Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Свешниковой М.В., при секретаре Пяшиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Беловой А.Г. к КУМИ Администрации г. Дзержинска об обязании внести изменения в договор купли-продажи,
у с т а н о в и л:
Белова АГ обратилась в суд с заявлением, где просит обязать КУМИ Администрации г. Дзержинска внести изменениыя в пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка № и утвердить пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка № в следующей редакции «выкупная цена участка составляет 224 701,65 руб.», мотивируя тем, что в связи с тем, что она является собственником нежилого встроенного помещения № общей площадью 1979,53 кв.м. и нежилого встроенного помещения № общей площадью 360,16 кв.м. Данные помещения ей принадлежат на основании решения суда от 22.10.2007г и договора купли-продажи № от 02.04.2010г., соответственно. В соответствии со справкой выданной ГП НО «Нижтехинвентаризация» данные встроенные помещения представляют собой нежилое здание, расположенное по адресу: Адрес1. Данное нежилое здание расположено на земельном участке арендуемом у КУМИ г.Дзержинска. В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2010г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2012г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. Для осуществления своего права на выкуп земельного участка, 29.06.2010г. Белова АГ обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением о предоставлении в собственность земельный участок расположенный по адресу: Адрес1. 10.08.2010г. был подготовлен договор купли-продажи земельного участка №. Согласно, расчета цены выкупа земельного участка от 10.08.2010г. и п. 2.1 договора купли-продажи земельного участка №, выкупная цена участка составляет 1 348 208,90 (один миллион триста сорок восемь тысяч двести восемь рублей 90 копеек). С чем Белова АГ не согласна. Она подала в КУМИ заявление, о внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка №, на что от КУМИ Белова АГ получила отказ, по следующим основаниям: предоставленной ею информации недостаточно для установления факта отчуждения помещений, расположенных по адресу: Адрес1, из государственной собственности или муниципальной собственности. На основании плана приватизации арендного строительно-монтажного треста № <данные изъяты>, протокола конференции трудового коллектива арендного предприятия треста № <данные изъяты> и договора № от 01.07.1992г., строительно-монтажный трест № <данные изъяты> выкупил у Комитета по управлению госимуществом Нижегородской области ранее арендованное им имущество, в том числе и административное нежилое здание по Адрес1, В дальнейшем на основании приказа № от 17.07.1992г. строительно-монтажный трест № <данные изъяты> был ликвидирован. 23.07.1992г. ТОО <данные изъяты> выкупило имущество (в том числе административное нежилое здание по Адрес1) у арендного предприятия строительно-монтажный трест № <данные изъяты>. В 1996г. был заключен договор купли-продажи между ТОО <данные изъяты> и ЗАО РИЦ <данные изъяты>, согласно которому, ТОО <данные изъяты> продало ЗАО РИЦ <данные изъяты> нежилое встроенное помещение № расположенное по адресу: Адрес1. 10 августа 1998г. между ЗАО <данные изъяты> и Администрацией г.Дзержинска был заключен договор аренды земельного участка под эксплуатацию помещений административного здания и служебных гаражей расположенных по адресу: Адрес1. В декабре 2000г. на основании решения суда ЗАО <данные изъяты> стало собственником административного нежилого помещения № по Адрес1. В 2007г. на основании решения суда по делу № Белова АГ стала собственником нежилого встроенного помещения № общей площадью 1979,53 кв.м. расположенного по адресу: Адрес1. В 2008г. на основании договора купли-продажи ЗАО <данные изъяты> приобрело у ЗАО РИЦ <данные изъяты> нежилое встроенное помещение № общей площадью 360,16 кв.м. расположенное по адресу: Адрес1. В 2010г. на основании договора купли-продажи Белова АГ стала собственником нежилого встроенного помещения № общей площадью 360,16 кв.м. расположенного по адресу: Адрес1. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. Из названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности. Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности. Смысловое наполнение упомянутого пункта позволяет прийти к выводу, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного из государственной (муниципальной) собственности, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке. В связи с вышеизложенным и ч. 1 ст.2 Федерального закона от 25.10.2010г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Белова АГ считает, что она может реализовать свое право на выкуп земельного участка, по меньшей выкупной цене.
Белова АГ просит дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель КУМИ Администрации г. Дзержинска просит дело рассмотреть в ее отсутствие, по существу заявленного иска сообщиль следующее. На основании постановления Администрации г.Дзержинска от 19.07.10 №2564 «О предоставлении в собственность Беловой А.Г. земельного участка в Адрес1 Комитетом был подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка, кад.№, площадью 899,7 кв.м. для эксплуатации помещений административного здания. В проекте договора п.2.1. установлена выкупная цена земельного участка в размере 1 348 209,90 рублей. Покупатель считает, что выкупная стоимость указанного земельного участка должна определяться с применением льготного порядка. В силу части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительно право на приватизацию таких земельных участков. В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащему императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 01.01.2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения, были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений. При приобретении указанными лицами таких земельных участков и цена устанавливается субъектами РФ в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. Из названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности. Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по льготной цене необходимо установить факт отчуждения недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности. Толкование вышеуказанной нормы позволяет сделать вывод, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного из государственной (муниципальной) собственности, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо то того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Аналогичное толкование по данному вопросу нашло отражение в практике ФАС Волго-Вятского округа (постановление ФАС от 15.01.2009г. №, от 09.10.2009г. №). Согласно Письма Минэкономразвития РФ от 16.07.08 №Д08-2162 к документам, подтверждающим отчуждение здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности, можно отнести: план приватизации (выписка из него); решение органов гос.власти или органов местного самоуправления о приватизации; документы, подтверждающие переход права собственности из государственной или муниципальной в частную по договору купли-продажи или иных сделок. Истец предлагает в качестве правоустанавливающих документов: план приватизации от 22.06.92; акт оценки стоимости имущества на 01.01.92. Однако, из вышепредставленных документов не представляется возможным определить выкуп указанного здания в процессе приватизации. С учетом изложенного, ответчик считает, что истец не имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ, поэтому цена, установленная в проекте договора исчислена верно.
Изучив и проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Белова АГ является собственником нежилого встроенного помещения № общей площадью 1979,53 кв.м. и нежилого встроенного помещения № общей площадью 360,16 кв.м на основании решения суда от 22.10.2007г и договора купли-продажи № от 02.04.2010г.
Нежилое здание, находящееся по адресу: Адрес1 расположено на земельном участке арендуемом у КУМИ г.Дзержинска.
29.06.2010 г. Белова АГ обратилась в КУМИ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: Адрес1 с правом выкупа.
10.08.2010г. был подготовлен договор купли-продажи земельного участка №. Согласно, расчета цены выкупа земельного участка от 10.08.2010г. и п. 2.1 договора купли-продажи земельного участка №, выкупная цена участка составляет 1 348 208,90 руб. Белова АГ с расчетом не согласилась и обратилась в КУМИ с заявлением о внесении изменений в договор купли- продажи земельного участка №, в чем ей было отказано по следующим основаниям: предоставленной ею информации недостаточно для установления факта отчуждения помещений, расположенных по адресу: Адрес1, из государственной собственности или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации": До 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности. Смысловое наполнение упомянутого пункта позволяет прийти к выводу, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного из государственной (муниципальной) собственности, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
На основании плана приватизации арендного строительно-монтажного треста № <данные изъяты>, протокола конференции трудового коллектива арендного предприятия треста № <данные изъяты> и договора № от 01.07.1992г., строительно-монтажный трест № <данные изъяты> выкупил у Комитета по управлению госимуществом Нижегородской области ранее арендованное им имущество, в том числе и административное нежилое здание по Адрес1.
В дальнейшем на основании приказа № от 17.07.1992г. строительно-монтажный трест № <данные изъяты> был ликвидирован. 23.07.1992г.
ТОО <данные изъяты> выкупило имущество (в том числе административное нежилое здание по Адрес1) у арендного предприятия строительно-монтажный трест № <данные изъяты>.
В 1996г. был заключен договор купли-продажи между ТОО <данные изъяты> и ЗАО РИЦ <данные изъяты>, согласно которому, ТОО <данные изъяты> продало ЗАО РИЦ <данные изъяты> нежилое встроенное помещение № расположенное по адресу: Адрес1.
10 августа 1998г. между ЗАО <данные изъяты> и Администрацией г.Дзержинска был заключен договор аренды земельного участка под эксплуатацию помещений административного здания и служебных гаражей расположенных по адресу: Адрес1.
В декабре 2000г. на основании решения суда ЗАО <данные изъяты> стало собственником административного нежилого помещения Адрес1..
В 2007г. на основании решения суда по делу № Белова АГ стала собственником нежилого встроенного помещения № общей площадью 1979,53 кв.м. расположенного по адресу: Адрес1.
В 2008г. на основании договора купли-продажи ЗАО <данные изъяты> приобрело у ЗАО РИЦ <данные изъяты> нежилое встроенное помещение № общей площадью 360,16 кв.м. расположенное по адресу: Адрес1.
В 2010г. на основании договора купли-продажи Белова АГ стала собственником нежилого встроенного помещения № общей площадью 360,16 кв.м. расположенного по адресу: Адрес1.
В соответствии с пунктом 1 Декрета ВЦИК СНК РСФСР от 10.04.1923 г. « О государственных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» - государственными трестами признаются государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденного для каждого из них устава, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. Государственными трестами признаются государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденного для каждого из них устава, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.
Государственные тресты несут ответственность по своим обязательствам лишь в пределах состоящего в их распоряжении имущества.
Согласно пункту 6 указанного Декрета трест владеет, пользуется и распоряжается предоставленным ему государством имуществом, а равно производит свои операции на общем основании гражданских законов с теми изъятиями, которые установлены или будут установлены в особых законах. Равным образом, на основании гражданских законов (ст. 21 Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р.), земля, недры, воды и леса предоставляются тресту на праве пользования.
Согласно пунктам 15,16 Декрета капитал, передаваемый государством тресту и фиксированный в уставе последнего, является уставным капиталом треста.
Уставный капитал треста распадается: на а) основной и б) оборотный.
Под основным капиталом понимается все имущество, которое не уничтожается целиком в одном акте производства, как-то: фабричные и другие строения, машины, оборудование, инструменты, живой и мертвый инвентарь и т.п.
Под оборотным капиталом понимаются деньги, ценные бумаги, продукция, а равно все предметы, которые могут быть только однажды использованы в процессе производства, как-то: топливо, сырье, разные металлы и т.п.
Соответственно имущество, приобретенное ТОО <данные изъяты> у строительно-монтажного треста № <данные изъяты> на основании договора продажи приватизированного имущества от 27.07.1992 г. изначально являлось государственным имуществом, входящим в уставной капитал треста. Административное нежилое помещение в составе основных средств было приватизировано строительно-монтажным трестом № <данные изъяты> на основании плана приватизации.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что истца в настоящее время является собственником недвижимого имущества, ранее находившегося в государственной собственности, а, следовательно, для расчета выкупной цены земельного участка, расположенного по адресу: Адрес1, следует применять льготный порядок, предусмотренный пунктом 1 ст.2 Федерального закона « О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Руководствуясь ст. ст. 12, 57, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Беловой А.Г. удовлетворить, обязать КУМИ Администрации г. Дзержинска внести изменения в пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка № и утвердить пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка № в следующей редакции: «выкупная цена участка составляет 224 701,65 руб.».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского обласного суда через Дзержинский городской суд.
Судья М.В. Свешникова