Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Тихомировой С.А., при секретаре Николаевой Е.С.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова Е.П. к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Казаков Е.П. обратился в суд с данным иском к ответчику, мотивируя тем, что 15.11.2010г. он обратился в Администрацию г. Дзержинска с заявлением о предоставлении ему земельного участка, расположенного в Адрес1 для индивидуального жилищного строительства, в собственность за плату без проведения торгов, на основании статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Информация о данном участке получена истцом из газеты «Дзержинские ведомости», в которой неоднократно публиковалась информация о предстоящих аукционах по продаже вышеуказанного участка, а также о признании аукционов несостоявшимися. Не получив ответа на обращение, 13.01.2011г. истцом было направлено повторное заявление, на которое 02.02.2011г. получено письмо Администрации г. Дзержинска, датированное 27.01.2011г. за №. Указанным письмом Администрация г. Дзержинска сообщает, что льготное предоставление участков для индивидуального жилищного строительства в собственность за плату без проведения торгов действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, Администрация г. Дзержинска разъясняет порядок бесплатного предоставления льготной категории граждан в собственность земельных для индивидуального жилищного строительства, который определен Законом Нижегородской области от 04.08.2010г. № 127-З ( с изменениями от 10.12.2010г. № 190-З) «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Нижегородской области». Также Администрация г. Дзержинска сообщает, что в настоящее время готовиться постановление Городской Думы г. Дзержинска об утверждении Положения о порядке бесплатного предоставления земельных участков, которое будет принято в январе-феврале 2011года. И истцу предложено, если он относится к льготной категории граждан, согласно вышеуказанному Закону Нижегородской области, после утверждения Положения Городской Думой г. Дзержинска подать заявление по установленной Положением форме, о приобретении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. Администрация г. Дзержинска своим письмом от 27.01.2011г. № отказывает в предоставлении истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность за плату без проведения торгов, по основаниям ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что считает необоснованным по следующим основаниям. Согласно Закону Нижегородской области от 04.08.2010г. № 127-З (с изменениями от 10.12.2010г. № 190-З» (часть 2 статьи 2) земельные участки предоставляются в собственность бесплатно постоянно проживающим на территории Нижегородской области определенным категориям граждан, но данный Закон не предусматривает предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства инвалидам. Вопросы предоставления земельных участков инвалидам регулируются Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статьей 17 названного Федерального закона предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п.17 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Заявление о предоставлении истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с приложением копии справки медико-социальной экспертизы серии №, подано истцом в Администрацию г. Дзержинска 15.11.2010г. Земельный участок, испрашиваемый истцом, неоднократно выставлялся Администрацией г. Дзержинска на аукцион и не был востребован. Истец просит возложить на Администрацию г. Дзержинска обязанность заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер №, площадью 1209 кв.м., расположенного в Адрес1, по его кадастровой стоимости.
Истец Казаков Е.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца с участием его представителя.
Представитель истца Казаков А.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Щетинин Е.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, показал, что считает требования истца незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения относится, в том числе представление гражданам земельных участков для садоводства, индивидуального жилищного строительства. Аналогичная норма закреплена и в ст.57 Устава городского округа город Дзержинск. Согласно ст.62 Устава городского округа город Дзержинск для решения вопросов местного значения, Мэр города в пределах своих полномочий издает постановления Администрации города. Таким образом, для предоставления спорного земельного участка первоочередным является постановление Администрации г. Дзержинска. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Дзержинска отказала Казакову Е.П. в предоставлении земельного участка за плату без проведения торгов. Предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплата жилья и коммунальных услуг регулируется правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. № 901. В соответствии с указанными правилами инвалидам и семьям, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет; обеспечиваются жилым помещением, с учетом льгот, в том числе по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Из указанной нормы следует, что для предоставления земельного участка с целевым использованием (строительства индивидуального жилого дома и как следствие улучшение своих жилищных условий) лицо, получающее такие льготы, должно числиться в реестре нуждающихся в улучшении жилищных условий при Администрации г. Дзержинска. Однако, доказательств того, что истец числится в реестре нуждающихся в улучшении жилищных условий при Администрации г. Дзержинска в материалы дела не представлена. Таким образом, представление земельного участка, расположенного по адресу: Адрес1, за плату без торгов не представляется возможным, ввиду отсутствия законных оснований. Кроме того, понуждение к заключению договора не допускается.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что истец Казаков Е.П., являющийся <данные изъяты> (л.д.13), 15.11.2010г. обратился к Мэру г. Дзержинска Нижегородской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: Адрес1, для индивидуального жилищного строительства (л.д.12). 27.01.2011г. в ответ на обращение истца Администрацией г. Дзержинска было указано, что льготное предоставление участков для индивидуального жилищного строительства в собственность за плату без проведения торгов действующим законодательством не предусмотрено, а также указано, что если истец относится к льготной категории граждан согласно закона Нижегородской области от 04.08.2010г. № 127-З «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Нижегородской области», после утверждения Положения о порядке предоставления земельных участков, он может подать заявление по установленной форме (л.д.9-10). Также представителем ответчика в судебном заседании указано, что истец не числится в реестре нуждающихся в улучшении жилищных условий при Администрации г. Дзержинска.
Судом установлено, что спорные правоотношения регулируются положениями статьи 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. №81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно статьи 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. №81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.30 Земельного кодекса РФпредоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.(ч.1). Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. (ч.5). В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 (проведение торгов) и 4 пункта 4 (подписание протокола о результатах торгов) настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом (ч.6).
В соответствии со ст.30.1 Земельного кодекса РФ Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников)(ч.2).
В соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФгражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. (ч.1)
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.(ч.2)
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. (ч.5)
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. (ч.6)
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. (ч.7)
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. (ч.8)
В соответствии со ст.32 Земельного кодекса РФрешение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (ч.1).Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. (ч.2).
Судом установлено, что на основании постановления Администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 23.01.2008г. № 176 «Об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: Адрес1 был утвержден проект границ земельного участка по указанному адресу для проектирования, строительства и последующей эксплуатации индивидуального жилого дома, также было постановлено КУМИ обеспечить реализацию права на заключение договора аренды земельного участка через аукцион (л.д.25).
27.04.2009г. во исполнение указанного Постановления был организован аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка, победителем была признана ФИО1 (л.д.26), 06.05.2009г. результаты аукциона были аннулированы по причине не внесения победителем арендной платы в сроки, определенные протоколом (л.д.27). 15.09.2009г. состоялся второй аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка, победителем была признана ФИО2 (л.д.28), 30.09.2009г.результаты аукциона также были аннулированы по причине не внесения победителем годовой арендной платы (л.д.29) Третий аукцион по продаже указанного земельного участка был назначен на 18.05.2010г., который признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок (л.д.31) 03.09.2010г. четвертый аукцион также не состоялся (л.д.32).
15.11.2010г. истец обратился с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Адрес1. Ответчиком в предоставлении истцу данного земельного участка было отказано.
В соответствии с п.17 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» инвалиды и семьи, имеющие в свое составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Доводы ответчика о том, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, в данном случае суд находит несостоятельными, поскольку указанными Правилами, а также ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» необходимость предоставления документов о нуждаемости в улучшении жилищных условий не предусмотрена.
Но вместе с тем, судом установлено, что истцом не соблюдена процедура формирования земельного участка. В силу закона, а именно ст.ст.30-33 Земельного кодекса РФ лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка, производит согласование с компетентными органами (санитарно-эпидемиологическое заключение, экспертное заключение по проектной документации), межевание(проект границ земельного участка), присвоение номера(кадастровый паспорт участка). В данном случае указанные действия были произведены ответчиком и за его счет. Кроме того, установлено, что 25.01.2011г. спорный земельный участок был снят с учета, в реестре муниципальной собственности не числится, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано.
Таким образом, суд приходит к выводу, что право на первоочередное предоставление спорного земельного участка истцом не может быть реализовано. В связи с чем, исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194- 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В иске Казакова Е.П. к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Адрес1, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд Нижегородской области момента его изготовления в окончательной форме.
Судья п\п С.А.Тихомирова
Копия верна
Судья С.А.Тихомирова
Секретарь Е.С.Николаева