Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием представителя истца Мукасеевой А.А., представителя ответчика Мижерицкой И.А., представителя третьего лица Радаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Строевой Н.Н. к Министерству социальной политики Нижегородской области в лице Управления социальной защиты г. Дзержинска о признании права на меры социальной политики,
Установил:
Истец обратился с указанным иском, мотивируя его тем, что является матерью погибшего военнослужащего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходившего службу по призыву в войсковой части №, погибшего при исполнении обязанностей военной службы ДД.ММ.ГГГГ вследствие огнестрельного ранения головы. В извещении (которое, как в нем указано, является документом о возбуждении ходатайств о предоставлении льгот) от 10.11.2009 года № объединенного военного комиссариата г. Дзержинск и Володарского р-на Нижегородской области указано: гибель ФИО1. считать не боевой, потерян при исполнении обязанностей военной службы. В связи с этим истец получила право пользования мерами социальной поддержки, предусмотренными статьей 21 Закона «О ветеранах». В соответствии со статьей 28 Законамеры социальной поддержки предоставляются на основании удостоверения установленного образца. С заявлением о выдаче удостоверения истец 05.07.2010 года обратилась в Управление социальной защиты г. Дзержинска, откуда получила отказ от 08.07.2010 года №, мотивированный тем, что сын истца «умер» при исполнении обязанностей военной службы. По мнению же ответчиков право на меры социальной поддержки имеют только родители «погибших» военнослужащих. Решение ответчика считает незаконным и необоснованным. В извещении о гибели сына истца, представленном суду, есть запись, что гибель связана с исполнением обязанностей военной службы, в справке же от 07.08.2009 года - «умер при исполнении обязанностей военной службы». Не имеет принципиального значения, какое слово указано в документе: «погиб» или «умер», так как для законодателя это равнозначные понятия. В законе «О ветеранах» неоднократно проводится параллель между понятием «погиб» и «умер». Статья 21 так и называется: Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий. Таким образом становится очевидно, что юридическое значение для разрешения вопроса о назначении мер социальной поддержки родителям погибших военнослужащих имеет лишь формулировка «...при исполнении обязанностей военной службы». Просит признать право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Закона «О ветеранах»; признать незаконным отказ от 08.07.2010 года № Министерства социальной политики Нижегородской области в лице Управления социальной защиты г. Дзержинска; обязать Министерство социальной политики Нижегородской области в лице Управления социальной защиты г. Дзержинска выдать удостоверение о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Закона «О ветеранах»; обязать Министерство социальной политики Нижегородской области в лице Управления социальной защиты г. Дзержинска предоставить Строевой Н.Н. меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Закона «О ветеранах» с момента ее обращения 05.07.2010 года.
В настоящем судебном заседании представитель истца по доверенности Мукасеева А.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что смерть сына истца наступила в результате пулевого ранения головы в период прохождения им военной службы, истец на настоящее время получает пенсию по категории «военная травма». Именно формулировка, что смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы, соответствует целям законодательства, поскольку это компенсация, предоставленная государством, высочайших рисков, связанных со службой в армии. В частности, пропавшие без вести при исполнении военной службы, в судебном порядке признаются умершими, поскольку только такую формулировку имеет гражданское законодательство, однако членам семей указанных лиц предоставляются меры социальной поддержки. Считает, что понятия умер-погиб тождественны, доказательством этому является многочисленная судебная практика. Просит обязать ответчика предоставить те меры социальной поддержки, которые в компетенции ответчика, меры социальной поддержки предусмотрены статьей 21 Закона «О ветеранах».
Представитель ответчика по доверенности Мижерицкая И.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что Строева Н.Н. обратилась в территориальный орган Министерства социальной политики Нижегородской области (управление социальной защиты населения города Дзержинска) 05.07.2010 года с заявлением о выдаче удостоверения о праве на льготы, выдаваемого органами социальной защиты в соответствии с п. 2.16 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда Российской Федерации от 11.10.2000 года № 69. В выдаче удостоверения Строевой Н.Н. было отказано. В соответствии с п. 2.16 Инструкции «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», - на основании удостоверения о праве на льготы. На основании п. 3 ст.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Строевой Н.Н. были представлены документы, в частности справка, выданная Военным комиссариатом города Дзержинска и Володарского района Нижегородской области от 07.08.2009 года №, в которой четко отражено, что ФИО1 призван 31.05.2002 года на действительную службу по призыву. ДД.ММ.ГГГГ умер при исполнении обязанностей военной службы. В извещении от 10.11.2009 года № указано, что гибель <данные изъяты> ФИО1 считать не боевой потерей при исполнении обязанностей военной службы. На этом основании в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Строевой Н.Н. было отказано в выдаче удостоверения о праве на льготы. Обязанность выдать удостоверение о праве на льготы при соблюдении всех условий лежит на Управлении социальной защиты населения города Дзержинска, на основании удостоверения Управление направляет данные на предоставление членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставление иных льгот в компетенцию Управления не входит.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Нижегородской области по городу Дзержинску и Володарскому району Радаева Е.В. в настоящем судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии со статьей 21 п. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей. Сын истца умер, а не погиб.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что сын истца ФИО1 31.05.2002 года был призван на действительную военную службу по призыву.
ДД.ММ.ГГГГ военнослужащий ФИО1, проходивший службу по призыву в войсковой части №, погиб вследствие огнестрельного ранения головы.
Приказом командира войсковой части № <данные изъяты> Управления ПФС РФ № от 25.03.2003 года ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ от огнестрельного сквозного пулевого ранения головы, исключен из списков части. Установлено, что смерть не связана с исполнение обязанностей военной службы.
Приказом командира войсковой части № <данные изъяты> Управления ПФС РФ № от 03.06.2003 года вышеуказанный приказ в части «смерть не связана с исполнением обязанностей военной службы» отменен. Установлено, что смерть <данные изъяты> ФИО1 считать не боевой, смерть при исполнении военнослужащим обязанностей военной службы, полученную в результате законченного <данные изъяты> действия.
Согласно извещению от 10.11.2009 года № объединенного военного комиссариата города Дзержинск и Володарского р-на Нижегородской области указано: гибель ФИО1 считать не боевой, потерян при исполнении обязанностей военной службы.
05.07.2010 года Строева Н.Н. обратилась в Управление социальной защиты города Дзержинска с заявлением о выдаче удостоверения о прав на льготы, как матери военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей воинской службы. Письмом Территориального органа министерства социальной политики Нижегородской области Управления социальной защиты города Дзержинска от 08.07.2010 года Строевой Н.Н. отказано в выдаче удостоверения в связи с тем, что правовых оснований для выдачи удостоверения нет, так как согласно вышеуказанного извещения гибель военнослужащего ФИО1 не является боевой.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Мерами социальной поддержки являются, в том числе, льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию; оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Пунктом 2 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего); супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.
В силу пункта 3 данной статьи меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
Пункт 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 21 Федерального закона для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика и третьего лица об отсутствии у истца прав на предоставлении мер социальной поддержки ввиду того, что ее сын умер при исполнении обязанностей военной службы, а не погиб.
Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что статус военнослужащих относится к гражданам, которые проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Статья 24 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» указывает на лиц, имеющих право на получение мер социальных гарантий и компенсаций, при этом содержится правило, согласно которого родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы предоставляется преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание.
Пункт 2 статьи 37 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:
а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л","м","н","о","п" и "р" пункта 1 настоящей статьи;
б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;
в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Анализ вышеприведенных положений законодательства и положений Федерального Закона «О ветеранах» свидетельствует о том, что законодатель не делает различий между терминами «погибший» и «умерший» военнослужащий в целях установления льгот и компенсаций семьям такого лица. Принципиальным является тот факт, что гибель (смерть) военнослужащего наступила при исполнении обязанностей военной службы. Отказ военнослужащим и членам их семей в предоставлении им социальных гарантий и компенсаций может иметь место только при обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 статьи 37 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Таких обстоятельств в отношении сына истца, являвшегося военнослужащим срочной службы и умершим при исполнении обязанностей военной службы, не имелось.
Пункт 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка. При этом юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», является гибель (смерть) военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы, поскольку положения статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» следует применять в нормативном единстве с указанными выше положениями Федеральных законов РФ «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности к военной службе».
Факт смерти сына истца в период прохождения военной службы ответчиком не оспаривался.
На основании изложенного, суд считает отказ ответчика незаконным, в связи с чем, истец Строева Н.Н. как мать военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Ответчика следует обязать выдать Строевой Н.Н. удостоверение о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Закона «О ветеранах» на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и предоставить истцу меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Закона «О ветеранах» на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), но только в пределах компетенции ответчика, с 05.07.2010 года.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Строевой Н.Н. удовлетворить частично.
Признать право Строевой Н.Н. на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Закона «О ветеранах» на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения города Дзержинска № от 08.07.2010 года.
Обязать Управление социальной защиты населения города Дзержинска выдать Строевой Н.Н. удостоверение о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Закона «О ветеранах» на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Обязать Управление социальной защиты населения города Дзержинска предоставить Строевой Н.Н. меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Закона «О ветеранах» на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в пределах компетенции с 05.07.2010 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Дзержинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья п.п. Н.А.Воробьева
Копия верна:
Судья Н.А.Воробьева
Секретарь: Е.А.Андрианова