Решение по иску Короткевич А.Н. к ГУ УПФ РФ о назначении досрочной трудовой пенсии (вступило в законную силу)



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе судьи Хайдуковой О.Ю., с участием представителя истица Шаронова Н.И., представителей ответчика Лебедевой Ю.Ю., Михайлычевой Е.Н., при секретаре Мякининой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Короткевич А.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску о назначении досрочной трудовой пенсии,

У с т а н о в и л :

Короткевич А.Н. обратился в суд с заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску с иском о назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявления указано, что 04.02.2011 г. Короткевич А.Н. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области за назначением досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

10.02.2011 г. уведомлением № ответчик уведомил истца об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием права на пенсию исходя из действующего законодательства в период работы в соответствующих условиях труда истцом и действующего законодательства на день обращения за назначением пенсии. Так, на момент обращения истца к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии он исходил из того, что по ранее действующему законодательству в льготное исчисление его периодов работы подлежали включению в соответствии с п. 109 постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» следующие периоды в условиях труда предусмотренных Списком № 2: с 01.09.1970 г. по 25.07.1972 г. учеба в техническом училище; с 03.08.1972 г. по 02.11.1972г. <данные изъяты>; с 11.11.1972г. по 27.12.1974 г. служба в Армии; с 11.02.1975 г. по 16.01.1978 г. <данные изъяты> ; с 14.09.1978 г. по 08.05.1980 г. <данные изъяты>; с 24.01.1983 г. по 04.07.1983 г. <данные изъяты> продолжительностью 09 лет 03 месяца 21 день. Продолжительность отработанного периода в условиях труда предусмотренных Списком № 2 и включаемые в зачет в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 дает истцу право на досрочную трудовую пенсию со снижением установленного возраста при достижении им возраста 57 лет.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж не менее 25 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста предусмотренного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,. ...» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяются списки производств, работ, профессий и должностей утвержденныепостановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 и постановлением Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173.

Ответчик обосновал свой отказ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии тем, что законом от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» не было предусмотрено снижение пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу. Истец считает, что доводы ответчика в части не содержания законом от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» снижения пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу сделаны необоснованно. В ст. 9 закона «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г. закреплено, что рабочие и служащие, предусмотренные в пунктах «а» и «б» указанной статьи, имеют право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях (независимо от места последней работы).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионное право до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства действующего на момент приобретения права.

Возможность исчисления периодов работы до 01.01.2002 г. на основании ранее действующих нормативных правовых актов предусмотрена и п. 9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, периоды работы гражданина, претендующего на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», до 01.01.2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативно правовых актов. На день обращения истца к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости он имел 09 лет 03 месяца 21 день трудового стажа работы по Списку № 2 и общего трудовогостажа более 25 лет.

В исковом заявлении Короткевич А.Н. просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области назначить ему досрочную трудовую пенсию с 7февраля 2011 г., взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области в его пользу расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Истец Короткевич А.Н. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным, его представитель Шаронов Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.

Представители ответчика Лебедева Ю.Ю., Михайлычева Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, просят в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование возражений указано, что Согласно ст. 9 Закона СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» предусмотрено, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости:

«а» рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 50 лет и стаже работы не менее 20 лет;

женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет;

«б» рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 55 лет и стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

В данных пунктах ст.9 указанного Закона четко обозначены условия, дающие право на пенсию на льготных основаниях - возраст и стаж работы. Требуемая продолжительность льготного стажа в пунктах «а» и «б» не указана.

В статье также закреплено, что рабочие и служащие, предусмотренные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, имеют право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях.

Именно это условие и указывает на требуемую продолжительность специального стажа работы по Списку № 1 и № 2 для приобретения права на досрочную пенсию.

По Списку № 1 (пункт«а») требуемый стаж работы необходимый для назначения пенсии:

мужчины - 20 лет, следовательно, требуемая продолжительность льготного стажа составит 20:2=10 лет;

женщины - 15 лет, следовательно, требуемая продолжительность льготного стажа составит 15:2 = 7 лет 6 месяцев. По Списку № 2 (пункт«б») требуемый стаж работы необходимый для назначения пенсии:

мужчины - 25 лет, следовательно, требуемая продолжительность льготного стажа составит 25 : 2 = 12 лет 6 месяцев;

женщины - 20 лет, следовательно, требуемая продолжительность льготного стажа составит 20 : 2 = 10 лет.

Таким образом, для назначения пенсии по закону от 14.07.1956г. требовалось наличие вышеуказанного специального стажа работы:

Список № 1 мужчины- 10лет; женщины - 7 лет 6 месяцев. Список № 2

мужчины- 12 лет 6 месяцев; женщины - 10 лет.

Ссылка истца на указанный пункт ст. 9 закона от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» является несостоятельной, поскольку именно данным пунктом закреплено право на досрочное назначение пенсии только при наличии полного отработанного специального стажа.

Законодательством СССР от 1956г. назначение пенсии со снижением пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу предусмотрено не было.

В рамках Закона от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» действовало Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972г. № 590 согласно которому, наряду с периодами непосредственно выполнявшейся работы было предусмотрено включение в специальный стаж иных периодов общественно полезной деятельности (служба в армии, учебы).

С учетом данного положения, продолжительность специального стажа работы истца по Списку № 2 составляет - 9 лет 3 месяца 21 день.

Поскольку истец на 01.01.1991 (дата отмены вышеуказанного Положения от 03.08.1972г.) не выработал полностью необходимый специальный стаж по Списку №2 (12 лет 06 месяцев), как это предусмотрено разъяснением Минтруда России № 4 от 17.10.2003г., то истец не имеет право на назначение льготной пенсии с уменьшением возраста, а исчисление стажа на соответствующих видах работ должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии по старости.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела и оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему:

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

На основании п.п.1,2 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста предусмотренного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ...» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей утвержденныепостановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 и Постановлением Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173.

Согласно справок об особом характере работ или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающих постоянную занятость на льготной работе Короткевич А.Н. в период с 03.08.1972 г. по 02.11.1972г. работал в должности <данные изъяты>; с 11.02.1975 г. по 16.01.1978 г., с 14.09.1978 г. по 08.05.1980 г. в должности <данные изъяты>; с 24.01.1983 г. по 04.07.1983 г. в должности <данные изъяты> (л.д.17-19). Данные периоды ответчиком не оспариваются и согласно его позиции продолжительность специального стажа истца по Списку № 2 составляет 5 лет 3 месяца 11 дней. (л.д.15), но поскольку для назначения льготной пенсии со снижением установленного возраста необходим стаж 6 лет 3 месяца, право на назначение льготной пенсии у истца отсутствует.

Также в период с 01.09.1970 г. по 25.07.1972 г. Короткевич А.Н. обучался в техническом училище (л.д.4), а в период с 11.11.1972 г. по 27.12.1974 г. проходил службу в <данные изъяты> Армии. (л.д. 10-14). Согласно позиции истца данные периоды также подлежат зачету в специальный стаж, в связи с чем, специальный стаж составит 9 лет 3 месяца 21 день и истец имеет право на досрочную пенсию со снижением установленного возраста, поскольку достиг возраста 57лет. Однако, суд с позицией стороны истца не может согласиться по следующим основаниям:

На момент работы истца в особых условиях труда пенсии назначались в соответствии с Законом СССР от 14.07.2956 г. « О государственных пенсиях». Данным законом не было предусмотрено снижение пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу. Согласно ст. 9 Закона СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» предусмотрено, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости:

«а» рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 50 лет и стаже работы не менее 20 лет;

женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет;

«б» рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 55 лет и стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

В статье также закреплено, что рабочие и служащие, предусмотренные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, имеют право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходиться на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях.

Таким образом, по ранее действующему законодательству истцу был необходим стаж для назначения льготной пенсии по Списку № 2 12 лет 6 месяцев. В рамках Закона СССР « О государственных пенсиях » действовало Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № 590 согласно которому, наряду с периодами непосредственно выполнявшейся работы было предусмотрено включение в специальный стаж иных периодов общественно полезной деятельности (служба в армии, учебы).

С 01.01.1992 года указанный закон не действует и на указанный момент у истца не имелось стажа, необходимого для назначения льготной пенсии, поскольку его стаж ( с учетом службы в Армии и учебы) составлял 9 лет 3 месяца 21 день. В данном случае следует учесть, что истец с 1983 года не работает в особых условиях труда и на тот момент ему было известно, что имеющейся у него специальный стаж не позволит ему претендовать на льготную пенсию.

В настоящее время действующее пенсионное законодательство предоставляет гражданам право на досрочную пенсию по старости с уменьшением возраста предусмотренного ст. 7 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам, если указанные лица проработали не менее половины установленного срока для назначения льготной пенсии и имеют необходимый страховой стаж. Однако, действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов учебы и периодов службы в Армии, в связи с чем, стаж истца составляет 5 лет 3 месяца и 11 дней, что не достаточно для назначения пенсии со снижением пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу. В связи с данными обстоятельствами у истца не возникло право на досрочную пенсию по достижению им, 7 февраля 2011 года возраста 57 лет, как по ранее действующему пенсионному законодательству так и по пенсионному законодательству, действующему в настоящее время, в удовлетворении исковых требований Короткевичу А.Н. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 12,56,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Короткевичу А.Н. о назначении досрочной трудовой пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородском областном суде в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.

Судья О.Ю. Хайдукова.

Ксерокопия верна:

Судья секретарь