Решение по иску Суховой Т.В.к УВД г.Дзержинска о взыскании задолженности по заработной плате (не вступило в законную силу)



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,

при секретаре Андриановой Е.А.,

с участием истца Суховой Т.В., представителя ответчика Мартыновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суховой Т.В. к УВД города Дзержинска о взыскании задолженности по заработной плате,

Установил:

Истец обратилась с указанным иском, мотивируя тем, что она с 27.10.2003 года по 13.12.2010 года проходила службу в УВД по г. Дзержинску на должности <данные изъяты>. Приказом ГУВД по Нижегородской области № от 13.12.2010 года истец была уволена из органов внутренних дел по пункту «е» части 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» - по сокращению штатов с 13.12.2010 года. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона № 159 от 22.07.2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудникам органов внутренних дел один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести месяцев до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории РФ, в размере до 10800 рублей на каждого ребенка. Для сотрудников МВД сумма выплат для оплаты стоимости путевок детей была установлена в размере 10000 рублей на каждого ребенка. Истец имеет двоих детей, возраст которых подпадает под действие вышеуказанного Закона, то есть ей должны были быть выплачены денежные средства в размере 20000 рублей. В декабре 2010 года на лицевой счет истца было перечислено только 16993,40 рублей, то есть по 8496,70 рублей на каждого ребенка. На вопрос истца, почему выплаченная сумма отличается от положенной по законодательству, сотрудники бухгалтерии УВД г. Дзержинска ответили, что был удержан НДФЛ. Согласно п. 9 ст. 217 НК РФ суммы полной или частичной компенсации работодателями своим работникам и (или) членам их семей стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не подлежат налогообложению. Таким образом, истцу не выплачены денежные средства в размере 3006,60 рублей. Просрочка не выданных денежных средств выплат для оплаты стоимости путевок за период с 01.01.2011 года по 01.03.2011 года составила 61 день, проценты за задержку выплат на основании ст. 236 ТК РФ составляет 47,38 рублей. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Так же истец считает, что она имеет право на индексацию не выплаченной заработной платы в соответствии с данными Госкомстата РФ. Индекс потребительских цен в январе 2011 года составил 102,4%, сумма индексации за период с 01.01.2011 года по 01.03.2011 года составляет 72,16 рублей. Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред в связи с грубым нарушением ответчиком норм действующего законодательства. Истец была вынуждена консультироваться, тратить свое здоровье и нервы, а также личное время, испытывала нравственные страдания в виде переживаний. Считает, что имеет право на компенсацию морального вреда. Просит взыскать с ответчика невыплаченные денежные средства для оплаты стоимости путевок в размере 3006,60 рублей, проценты за нарушение сроков выплат заработной платы в размере 35,73 рублей, денежные средства в качестве индексации сумм задержанной заработной платы и других выплат, причитающихся в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов в размере 72,16 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования, мотивировав тем, что истцу по ведомости, представленной бухгалтерией ответчика, 08.02.2011 года так же была выплачена денежная компенсация за оздоровительный отдых детей еще 406,60 рублей, то есть задолженность ответчика перед истцом составляет 2600 рублей. Просрочка не выданных денежных средств за период с 01.01.2011 года по 08.02.2011 года от невыплаченной суммы 3006,60 рублей составляет 31,27 рублей, за период с 09.02.2011 года по 12.04.2011 года от невыплаченной денежной суммы 2600 рублей составляет 43,68 рублей. Сумма индексации за период с 01.01.2011 года по 08.02.2011 года от невыплаченной суммы 3006,60 рублей составляет 72,16 рублей, за период с 09.02.2011 года по 12.04.2011 года от невыплаченной денежной суммы 2600 рублей составляет 20,8 рублей. Окончательно просит взыскать с ответчика невыплаченные денежные средства для оплаты стоимости путевок в размере 2600 рублей, проценты за нарушение сроков выплат заработной платы в размере 74,95 рублей, денежные средства в качестве индексации сумм задержанной заработной платы и других выплат, причитающихся в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов в размере 92,96 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по составлению иска в размере 1000 рублей.

В судебном заседании истец Сухова Т.В. исковые требования поддержала, пояснила, что была уволена из УВД город Дзержинска по сокращению штатов, в период работы ею подавался рапорт на выплату пособия за отдых детей летом. Путевок детям она не приобретала. За путевки суммы ей были выплачены ответчиком в декабре 2010 года и в феврале 2011 года, недоплата составила 2600 рублей. Когда была выплачена первая сумма, в бухгалтерии ей поясняли, что будет еще доплата 2000 рублей, но в результате выплатили только около 400 рублей. Считает, что налог на доходы физических лиц с суммы пособия взыскивать не должны, поэтому с нее незаконно было удержано и не выплачено 2600 рублей. По вопросу взыскания налога она звонила в правовой департамент МВД, где пояснили, что сумма пособия должна быть выплачена без учета налога. Кроме того, ей поясняли, что если бы она приобрела путевки, то денег бы выплатили больше, а без предоставления путевок выплачивается 10000 рублей на каждого ребенка. Считает, что денежные средства за путевки должны быть выплачены до конца года, поэтому просит взыскать на невыплаченные суммы проценты и индексацию с 01.01.2011 года. Ей было морально тяжело, так как у ответчика не могла получить информацию по выплатам, она рассчитывала на выплату 2000 рублей, при получении меньшей суммы ей ничего не объяснили, все это причиняло страдания.

Представитель ответчика по доверенности Мартынова Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв, согласно которому истец проходила службу в УВД по городу Дзержинску с 27.10.2003 года по 13.12.2010 года. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», Постановлением Правительств РФ от 31.12.2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членов их семей», Приказом МВД РФ от 27.12.2010 года № 884 «О размерах выплаты сотрудникам ОВД, военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим службу по контракту, и отдельным категориям пенсионеров МВД России для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей за 2010 год и в 2011 году» истец получила выплату для оплаты стоимости путевок детей из расчета 10000 рублей на каждого ребенка. Из этих сумм Центральная бухгалтерия УВД по г. Дзержинску был удержан подоходный налог в размере 13%, сумма подоходного налога составила 2600 рублей. Центральная бухгалтерия УВД по г. Дзержинску перечислила истцу на пластиковую карту выплату для оплаты стоимости путевок детей в два этапа: в декабре 2010 года в размере 16993,40 рублей, в январе 2011 года в размере в размере 406,60 рублей. Таким образом, размер перечисленных сумм составил 17400 рублей. В соответствии с письмами Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ № от 13.11.2009 года, № от 03.12.2009 года, № от 27.04.2010 года, а так же письмом Управления федеральной налоговой службы по Нижегородской области № и письмом ФЭУ ГУВД по Нижегородской области № от 31.01.2011 года: положения пункта 9 ст. 217 Налогового кодекса РФ применяются только в случаях, когда компенсируются (оплачиваются) расходы по приобретению санаторно-курортных или оздоровительных путевок. Из существа указанных в п. 9 ст. 217 НК РФ выплат следует, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц не любые выплаты, а только имеющие характер возмещения утраты гражданами источника доходов (в случае безработицы, беременности и рождения ребенка). Поскольку ежегодная денежная выплата, предусмотренная п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных видов выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей», выплачивается сотрудникам органов внутренних дел для оплаты стоимости путевок их детей независимо от приобретения путевки, не направлена на возмещение гражданину утраты источника доходов, то она не подпадает под действие п. 1 и п. 3 ст. 217 НК РФ. Следовательно, они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. На основании п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями, в частности, свои работникам и (или) членам их семей, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристических, на основании которых вышеуказанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными организациями, находящимися на территории РФ. В целях освобождения от налогообложения данная норма предполагает документальное подтверждение целевого расходования выплат, производимых, в частности, сотрудниками ОВД на приобретение путевок для их детей. Таким образом, только в случае выплаты денежной компенсации за приобретенную путевку на санаторно-курортное лечение для сотрудника ОВД и членов его семьи такие выплаты не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их целевой характер, следовательно, они подлежат налогообложению на общих основаниях. Истец при наличии документального подтверждения целевого использования вышеуказанных денежных выплат (оплаченных путевок за санаторно-курортное лечение) имеет право обратиться в налоговую инспекцию по мету жительства с заявлением о возврате удержанного с этих сумм подоходного налога.

Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Сухова Т.В. проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации - УВД по городу Дзержинску Нижегородской области с 27.10.2003 года. На основании приказа УВД по городу Дзержинску № от 13.12.2010 года истец была уволена со службы по п. «Е» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» по сокращению штатов.

В соответствии со статьей 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года № 4202-1 (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 года № 159-ФЗ) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», сотрудникам органов внутренних дел один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка. Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного настоящей частью, производится в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации). Порядок установления размера выплаты, предусмотренной настоящей частью, и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации (часть 13).

ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» были утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции.

Пунктом 1 указанных Правил предусмотрено, что выплата для оплаты стоимости путевки производится в размере до 10800 рублей, а выплата на проведение отдыха детей - в размере 15840 рублей, с 2011 года - в размере 16870 рублей. Указанные выплаты осуществляются независимо от предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей, открытых в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Размер выплаты для оплаты стоимости путевки ежегодно устанавливается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Пунктом 2 Правил установлено, что для получения выплат, указанных в пункте 1 настоящих Правил, военнослужащие и сотрудники либо родители или законные представители детей представляют в текущем году предусмотренные Правилами документы, в том числе, рапорт (заявление) о получении соответствующей выплаты.

Приказом МВД РФ от 27.12.2010 года № 884 «О размерах выплаты сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, и отдельным категориям пенсионеров МВД России для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей за 2010 год и в 2011 году» размер выплат для оплаты стоимости путевки был установлен 10 000 рублей на одного ребенка за 2010 год; 10 800 рублей на одного ребенка в 2011 году.

Как усматривается из материалов дела и объяснений сторон, истцом Суховой Т.В. был подан рапорт о выплате ей компенсации на оздоровительный отдых детей за 2010 год. Ответчиком произведены истцу выплаты компенсации за оздоровительный отдых детей в 2010 году в размере 16993,40 рублей по ведомости к заявке на кассовый расход № от 14.12.2010 года, и в размере 406,60 рублей по ведомости к заявке на кассовый расход № от 08.02.2011 года, всего в размере 17400 рублей. Указанные выплаты произведены истцу из расчета 10000 рублей на одного ребенка за вычетом подоходного налога на доходы физических лиц в размере 13%, что составляет 2600 рублей.

Истец просит взыскать с ответчика удержанную сумму подоходного налога на доходы физических лиц в размере 2600 рублей, считая их незаконно удержанными. С данным доводом истца суд не соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 9 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые, в частности, за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В качестве источника полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения для детей, освобождаемой от налогообложения, пункт 9 статьи 217 Кодекса определяет средства работодателей, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций; средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

При этом в целях главы 23 Налогового кодекса РФ к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, приведены в статье 270 НК РФ, согласно пункту 29 которой при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, произведенные в пользу работников. Таким образом, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) путевки работникам не включаются в налоговую базу по НДФЛ только в том случае, если расходы по такой компенсации (оплате) у организации не учитываются при исчислении налога на прибыль.

Учитывая, что под компенсацией понимается фактически осуществленный работником платеж в счет оплаты товара (работ, услуг), а также исходя из толкования норм пункта 9 статьи 217 НК РФ и пункта 29 статьи 270 НК РФ, суд приходит к выводу, что доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц, не образуется в случаях, если работник самостоятельно оплатил путевку, и организация выплатила ему компенсацию в возмещение его расходов по оплате ее стоимости (части стоимости), либо если организация непосредственно сама произвела платеж за путевку, то есть оплатила ее стоимость сторонней организации. В иных случаях суммы компенсаций, выплачиваемые работнику, включаются в его доход и облагаются налогом на доходы физических лиц.

Относительно сумм компенсаций на оплату стоимости путевок для сотрудников органов внутренних дел, предоставляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотрены аналогичные правила. Так, согласно Письму Министерства Финансов Российской Федерации от 13.11.2009 года № Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении налогом на доходы физических лиц отдельных выплат сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации разъяснил следующее. Положения п. 9 ст. 217 Кодекса применяются только в случаях, когда компенсируются (оплачиваются) расходы по приобретению санаторно-курортных или оздоровительных путевок. Освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм денежной компенсации, выплачиваемых вместо обеспечения санаторно-курортным лечением и оздоровительным отдыхом (в том числе для детей школьного возраста), п. 9 ст. 217 Кодекса не предусмотрено. При этом компенсация любых расходов в целях освобождения от налогообложения предполагает их документальное подтверждение. При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их непосредственно компенсационный характер и они подлежат налогообложению на общих основаниях.

Согласно разъяснениям, данным в письмах Минфина России от 03.12.2009 года №, а также в письме ФНС России от 23.06.2009 года № «О налоге на доходы физических лиц», компенсации, предусмотренные статьей 54 Положения, не подпадают под действие вышеупомянутых норм статьи 217 НК РФ. В частности, такое мнение обосновывается тем, что компенсации, предусмотренные в статье 54 Положения, выплачиваются независимо от приобретения путевок. Также указывается, что пункт 9 статьи 217 НК РФ не предусматривает освобождения от обложения НДФЛ сумм денежных компенсаций, выплачиваемых вместо обеспечения санаторно-курортным лечением и оздоровительным отдыхом. Данный пункт применяется только в случае, когда работодатель компенсирует расходы работника по приобретению указанных путевок. Денежная компенсация работникам, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение, не является компенсацией каких-либо затрат налогоплательщика и не подпадает под действие пункта 9 статьи 217 НК РФ.

С учетом изложенного, суд считает требование истца о взыскании с ответчика удержанных сумм налога на доходы физических лиц при выплате компенсации оплаты стоимости оздоровительных путевок на детей не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Истцом так же заявлены требования о взыскании с ответчика за задержку оспариваемых сумм выплат денежной компенсации и индексации с учетом индекса потребительских цен.

В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Как было указано выше, размер компенсационной выплаты в соответствии с Правилами, утвержденнымиПостановлениемПравительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей», определяется соответствующим органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная и правоохранительная служба, и устанавливается в виде фиксированной суммы.

Для сотрудников органов внутренних дел размер компенсационной выплаты был установлен на 2009 год в размере 9600 рублей в соответствии с Приказом МВД России от 27 октября 2008 года № 911. Размер компенсационной выплаты на 2010 год в сумме 10000 рублей на одного ребенка был установлен лишь после увольнения истца из органов внутренних дел Приказом МВД РФ от 27.12.2010 года № 884 «О размерах выплаты сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, и отдельным категориям пенсионеров МВД России для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей за 2010 год и в 2011 году», зарегистрированному в Минюсте РФ 11.02.2011 года за № 9814. Данным Приказом Приказ МВД России от 27 октября 2008 года № 911 был признан утратившим силу с 1 января 2010 года.

При указанных обстоятельствах, с учетом правомерности удержания ответчиком налога на доходы физических лиц с выплаченных истцу компенсаций стоимости путевок за оздоровление детей, установление размера компенсационных выплат в размере 10000 рублей вместо 9600 рублей на каждого ребенка после увольнения истца Приказом МВД РФ от 27.12.2010 года № 884, зарегистрированному в Минюсте РФ 11.02.2011 года за № 9814, вследствие чего истцу была произведена доплата компенсационной выплаты в феврале 2011 года, суд не усматривает нарушение УВД по городу Дзержинску сроков выплат истцу стоимости путевок за оздоровление детей. В связи с указанным, суд считает необходимым в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика за задержку сумм выплат денежной компенсации и индексации с учетом индекса потребительских цен отказать.

Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Поскольку судом не установлено неправомерных действий или бездействий УВД по году Дзержинску, в удовлетворении требования о взыскании морального вреда истцу следует так же отказать.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Суховой Т.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского облсуда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Дзержинский городской суд.

Судья Н.А.Воробьева