Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Фирсовой Е.М., при секретаре Воронцовой Е.В., с участием прокурора Архиповой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полушкина М.С. к Администрации г.Дзержинска о признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Полушкин М.С. обратился с указанным иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в Администрацию г.Дзержинска Нижегородской области на должность <данные изъяты>. С ним был заключен трудовой договор № от 03.04.2009 г. 18 октября 2010 г. к трудовому договору было составлено Дополнительное соглашение №, согласно которому, исполнение им обязанностей на занимаемой должности продляется на неопределенный срок. После того, как вновь избранный мэр г.Дзержинска ФИО1 приступил к исполнению своих обязанностей, им было принято решение о проведении организационно-штатных мероприятий, в результате которых упразднялись оперативно-распорядительное управление и управление муниципального финансового контроля, реформировалось управление по делам молодежи, культуры и спорта. Вместе с этим предполагалось создание управления внутренней политики, информационно - аналитического управления, отдел по обеспечению деятельности мэра. 25 ноября 2010 г. Городская Дума г.Дзержинска приняла Решение, согласно которому, прежние подразделения исключались из структуры Администрации города. 30 ноября 2010 г. распоряжением мэра г.Дзержинска «О внесении изменений в структуру администрации г.Дзержинска», был официально утвержден сложившийся порядок вещей, при котором в Администрации параллельно существовали схожие по своим функциям подразделения. В течении декабря 2010 года указанные управления были созданы и укомплектованы вновь набранными работниками. После этого распоряжением мэра г.Дзержинска ФИО1 № от 29.12.2010 г. из штата Администрации г.Дзержинска была исключена занимаемая им должность <данные изъяты> с 1 марта 2011 г. 30 декабря он был ознакомлен с Предупреждением № о предстоящем с 1 марта 2011 года увольнении в связи с сокращением штата. Согласно ст. 180 ТК РФ работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника. Он дал свое согласие на размещение на одну из вакантных должностей, соответствующую квалификации и опыту работы, после предоставления ему всего перечня вакантных должностей. Взамен высвобождаемой, ему был предложен перечень вакантных в штатном расписании Администрации города должностей. Однако все из предложенного перечня должности не соответствовали его квалификации и занимаемой ранее должности. Вместо расформированного оперативно - распорядительного управления было создано информационно - аналитическое управление, которое имеет ряд схожих функций. Однако вакантной должности в информационно-аналитическом управлении ему предложено не было. Распоряжением мэра г.Дзержинска от 1 марта 2011 г. № он был уволен с занимаемой должности по сокращению штата (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ). Фактически как такового сокращения штатов не произошло, поскольку сначала была увеличена численность штата Администрации, с целью последующего сокращения неугодных сотрудников, которые работали в Администрации до прихода в нее нового мэра (всего было уволено 39 чел., а вновь принято 36). Такой порядок проведения «сокращения штатов» не позволил ему занять одну из вновь созданных должностей, хотя он имел на это преимущественное право. После увольнения из рядов Вооруженных Сил РФ 02 февраля 2009 г. он был принят на муниципальную должность начальника оперативно - распределительного управления. Согласно п. 5 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащего», гражданам, уволенным с военной службы, предоставляется преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников. Во время прохождения службы в рядах ВС РФ, а также в период работы на муниципальной должности, он имел доступ к сведениям, содержащим государственную тайну. В соответствии со ст.21 ФЗ «О государственной тайне», для лиц, допущенных к государственной тайне, устанавливаются социальные гарантии, в том числе и преимущественное право при прочих равных условиях оставление на работе. Кроме того, при увольнении не было учтено имеющееся у него профильное образование (менеджер государственного и муниципального управления), прохождение курсов повышения квалификации при <данные изъяты> в 2010 году, наличие ученой степени кандидата наук, двух государственных наград: ордена Красной звезды и ордена «За военные заслуги», Грамоты Президиума Верховного Совета СССР «За участие в боевых действиях на территории <адрес>», наличие неоднократных благодарностей и денежных поощрений за успешную работу в Администрации, наличие 37-летнего опыта работы на государственной и муниципальной службе. Тем не менее, при увольнении, положенные ему по закону социальные гарантии были проигнорированы ответчиком. Незаконным увольнением ему причинен моральный вред, который оценивает в 50 000 рублей.
Просит признать незаконным Распоряжение мэра г.Дзержинска Нижегородской области № от 01.03.2011 г. об увольнении по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата; восстановить его на работе в должности <данные изъяты>; взыскать в его пользу с Администрации города Дзержинска Нижегородской области моральный вред в сумме 50 000 рублей.
Исковые требования в суде поддержал Полушкин М.С. и адвокат на стороне истца Балденков М.П.
Ответчик представитель администрации г.Дзержинска по доверенности Афанасьев Д.И. иск не признал. Пояснил суду, что в соответствие с положениями ст. 258 ГПК РФ, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц органов местного самоуправления входит установление судом совокупности следующих юридических фактов:
- соответствие правовых актов закону или иному нормативному правовому акту,
- наличие полномочий у органа на их принятие (совершение),
- а также наличие нарушений ими прав и свобод граждан.
Оспариваемое распоряжение принято в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства в силу следующего. 08.04. 2009 г.распоряжением Мэра г.Дзержинска № Полушкин М.С. был принят на работу и назначен на должность <данные изъяты> Администрации г. Дзержинска на срок полномочий Мэра г.Дзержинска ФИО2 18 октября 2010 распоряжением Мэра г. Дзержинска № внесены изменения в распоряжение от 08.04.2009 № в части заключения трудового договора на неопределенный срок. В соответствие со статьёй 81 Трудового Кодекса РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; Исходя из правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ, при увольнении по сокращению численности или штата, работодатель реализует свои конституционные права в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, вправе самостоятельно принимать кадровые решения. В соответствие с п. 4 ч. 2 ст. 37 Устава городского округа город Дзержинск по представлению Мэра города Городская Дума принимает решение об утверждении структуры Администрации города. 25.11.2010 г. Городской Думой г. Дзержинска в целях совершенствования работы Администрации города принято решение № «Об утверждении Структуры Администрации города», в соответствии с которым оперативно-распорядительное управление было исключено из структуры Администрации. 29.12. 2010 г. Мэром г. Дзержинска принято распоряжение № «О внесении изменений в Реестр муниципальных служащих, а также в штатное расписание муниципальных служащих и других работников Администрации города Дзержинска», в соответствие с которым из штатного расписания исключена, в том числе, должность начальника оперативно - распорядительного управления.
На основании ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. 30.12. 2010 г. Полушкину М.С. было вручено предупреждение о предстоящем высвобождении от 29.12.2010 г. №, в соответствие с которым должность <данные изъяты> подлежит сокращению по истечении двух месяцев с даты ознакомления с предупреждением. Согласно ч. 1 ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). Вместе с предупреждением Полушкину М.С. был передан под роспись перечень вакантных должностей по состоянию на 30.12.2010. В дальнейшем в соответствие со ст. 180 ТК РФ Полушкину М.С. под роспись были предоставлены перечни вакантных должностей по состоянию на 11 января 2011г., 13 января 2011г., 28 февраля 2011г.. В каждом предоставленном перечне были указаны время и дата, до которой необходимо выразить свое согласие с переводом на выбранную должность. Однако Полушкин М.С. своего согласия не выразил, т.е. ответил отказом на предложенные вакантные должности. В силу требований ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. 29.12.2010 г. Администрацией г. Дзержинска с целью учета мотивированного мнения в профсоюзный комитет Администрации города был направлен Список работников, высвобождаемых в марте 2011 года по пункту 2 статьи 81 Трудового Кодекса РФ. Указанный список был получен 29.12.2010 года председателем профкома работников Администрации города ФИО3, о чем имеется соответствующая отметка. 02.02.2011 года в профсоюзный комитет работников Администрации города была повторно предоставлена информация об увольнении по сокращению штатов работников Администрации, в том числе, Полушкина М.С. с приложением всех необходимых документов. 16.02.2011 года председателем профкома в адрес Администрации было направлено мотивированное мнение по увольнению работников Администрации города, в соответствие с которым сокращение должности, замещаемой Полушкиным М.С, является обоснованным, и комитет профсоюза считает возможным расторжение с ним трудового договора. На основании ст. 84.1. ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. 01.03. 2011 года Полушкин М.С. был уволен в соответствие с распоряжением Мэра г. Дзержинска от 01.03.2011 №.
Во исполнение требований ст. 84.1. ТК РФ с указанным распоряжением Полушкин М.С. был ознакомлен под роспись, о чем имеется соответствующая отметка. Таким образом, Администрацией г. Дзержинска обеспечен законный порядок увольнения, а также гарантии для сокращаемого сотрудника. В соответствие со ст. 179 Трудового Кодекса при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей. Однако преимущественное право по сокращению численности или штата учитывается тогда, когда речь идет о частичном сокращении штатных единиц по одинаковой должности. В соответствие со Структурой и штатным расписанием Администрации г. Дзержинска должность <данные изъяты> является единственной. Оспариваемое распоряжение не нарушает права и свободы Истца в силу следующего. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Он вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата. При этом должен быть обеспечен законный порядок увольнения и гарантий для сокращаемого сотрудника. Поэтому норма об увольнении по сокращению численности или штата в системной связи с трудовыми нормами-гарантиями не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы. Указанная правовая позиция нашла отражение в определениях Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 №№ 411-0-0, 412-0-0, 413-0-0. Просит в иске отказать.
Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, соглашаясь с мнением прокурора, полагающего в иске отказать, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что в соответствии с трудовым договором от 03.04.2009 № Полушкин М.С. был приняты на работу в Администрацию города Дзержинска на должность <данные изъяты>.
Решением Городской Думы от 25.11.2010 № из структуры Администрации города было исключено оперативно-распорядительное управление.
В соответствии со статьей 180 Трудового кодекса РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В связи с этим, 29.12.2010 г. Администрацией города Полушкину М.С. было направлено уведомление о сокращении с 01.03.2011г. должности <данные изъяты>, которое было получено им 30.12.2010 г..
Администрацией г.Дзержинска 31.12.2010г., 11.01.2011г., 13.01.2011г. и 28.02.2011г. Полушкину предлагались вакантные должности, имеющиеся в Администрации, согласие на занятие которых от истца получено не было.
В силу статьи 179 Трудового кодекса РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Однако ввиду того, что подлежали сокращению все должности оперативно-распорядительного управления Администрации города, преимущественное право на оставление Полушкина М.С. на работе не могло быть реализовано.
Согласно статьи 373 Трудового кодекса РФ, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
В связи с этим, Администрацией города в профсоюзный комитет работников с целью учета мотивированного мнения по увольнению работников было направлено письмо о предстоящем увольнении Полушкина М.С. и других работников по сокращению штатов.
В соответствии с письмом председателя профкома ФИО3 от 16.02.2011 г., профсоюзный комитет посчитал обоснованным сокращение должности, занимаемой Полушкиным М.С. и расторжение трудового договора.
Распоряжением Мэра города Дзержинска от 01.03.2011 № Полушкин М.С. был уволен из Администрации города по сокращению штата (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ).
Таким образом, суд не находит нарушений процедуры увольнения Полушкина М.С.со стороны Администрации г.Дзержинска.
Истец в ходе судебного разбирательства неоднократно ссылался на то обстоятельство, что в период его предупреждения об увольнении по сокращению штатов открывалась вакансия на должность <данные изъяты>, которая ему не была предложена. На эту должность была назначена ФИО4 Однако, как видно из представленных суду для проверки распоряжений мэра, ФИО4 была принята распоряжением № от 03.02.2011 г. на указанную должность временно, на время отпуска ФИО5 Таким образом вакантной указанная должность не являлась.
Суд считает необходимым в иске Полушкина М.С. к Администрации г.Дзержинска о признании незаконным Распоряжения мэра г. Дзержинска № от 01.03.2011 г. об увольнении его по п.2 ч.1 ст. 61 ТК РФ в связи с сокращением штатов, о восстановлении на работе в должности <данные изъяты> отказать.
Поскольку трудовые права Полушкина М.С. не были нарушены, отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 198 ГПК РФ, ст. 391 ТК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Полушкина М.С. к Администрации г.Дзержинска о признании незаконным Распоряжения мэра г. Дзержинска № от 01.03.2011 г. об увольнении по п.2 ч.1 ст. 61 ТК РФ в связи с сокращением штатов, о восстановлении на работе в должности <данные изъяты>, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского облсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: п/п Фирсова Е.М.
Копия верна:
Судья:
Секретарь: