Решение по иску прокурора г.Дзержинска к Администрации г.Дзержинска об обязании оборудовать ограждение территории участка образовательного учреждения (вступило в законную силу)



Дело № Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Швецова Д.И., с участием прокурора г. Дзержинска Жаровской И.А., при секретаре Поникаровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дзержинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению “Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением французского языка”, Администрации г. Дзержинска, Нижегородской области об обязании оборудовать ограждение территории участка образовательного учреждения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Дзержинска обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением французского языка, Администрации г. Дзержинска об обязании оборудовать ограждение территории участка образовательного учреждения, мотивируя тем, что основными задачами школы являются воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.06.1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В образовательном учреждении, согласно п.2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11. 2002 №44, территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м.

Как следует из объяснения <данные изъяты> МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением французского языка» Стрежневой З.А. в настоящее время территория участка школы ограждением не оборудована, через территорию участка школы осуществляется свободный проезд автотранспорта с <адрес> на <адрес>, с <адрес> на <адрес>, что представляет опасность для учеников.

Таким образом, отсутствие соответствующего ограждения участка образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.

Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», несет образовательное учреждение.

В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по уважительным причинам, в том числе по возрасту, не может сам обратиться в суд. В данном случае затрагиваются права неопределенного круга несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья.

Согласно требованиям ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Гражданское законодательство предусматривает различные способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.ст. 45, 131, 132 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ «Об образовании», истец просит обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением французского
языка» оборудовать ограждение территории участка.

Обязать Администрацию городского округа город Дзержинск
профинансировать соответствующие мероприятия по устранению выявленных
нарушений. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, установить ответчикам срок для
совершения вышеуказанных действий.

Представитель «Средней общеобразовательной школы № 22 с углубленным изучением французского языка- Стрежнева З.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что школа создана в соответствии с действующим законодательством и действует на основании Устава.

Учредителем Школы является Администрация города Дзержинска. Школа в своей деятельности подведомственна Управлению образования Администрации города Дзержинска.

Организационно-правовая форма Школы - бюджетное учреждение. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 10.12.2004 N 145-3 "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на исполнение полномочий в области общего образования", Порядком исполнения Администрацией города полномочий в области общего образования, отдельных государственных полномочий в области образования за счет субвенций из областного бюджета в 2009, 2010, 2011 годах, утвержденным постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 18 декабря 2008 г. N 414, деятельность Школы финансируется из средств областного и городского бюджетов:

- из средств областного бюджета - расходы по фонду оплаты труда
работников Школы, учебные и прочие расходы, непосредственно связанные с
образовательным процессом;

- из средств городского бюджета - расходы на оплату коммунальных услуг,
на обновление и содержание основных фондов, капитальный и текущий ремонт.

Субвенции областного бюджета предоставляются по расчету на основе среднегодовой численности учащихся, норматива бюджетного финансирования на одного учащегося, коэффициента выравнивания нормативов бюджетного финансирования в зависимости от наполняемости классов (классов-комплектов) и коэффициента допустимых отклонений при выравнивании до субвенции, рассчитанной по каждому муниципальному району и городскому округу Нижегородской области. Объем средств городского бюджета определяется методом прямого счета. Главный распорядитель бюджетных средств для Школы - Администрация города Дзержинска.

Школа является получателем бюджетных средств и работает по бюджетной смете, исполняя ее в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и выделенных бюджетных ассигнований, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ей бюджетных ассигнований за счет средств соответствующего бюджета.

В условиях казначейского исполнения бюджета финансирование деятельности Школы осуществляется департаментом финансов и налоговой политики Администрации города Дзержинска целевым назначением с лицевого счета, открытого в Управлении Федерального казначейства.

В связи с недофинансированием Школа не имеет средств для оборудования ограждений территории участка Школы.

За время существования Школы ограждения территории участка Школы не было. Не было ни жалоб от родителей (законных представителей) обучающихся Школы, ни случаев с угрозой жизни и здоровью обучающихся, причиной которых было отсутствие ограждения территории участка Школы.

Школа прошла процедуры государственной аккредитации образовательного учреждения и лицензирования образовательной деятельности и подтвердила свое право на ведение образовательной деятельности и выдачу документа об образовании соответствующего уровня государственного образца.

В целях обеспечения безопасности обучающихся во исполнение приказов Управления образования Администрации города Дзержинска в Школе изданы приказы о запрете въезда на территорию Школы автотранспорта, за исключением спецавтотранспорта и транспорта для обслуживания пищеблоков. Школа осуществляет контроль за въездом на территорию Школы автотранспорта, контроль за обучающимися во время перемен, до и после занятий непосредственно в Школе. В Школе регулярно проводится инструктаж персонала по защищенности прилегающей территории от угроз террористического характера и иных чрезвычайных ситуаций. С обучающимися проводятся практические занятия по предотвращения детского травматизма. В настоящее время проведена работа, направленная на установку знака, запрещающего въезд на территорию Школы. Врыты столбы, уложены бетонные объявления о запрете въезда на территорию Школы.

В действующем Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации указан исчерпывающий перечень субъектов, в интересах которых прокурор может подать заявление в суд.

Согласно ст.45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин сам не может обратиться в суд по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам. Всех обучающихся Школы можно индивидуализоровать (по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося, пакету документов, которые подает при зачислении в школу родитель (законный представитель) обучающегося, по личной карте обучающегося, которая ведется на каждого обучающегося, по договору, который заключается между Школой и родителями (законными представителями) обучающихся.

В соответствии с п.7.11. Устава Школы родители (законные представители) обучающихся имеют право защищать законные права и интересы ребенка. Однако родители (законные представители) обучающихся Школы не обратились в суд в защиту гражданских прав, как и не обращались к администрации Школы с требованием, просьбой установить ограждение территории участка Школы, так как его отсутствие создает угрозу жизни и здоровья их детей.

На основании изложенного, учитывая организационно-правовую форму Школы, отсутствие денежных средств у Школы на оборудование ограждения территории участка Школы, отсутствие жалоб от родителей (законных представителей) обучающихся Школы в защиту прав и законных интересов по охране жизни и здоровья, связанных с отсутствием ограждения участка Школы, считает требование истца к Школе необоснованными. Просит отказать истцу в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

Представитель Администрация г.Дзержинска, Нижегородской области- Щетинин Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии с частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов:

- граждан; - неопределенного круга лиц;

- Российской Федерации;- субъектов Российской Федерации;

- муниципальных образований.

При рассмотрении настоящего дела обращает внимание суда на следующий вопрос, а именно:

- прокурором в соответствии с исковым заявлением, заявлены требования
о защите прав неопределенного круга лиц, а именно несовершеннолетних
обучающихся в МОУ <данные изъяты>.

Однако круг обучающихся неопределенным не является и может быть индивидуализирован на основании; - заявлений родителей;- классных журналов.

Как видно из материалов дела и из искового заявления прокурор не представил доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими гражданином его законным представителем.

Часть 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Аналогичное положение содержится и в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 02 декабря 2003 г. N 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», в силу п. 2 которого прокурорам приказано представлять доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска самим гражданином.

Таким образом, полномочий на предъявление искового заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ у прокурора не имеется.

2. Орган местного самоуправления является органом специальной правоспособности, деятельность которого регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

2.1. В соответствии с п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Денежные средства для решения вопросов местного значения предусматриваются в бюджете города и расходуются в соответствии со сметой расходов по утвержденным показателям.

На основании Закона Нижегородской области от 21.10.2005 г. № 140-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области образования» и в соответствии с Постановлением Городской Думы города Дзержинска от 18 декабря 2008 г. № 414 «Об утверждении порядка исполнения Администрацией города полномочий в области общего образования, отдельными государственными полномочиями в области образования за счет субвенций из областного бюджета в 2009, 2010, 2011 годах».

Деятельность муниципального учреждения школы № 22 финансируется из средств городского и областного бюджета:

-средства областного бюджета расходуются на фонд оплаты труда, учебные и прочие расходы;-

-средства местного бюджета расходуются на оплату коммунальных услуг,
на обновление и содержание основных фондов, капитальный и текущий
ремонт.

2.3. В соответствии со ст. 11 БК РФ местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований (Городская Дума).

К полномочиям Городской Думы как представительного органа местного самоуправления в соответствии со ст. 153 БК РФ относится:

утверждение соответствующего бюджета;

утверждение отчетов об их исполнении;

-осуществляют контроль за исполнением соответствующего бюджета.
Аналогичные полномочия указаны и в статье 37 Устава городского округа город Дзержинск.

Таким образом, утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении относится к вопросам, в том числе внесение изменений в бюджет находящимся в исключительном ведении Городской Думы.

3. В своем исковом заявлении прокурор указывает на абзац 1, 4 п. 2 ст. 120 ГК РФ, согласно которой учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Считает ссылку, на данную норму права неприменимой при рассмотрении настоящего дела по следующему основанию.

Данная норма регулирует отношения связанные с частными и казенными учреждениями, тогда как, МОУ «СОШ № 22» является бюджетным учреждением и в данном случае применим абзац 6 п. 2 ст. 120 ГК РФ.

Согласно которому бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Таким образом, привлечение собственника имущества к ответственности по обязательствам бюджетного учреждения запрещено действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, считает что, требование Прокурора г. Дзержинска о возложении обязанности по финансированию мероприятий на Администрацию г. Дзержинска как, на исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления не основано на нормах действующего законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании вышеизложенного просят суд отказать Прокурору г.Дзержинска в удовлетворении его требований в полном объеме.

Представитель Администрация г.Дзержинска, Нижегородской области- Разгулина О.П. в судебном заседании исковые требования также не признала. Считает требования прокурора г. Дзержинска не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Реальное исполнения решения суда возможно только в мае 2012 г., когда будет утвержден новый бюджет.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему:

В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

Судом установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 01.03.2010 года «МОУ СОШ № с углубленным изучением французского языка» является самостоятельным юридическим лицом. В настоящее время <данные изъяты> указанного учреждения является Стрежнева З.А. Согласно выписке из ЕГРЮЛ полное наименование юридического лица- Администрация г. Дзержинска.

Судом установлено и не отрицается сторонами, то обстоятельство, что в настоящее время территория участка школы ограждением не оборудована, через территорию участка школы осуществляется свободный проезд автотранспорта с <адрес> на <адрес>, с <адрес> на <адрес>, что представляет опасность для учеников.

Согласно требованиям ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.06.1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.06.1992 года №3266-1 «Об образовании» Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса

В образовательном учреждении, согласно п.2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11. 2002 №44, территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м.

Суд считает, что в данном случае иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснован. В связи, с чем подлежит удовлетворению в полном объеме. Необходимо обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением французского языка» оборудовать ограждение территории участка, в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Кроме того, исходя из того, что деятельность школы финансируется из средств городского бюджета, главным распорядителем бюджетных средств для школы является Администрация города Дзержинска необходимо Администрацию городского округа город Дзержинск обязать профинансировать мероприятия по оборудованию ограждения территории участка МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением французского языка».

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по уважительным причинам, в том числе по возрасту, не может сам обратиться в суд. В данном случае затрагиваются права неопределенного круга несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья.

Доводы представителей ответчиков о том, что прокурор г. Дзержинска был не вправе выходить с указанный исковым заявлением поскольку круг лиц определен, суд не принимает во внимание, поскольку данный иск подан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В здании школы могут проводится различные мероприятия, в том числе в здании могут находится люди не являющиеся учениками указанной школы. В случае террористического акта жители близлежащих домов также могут пострадать.

При указанных обстоятельствах дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора г. Дзержинска удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением французского
языка» оборудовать ограждение территории участка, в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Обязать Администрацию городского округа город Дзержинск профинансировать соответствующие мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья: п/п Д.И. Швецов

Копия верна

судья: секретарь: