Решение по иску Сидоровой А.Х. к ГУ УПФ РФ в Сормовском районе о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости (не вступило в законную силу)



Дело № г. Дзержинск

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2011 г. Дзержинский городской суд Нижегородской области

в составе председательствующего федерального судьи Ратниковой Г.В.,

при секретаре Александровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой А.Х. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода о включении в специальный стаж периода работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Сидорова А.Х. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по Сормовском районе г. Нижнего Новгорода о включении в специальный стаж периода работы в должности <данные изъяты> в Управлении <данные изъяты> треста № <данные изъяты> с 12.07.1978 г. по 28.05.1984 г. в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии с 03.08.2010 г.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что она имеет стаж работы в должности <данные изъяты>, 03.08.2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на льготных условиях по Списку № 2 в соответствии со ст. 27 п.1 п.п.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В спорный период она работала в качестве <данные изъяты> и выполняла свою работы с использованием красок не ниже 3-го класса опасности, что могут подтвердить ее коллеги по работе. Ответчик не учел данный период работы в специальный стаж в связи с отсутствием документов, подтверждающих фактический характер ее работы. ЗАО <данные изъяты>, а ранее - Управление <данные изъяты> треста № <данные изъяты> ликвидировано, как ликвидирован и трест № <данные изъяты>. В ходе судебного разбирательства истец дополнила предмет заявленных исковых требований и просит также суд взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В настоящем судебном заседании истец Сидорова А.Х. и ее представитель по доверенности Прохина Л.А. заявленные исковые требования поддержали, пояснили, что считают отказ в назначении пенсии незаконным, просят обязать ответчика включить в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии указанный период ее работы и назначить ей пенсию с 03.08.2010 г., поскольку ее вины в том, что документы, подтверждающие ее занятость на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, не сохранились, нет, кроме того, ранее такие пенсии назначались другим работникам без предоставления каких-либо дополнительных документов.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода по доверенности Варакин В.Ю. в настоящее судебное заседание не явился, в материалах дела имеется его заявление в адрес суда, где он просит рассмотреть дело в его отсутствие в связи с занятостью в другом судебном процессе. В материалах дела также имеется отзыв представителя ответчика на иск, из которого следует, что в наблюдательном деле по ЗАО <данные изъяты> имеются заключения Дзержинского городского центра Госсанэпиднадзора от 1998, 1995 и 1999 г.г., из которых следует, что <данные изъяты> СУ <данные изъяты> в процессе работы использовали различные лакокрасочные материалы, в состав которых входят вещества, относящиеся к 3-4 классам опасности, однако в Извлечениях из Списков № 1 и № 2 за 1982 г. в период работы истца <данные изъяты> не предусмотрены, другие документы, подтверждающие полную занятость <данные изъяты> на указанных работах, за период с 1978 г. по 1984 г. отсутствуют. По представленным истцом документам невозможно сделать вывод об условиях труда истца и ее постоянной занятости в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели выполнением работ, предусмотренных Списками, и исчислить специальный стаж. Суд с согласия истца и ее представителя считает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела, выслушав истица и ее представителя, суд приходит к следующему.

В силу пп.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, - в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Сидорова А.Х. обратилась в ГУ УПФ РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости 03.08.2010 г. (л.д. 9).

Решением ГУ УПФ РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода от 29.09.2010 г. ей отказано во включении в специальный трудовой стаж периода работы с 12.07.1978 г. по 28.05.1984 г. в Управлении <данные изъяты> треста № <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>.

На основании пункта 2 статьи 27 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством России.

Согласно Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, разделом ХХХ111, поз. 23200000-13450 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 г. № 1173, предусмотрены маляры при работе с нитрокрасками

Документов, подтверждающих характера работы истца и ее полную занятость на указанных работах, не сохранилось.

Истцом и ее представителем заявлялось ходатайство о допросе в качестве свидетелей лиц, работавших вместе с истцом маляром в спорный период времени.

Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.

Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»», установивший указанное ограничение, вступил в силу с 01.01.2010 г.

Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы. При таких обстоятельствах в удовлетворении ходатайства истца о допросе по делу свидетелей, которые, как указала истец, могут подтвердить характер ее работы, судом было отказано.

Однако, суд находит, что работа Сидоровой А.Х. в указанный период в течение 80% рабочего времени с веществами не ниже 3-его класса опасности полностью подтвержается следующими документами: инструкцией № по безопасному ведению работ для <данные изъяты> при работе с вреднодействующими окрасочными материалами от 19.02.1986 г. по СУ <данные изъяты>, из которой следует, что <данные изъяты> работали с вреднодействующими окрасочными материалами - Дунавис, ПХВ, ГФ, МГ-181, ХВ, растворителями - <данные изъяты>, <данные изъяты>; протоколами исследования воздуха закрытых помещений, составленные <данные изъяты> г. Дзержинска в период 1988 г., из которых следует, что концентрация <данные изъяты> в воздухе рабочей зоны превышает ПДК до 2-х раз, <данные изъяты> - до 3,5-8 раз; сообщением главного государственного санитарного врача г. Дзержинска на имя главного государственного врача Горьковской области от 05.09.1988 г., из которого следует, что СУОР треста № <данные изъяты> ведет отделочные работы, в том числе окраску промышленных объектов и объектов соцкультбыта в г. Дзержинске, при этом применяются различные лакокрасочные материалы, в состав которых входят <данные изъяты>, которые являются токсичными и относятся к 1-2-3-4 классам опасности и оказывают вредное воздействие на здоровье работающих, при окраске используется много различных импортных красок и эмалей, на которые отсутствуют паспорта с указанием процентного содержания свинцовых соединений, отвердителей, растворителей.

Суд считает, что таким образом установлено, что истица, работая в Управлении <данные изъяты> треста № <данные изъяты> выполняла в течение полного рабочего дня работы с вредными веществами не ниже 3-го класса опасности, следовательно, время работы в этой организации в качестве <данные изъяты> следует включить в ее специальный трудовой стаж, необходимый для назначения ей досрочной трудовой пенсии по Списку № 2.

Таким образом, на день обращения истицы за досрочной пенсией ее специальный стаж составил 5 лет 10 месяцев 16 дней, страховой стаж составил более 20 лет, 15.06.2009 г. ей исполнилось 50 лет, следовательно, ответчик необоснованно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по Списку № 2.

При таких обстоятельствах исковые требования Сидоровой А.Х. о включении спорного периода в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 2 подлежат удовлетворению.

Что касается требований Сидоровой А.Х. о взыскании в ее пользу в ответчика компенсации морального вреда, то поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают ее имущественные права, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает ей в их удовлетворении, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию судебные расходы, понесенные ей при уплате госпошлины при подаче искового заявления, в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 67, 98, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требовании Сидоровой А.Х. удовлетворить частично.

Обязать ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода включить в специальный стаж Сидоровой А.Х. для назначения досрочной пенсии по старости по Списку №2 период ее работы <данные изъяты> с 12.07.1978 г. по 28.05.1984 г. в Управлении <данные изъяты> треста № <данные изъяты> и назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 03.08.2009 г.

В удовлетворении остальной части иска Сидоровой А.Х. - отказать.

Взыскать с ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода в пользу Сидоровой А.Х. судебные расходы в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья: п/п Г.В. Ратникова

Копия верна.

Федеральный судья:

Секретарь: