаже 30 лет. Просит суд признать отказ ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости необоснованным; обязать ответчика включить в стаж для досрочной пенсии по старости в календарном порядке: период ее работы с 20.08.1984 года по 10.10.1985 года (1 год 1 месяц 21 день) в должности <данные изъяты>, периоды прохождения ею курсов повышения квалификации с 27.10.2003 года по 28.11.2003 года, с 05.05.2008 года по 06.06.2008 года (2 месяца 6 дней); обязать ответчика включить в стаж для досрочной пенсии по старости в льготном порядке из расчёта 1 год за 1 год и 6 месяцев: период нахождения в отпуске по беременности и родам с 05.04.1982 года по 25.07.1982 года (3 мес.22 дня + льготно 1 мес. 26дн.), в очередном отпуске с 26.07.1982 года по 23.08.1982 года (29дн.+ льготно 14,5дн.), в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 24.08.1982 года по 29.11.1983 года (1 год 03 мес. 05дн. + льготно 7 мес.17,5 дн.); обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения - 21 октября 2010 года.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточняла, окончательно просит обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в календарном порядке: период ее работы с 20.08.1984 года по 10.10.1985 года (1 год 1 месяц 27 дней) в должности <данные изъяты>, период работы с 30.06.1989 года по 16.06.1995 года (6 лет 17 дней) в должности <данные изъяты>, периоды прохождения ею курсов повышения квалификации с 27.10.2003 года по 28.11.2003 года, с 05.05.2008 года по 06.06.2008 года (2 месяца 6 дней); обязать ответчика включить в стаж для досрочной пенсии по старости в льготном порядке из расчёта 1 год за 1 год и 6 месяцев: период работы в должности <данные изъяты> с 07.08.1981 года по 04.04.1982 года (08 мес. 01 день = льготно 04 мес. 0,5 дн.) и с 30.11.1983 года по 04.08.1984 года (08 мес. 08 дней + льготно 04 мес. 04 дн.), период нахождения в отпуске по беременности и родам с 05.04.1982 года по 25.07.1982 года (3 мес.22 дня + льготно 1 мес. 26дн.), период нахождения в очередном отпуске с 26.07.1982 года по 23.08.1982 года (29дн.+ льготно 14,5дн.), период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 24.08.1982 года по 29.11.1983 года (1 год 03 мес. 05дн. + льготно 7 мес. 21,5 дн.); обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения - 21 октября 2010 года.
В судебном заседании истец Шульпина И.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что вся ее трудовая деятельность была направлена на охрану здоровья детей и взрослого населения, она осуществляла медицинскую деятельность. Медицинское образование получила в ДД.ММ.ГГГГ году, закончила медицинское училище №. Педагогического образования у нее нет, в <данные изъяты> осуществляла медицинскую деятельность, работала в <данные изъяты> группе с детьми от года до двух лет. В <данные изъяты> группах работали только <данные изъяты> с медицинским образованием, в младших группах работали уже <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Митрофанова Л.А. исковые требования поддержала, пояснила, что у истца ответчиком полностью исключен период ее работы с 20.08.1984 года по 10.10.1985 года в должности <данные изъяты> и период работы с 30.06.1989 года по 16.06.1995 год в должности <данные изъяты>. Данные периоды работы истца относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий. В указанный период работы действовали утверждённые Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периоды работы <данные изъяты>. Данный перечень относил <данные изъяты> в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Детский комбинат это объединенные <данные изъяты>. Согласно Временному положению о дошкольном детском учреждении - яслях-саде, утверждённому Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.03.1960 года № 327 и в соответствии с типовыми штатами детских садов, утверждёнными Приказом Министра просвещения СССР от 31.12.1971 года № 103, в <данные изъяты> работали специалисты только с медицинским образованием. Истцу должность в трудовой книжке была записана неправильно как <данные изъяты>, хотя педагогического образования она не имеет, имела медицинское образование, и была принята на работу как <данные изъяты>, которые на тот период только и принимались на работу в <данные изъяты> для работы с детьми <данные изъяты>. Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Работая <данные изъяты>, истец продолжала медицинскую деятельность. Следовательно, указанные периоды подлежат зачёту в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в календарном порядке. Период работы истца в <данные изъяты> отделении ответчиком учтен в календарном порядке, поскольку работа происходила в период 1982-1984 годов. Но в данной ситуации возможно применение Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, согласно которому в специальный стаж медицинских работников засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, а периоды работы после 1 ноября 1999 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1066. Досрочная трудовая пенсия истцу назначается сейчас, поэтому возможно к периоду работы истца в <данные изъяты> отделении применить Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, где среднему медицинскому персоналу отделений <данные изъяты> профиля стационаров стаж засчитывается льготно из расчёта 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Представитель ответчика по доверенности Михайлычева Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что поддерживает представленные отзывы. В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах. При обращении истца было рассмотрено право истца на досрочное пенсионное обеспечение с учетом Правил и Норм, действовавших до введения нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 года. С 07.08.1981 года по 04.08.1984 года истец работала в качестве <данные изъяты>, ее стаж составил 2 года 11 месяцев 28 дней с учетом отпусков. В указанный период работы истца с 01.01.60 года по 01.10.93 года действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, регулировавшее вопросы пенсионного обеспечения педагогических и медицинских работников. Данным постановлением был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно указанному Положению, льготное исчисление стажа работникам здравоохранения применялось в случае, если работа протекала в сельской местности или поселке городского типа. Таким образом, период работы Шульпиной И.Н. в качестве <данные изъяты> включить в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с медицинской деятельностью, в льготном исчислении не представляется возможным. С 20.08.1984 года по 10.10.1985 года истец работала <данные изъяты>, стаж составил 1 год 01 месяц 21 день. В указанный период с 01.01.60 года по 01.10.93 года так же действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Данным Перечнем должность <данные изъяты> не поименована, следовательно, спорный период работы не может быть учтен при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью. С 17.10.1985 года по 27.06.1989 года истец работала в качестве <данные изъяты>, стаж составил 3 года 08 месяцев 11 дней. С 30.06.1989 года по 30.09.1993 года истец работала в качестве старшей <данные изъяты>, стаж составил 4 года 03 месяца 01 день, стаж учтен до 01.10.1993 года, так как Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года утратило силу с 01.10.1993 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой». В Список же профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, действовавший с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ N 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной рудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, дошкольные детские учреждения и школы также включены не были. С 17.06.1995 года по 21.10.2010 года истец работала в качестве <данные изъяты>, ее стаж составил 15 лет 02 месяца 00 дней. Всего стаж истца при применении норм пенсионного обеспечения на период работы истца на момент подачи заявления от 21.10.2010 года составляет 26 лет 01 месяц 11 дней.
Ответчиком было рассмотрено право истца на досрочное пенсионное обеспечение с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, где при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 года. В этой связи при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам за период работы до 01.11.99 года могут применяться постановления Совмина РСФСР от 06.09.91 года № 464, за период работы с 01.11.99 года - постановление Правительства РФ от 22.09.99 года № 1066, за периоды работы после 12.11.2002 года - постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. С 07.08.1981 года по 04.08.1984 года в качестве <данные изъяты>, стаж составил в льготном исчислении 2 года 00 месяцев 04 дня, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 05.04.1982 года по 29.11.1983 года - 1 год 07 месяцев 25 дней. Отпуск по беременности и родам предоставляется женщинам в соответствии с медицинским заключением. Основанием для предоставления отпуска является листок временной нетрудоспособности, выданный врачом, и который является документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. В связи с этим, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается, как период получения пособия по временной нетрудоспособности, и включается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено названными Правилами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая условия и характер труда медицинских работников, Правительством РФ утверждены Правила, определяющие условия реализации права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения № 781 от 22.10.2002 года. Так, пунктом 5 Правил, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы. Таким образом, названным нормативным правовым актом Правительства РФ установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы, а не какой-либо другой деятельности. Периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком по своей правовой природе не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В данные периоды сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в должности и в учреждении, перечисленных в Списках. Поэтому спорные периоды работы могут быть учтены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в календарном порядке. С 20.08.1984 года по 10.10.1985 года в качестве <данные изъяты> и с 30.06.1989 года по 11.03.1995 года в качестве <данные изъяты>, стаж составил 07 лет 01 месяц 08 дней. В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, который действовал с 06.09.91 года до 01.11.99 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, действовавший и применявшийся до 29.10.2002 года, детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной рудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, дошкольные детские учреждения и школы также включены не были. Таким образом, спорный период работы Шульпиной И.Н. включить в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с медицинской деятельностью не представляется возможным. С 17.10.1985 года по 27.06.1989 года в качестве <данные изъяты> стаж составляет 3 года 08 месяцев 11 дней. С 17.06.1995 года по 21.10.2010 года в качестве <данные изъяты> стаж составил 15 лет 02 месяца 00 дней. В данный период времени имели место курсы повышения квалификации 2 месяца 04 дня. В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.02 года № 516, период нахождения на курсах повышения квалификации не указан в числе периодов, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. ПФР и его территориальные органы являются правоприменительными органами и осуществляют свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, и не в праве расширительным образом толковать законы и нормативные правовые акты, которые принимались в соответствии с законами и в рамках представленных Правительству РФ. В соответствии с Правилами № 516 от 11.07.02 года периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено иными нормативными актами. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. Кроме того, законодатель сохранил для ряда категорий лиц льготные условия приобретения права на трудовую пенсию, и это право связывается с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При нахождении на курсах повышения квалификации такое неблагоприятное воздействие отсутствует. Только лишь факт получения истицей в спорные периоды заработной платы, с которой производились отчисления в бюджет ПФР, не может служить достаточным основанием для включения периодов обучения истицы на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. На основании изложенного из подсчета специального стажа работы исключены периоды курсов квалификации. Всего стаж истца при указанном расчете на момент подачи заявления от 21.10.2010 года составляет 22 года 06 месяцев 11 дней. По какому варианту истцу выгоднее рассмотреть заявление - решать истцу, но применять к одному и тому же периоду работы истца разные Списки и Правила, которые выгоднее, нельзя.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На основании п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 данного Закона, Спискисоответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ранее действовавшая редакция п.п. 11 п. 1 и п. 3 статьи 28 указанного Закона предусматривала аналогичные нормы.
29.10.2002 года Постановлением Правительства РФ № 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствие с п.п. 11 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы при назначении такой пенсии.
11.07.2002 года Постановлением Правительства РФ № 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как следует из записей в трудовой книжке и имеющихся в материалах дела документов истец работала:
Судом установлено, что истец обратилась к ответчику 21.10.2010 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску № от 29.10.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии истцу было отказано, при требуемом специальном стаже 30 лет зачтено 26 лет 1 месяц 11 дней. В указанный специальный стаж работа истца в должности <данные изъяты> включена в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, с 30.06.1989 года до утраты действия данного Положения - по 30.09.1993 года. Период работы истца с 07.08.1981 года по 04.08.1984 года в должности <данные изъяты> в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, включен в специальный стаж в календарном порядке. Из подсчета специального стажа исключен период работы истца с 20.08.1984 года по 10.10.1985 года в должности <данные изъяты>, периоды курсов повышения квалификации с 27.10.2003 года по 28.11.2003 года, с 05.05.2008 года по 06.06.2008 года. Рассмотрен вопрос об исчислении специального стажа истца по нормам действующего на 31.12.2001 года правового регулирования - за период до 01.11.1999 года по Постановлению Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, за период с 01.11.1999 года по Постановлению Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, за период после 12.11.2002 года по Постановлению Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. С учетом указанных норм период работы истца с 07.08.1981 года по 04.08.1984 года в должности <данные изъяты> зачтен в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год 6 месяцев за один год работы. Отпуск по беременности и родам в период с 05.04.1982 года по 25.07.1982 года, отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет в период с 24.08.1982 года по 29.11.1983 года зачтен в специальный стаж истца в календарном порядке. Из подсчета специального стажа исключен период работы истца с 20.08.1984 года по 10.10.1985 года в должности <данные изъяты>, с 30.06.1989 года по 16.06.1995 года в должности <данные изъяты>, периоды курсов повышения квалификации с 27.10.2003 года по 28.11.2003 года, с 05.05.2008 года по 06.06.2008 года. Специальный стаж истца составил 22 года 6 месяцев 11 дней.
В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Данные гарантии предусматривались также действующей до введения ТК РФ статьей 112 КЗоТ РСФСР.
По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель производит необходимые отчисления в Пенсионный фонд. Истец направлялась на усовершенствование работодателем, что подтверждается представленными истцом приказами о направлении ее на курсы повышения квалификации, в период прохождения усовершенствования истец повышала свою квалификацию по медицинской специализации с целью осуществления медицинской деятельности, прохождение курсов повышения квалификации являлось обязанностью истца в связи с занимаемой должностью.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что периоды с 27.10.2003 года по 28.11.2003 года, с 05.05.2008 года по 06.06.2008 года нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Указанный период составляет 2 месяца 4 дня.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж может разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность <данные изъяты> независимо от наименования должности и наименование учреждений «детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады».
Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, действовавший с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, детские сады, ясли-сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, дошкольные детские учреждения также включены не были.
Таким образом, период работы истца в должности <данные изъяты> после 1 октября 1993 года включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежит.
Ответчиком отказано во включении в специальный стаж истца периода работы <данные изъяты> с 20.08.1984 года по 10.10.1985 года по тем мотивам, что должность <данные изъяты> не отнесена к медицинскому персоналу.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил в п. 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Из объяснений истца в суде следует, что, несмотря на написание ее должности в трудовой книжке <данные изъяты>, в спорный период она выполняла обязанности <данные изъяты>, работала непосредственно в ясельной группе с детьми от 1 года до 2 лет. Согласно Приказу Министерства просвещения СССР № 103 от 31.12.1971 года «О типовых штатах детских дошкольных учреждений», введенному в действие с 01.03.1972 года, в ясельных группах в штатные единицы были включены лишь должности <данные изъяты>, должности <данные изъяты> в ясельных группах предусмотрены не были. Согласно Временному положению «О дошкольном детском учреждении яслях-саде», утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР № 327 от 08.03.1960 года, на должности воспитателей групп детского сада назначаются лица, окончившие дошкольное педагогическое училище, на должности медицинских сестер ясельных групп назначаются лица, окончившие медицинские школы. Как установлено в судебном заседании, истец на период работы <данные изъяты> имела медицинское образование, что подтверждается дипломом от 04.07.1981 года. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в спорный период истец фактически выполняла обязанности <данные изъяты>, в этот период действовало Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в котором были поименованы должности медицинских сестер (независимо от наименования должности) и учреждение ясли-сады, а потому период работы истца <данные изъяты> с 20.08.1984 года по 10.10.1985 года подлежит включению в специальный стаж истца. Указанный период составляет 1 год 1 месяц 21 день.
Суд не может согласиться с позицией истца о необходимости включения в специальный стаж периода ее работы в должности <данные изъяты> с 07.08.1981 года по 04.04.1982 года, включая в указанный период нахождение в отпуске по беременности и родам, в очередном отпуске, в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет, в льготном исчислении. Ответчик рассчитал специальный стаж истца в соответствии с действующими на момент осуществления трудовой деятельности нормами и правилами, что истцом не оспаривается. В период работы истца в должности <данные изъяты> с 07.08.1981 года по 04.04.1982 года действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, по которому льготное исчисление стажа работникам здравоохранения применялось только в случае, если работа протекала в сельской местности или поселке городского типа. Постановление Совета Министров РСФСР № 464 было принято лишь 06.09.1991 года.
С учетом установленных судом обстоятельств, на 21.10.2010 года специальный стаж истца в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составляет 27 лет 5 месяцев 6 дней, что является основанием к отказу истцу в назначении досрочной трудовой пенсии с 21.10.2010 года в связи с отсутствием требуемого стажа 30 лет.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку исковые требования Шульпиной И.Н. удовлетворены частично, с ответчика следует взыскать в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Шульпиной Ирины Николаевны удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску Нижегородской области включить в стаж Шульпиной Ирины Николаевны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы с 20.08.1984 года по 10.10.1985 года в должности <данные изъяты> продолжительностью 1 год 1 месяц 21 день, периоды курсов повышения квалификации с 27.10.2003 года по 28.11.2003 года, с 05.05.2008 года по 06.06.2008 года продолжительностью 2 месяца 4 дня.
В остальной части заявленных требований Шульпиной Ирине Николаевне отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску Нижегородской области в пользу Шульпиной Ирины Николаевны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья п.п. Н.А.Воробьева,
Копия верна:
Судья Н.А.Воробьева
Секретарь: Е.А.Андрианова