Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 апреля 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бочаровой Е.П.,
с участием прокурора Архиповой И.В.
при секретаре Титеевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Дзержинске Нижегородской области гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Дзержинска к ООО «Сибур-НН Авто» об обязании выделить рабочие места,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Дзержинска обратился в суд с исковым заявлением, мотивируя тем, по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что в соответствии со ст.21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы ежегодно в соответствии с ч.1 ст.4 Закона. В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ООО «Сибур-НН Авто» в счет квоты составляет 9 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 6 инвалидов и 3 граждан моложе 18 лет.
Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.
В соответствии с отчетом ООО «Сибур-НН Авто» за февраль 2011 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 1 человек (инвалид), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0.
То есть, из 6 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 3 рабочих мест, которые должны быть выделены (созданы) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, фактически заквотировано 0 - для трудоустройства инвалидов; 0 - для трудоустройства работников моложе 18 лет.
Таким образом, ООО «Сибур-НН Авто» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов.
В данном случае Прокурор г. Дзержинска обращается в суд в защиту прав и законных интересов именно неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите не представляется возможным. Просит обязать ООО «Сибур-НН Авто» выделить (создать) в счет квоты 6 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 3 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
Помощник прокурора г.Дзержинска Архипова И.В. в судебном заседании исковое заявление поддержала.
Представитель ответчика <данные изъяты> ООО «Сибур-НН Авто» Смирнов А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что их организация занимается <данные изъяты>, исходя из штатного расписания к ним на работу не могут быть приняты инвалиды и лица моложе 18 лет. Основной персонал их организации состоит из водителей, которые постоянно проходят медицинский осмотр и слесарей-ремонтников, которые ремонтируют транспортные средства, и их работа связана с подъемом тяжестей. Поэтому они не могут привлекать к данной работе лиц моложе 18 лет. Таким образом, исполнить требование законодательства не представляется возможным. Относительно управленческого персонала, то для трудоустройства необходим определенный уровень квалификации на конкретную должность. Управленческий персонал у них полностью укомплектован и увеличен быть не может,поскольку учредитель это ограничивает. Он может создать рабочие места, но это не значит, что они кого-то смогут принять на работу. Подсобные рабочие у них есть, они занимаются благоустройством территории, погрузкой мусора, т.е. это тяжелая работа, которую инвалиды и лица моложе 18 лет выполнять не могут. Он не может принимать на работу лиц, которые в силу своего возраста или наличия заболевания не могут выполнять данную работу.
Представитель третьего лица ГУ «Центра занятости населения г.Дзержинска» Шевнина Л.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что ФЗ «О социальной поддержке инвалидов» существует уже на протяжении нескольких лет. В прошлом году ответчик также не выполнял требования законодательства. Закон Нижегородской области «О квотировании рабочих мест» очень строгий, обязывает работодателя в течение 3 месяцев со дня получения уведомления создать рабочие места в счет квоты. Уведомление ответчиком получено 29.11.2010г. под роспись. По отчету на февраль 2011 г. в ООО «Сибур-НН Авто» трудоустроен только 1 инвалид,квоты отсутствуют. В соответствии с Приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области ответчик должен трудоустроить 9 человек: 6 инвалидов и 3 граждан моложе 18 лет. Поскольку 1 инвалид работает, то следует выделить 5 рабочих мест для инвалидов и 3 для лиц моложе 18 лет.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, третьего лица, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 13 ФЗ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19.04.91 Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст.21 ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95 Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу ст.22 ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95 Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В силу ст.24 ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95 Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест» (далее - «Закон о квотировании») квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В соответствии с установленными квотами работодатели обязаны выделять (создавать) рабочие места для трудоустройства граждан.
Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.
Так, судом установлено, что в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ООО «Сибур-НН Авто» в счет квоты составляет 9 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 6 инвалидов и 3 граждан моложе 18 лет (л.д.7-9). 22.11.2010г. ГУ «Центр занятости населения города Дзержинска» направил ответчику уведомление о создании в 2011г. в счет квоты 9 рабочих мест для инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них 6 для инвалидов и 3 для граждан моложе 18 лет (л.д.11).
В соответствии с отчетом ООО «Сибур-НН Авто» за февраль 2011 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 1 человек (инвалид), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0 (л.д.10).
То есть, из 6 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 3 рабочих мест, которые должны быть выделены (созданы) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, фактически заквотировано 0 - для трудоустройства инвалидов(работающим является 1 инвалид); 0 - для трудоустройства работников моложе 18 лет. За предыдущие месяцы заквотированных рабочих мест на предприятии не было вообще. Данные обстоятельства никем из сторон не оспариваются, подтверждены документально, а потому суд считает их установленными. Прокурор г.Дзержинска просит обязать ООО «Сибур-НН Авто» выделить (создать) в счет квоты 6 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 3 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить ответчику 2-х месячный срок для совершения вышеуказанных действий. Суд находит данные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, а доводы представителя ответчика безосновательными, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ ограничить гражданские права можно только федеральным законом и только при условии защиты конституционно-значимых ценностей. Поэтому полномочие по установлению квоты рабочих мест для инвалидов - это полномочие федерального уровня, оно должно быть решено федеральным законом. А вот механизм установления квоты и все другие детали могут быть предусмотрены, конкретизированы и детализированы в законе субъекта РФ. Законодательное регулирование вопроса о квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на региональном уровне должно базироваться на федеральной правовой норме об установлении квот рабочих мест для той или иной категории граждан.
Правовую основу квотирования рабочих мест для инвалидов составляют не только положения Конституции РФ и действующее федеральное законодательство, но и международно-правовые документы. Декларация о правах инвалидов, принятая 30-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, Конвенция МОТ N 59, принятая еще в 1983 г., Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г., предусматривают, что инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций. Государствам рекомендуется активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда.
Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Это следует из ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" о том, что "государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов".
На основании установленных квот и с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалиды могут работать у нанимателей с обычными условиями труда наравне с другими работниками, могут работать в специализированных организациях, в цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, а также заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью, не запрещенной законом. Для использования труда инвалидов с учетом потребностей инвалидов и местных особенностей создаются специализированные организации, цеха и участки. Для того чтобы применять труд инвалидов, работодателю зачастую необходимо не только изменить само рабочее место, где инвалид занимается производительным трудом, но и изменить отдельные элементы интерьера, которые могут быть неудобны для инвалидов. Кроме того, возможен и пересмотр служебных обязанностей и возможного графика работы под конкретные возможности конкретного сотрудника с инвалидностью. Рабочее место должно быть адаптированным для инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации.
Важнейшее направление социальной защиты состоит в том, чтобы инвалиды были конкурентоспособны на рынке труда. Установление квот для инвалидов обусловлено тем, что им гораздо тяжелее найти работу, нежели обычному гражданину. Государство заботится о том, чтобы крупные организации, прибыль которых является достаточной, принимали на работу инвалидов в количестве 2 - 4% работников.
В соответствии с п.3 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов…
Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Обоснованным считается отказ, если он произведен по причине несоответствия деловых качеств гражданина требованиям, предъявляемым к данной работе (опыт работы, возможность по состоянию здоровья выполнять такую работу и т.п.). Инвалидность не может служить отказом при приеме на работу, если по состоянию здоровья инвалида такая работа ему не противопоказана.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" работникам моложе 18 лет предоставляются льготы по квотированию рабочих мест для трудоустройства.
Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов, для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента.
(часть 2 в ред. Закона Нижегородской области от 01.07.2010 N 102-З)
Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривает, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
В соответствии с частью 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведением ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, части 1 и 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест" в совокупности с положениями ч. 2 статьи 5 и части 2 статьи 11, частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", как раз и предусматривают реализацию прав ребенка на трудоустройство, квотирование рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Сибур НН Авто» нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов и несовершеннолетних.
Обязанность по выделению квот возложена на ответчика, имеющего более 100 рабочих мест (л.д.27-35) Федеральным законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95г., Законом Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест». О необходимости ее выполнения, в установленные законом сроки ответчику было достоверно известно (л.д.11) и данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Поскольку у ответчика, как установлено судом, фактически трудоустроен 1 инвалид (л.д.10), суд считает возможным обязать ООО «Сибур-НН Авто» выделить (создать) в счет квоты 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также 3 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливают ответчику срок 2 месяца для совершения вышеуказанных действий, находя данный срок разумным исходя из фактически установленных обстоятельств по делу.
Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворяются частично, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.2,3, Конституции РФ, ст. 12,45,55-56,67, 251,192-198 ГПК РФ, ФЗ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19.04.91г., ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95г., Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», судья
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать ООО «Сибур-НН Авто» выделить (создать) в счет квоты 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 3 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Сибур-НН Авто» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 3000 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.
Федеральный судья: Е.П. Бочарова