Решение по иску Шамшутдиновой Н.И. к ГУ УПФ РФ о пересмотре страхового стажа (не вступило в законную силу)



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,

при секретаре Андриановой Е.А.,

с участием истца Шамшутдиновой Н.И., представителя ответчика Михайлычевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамшутдиновой Н.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску о пересмотре страхового стажа,

Установил:

Истец обратился с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что в 2005 году она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску с заявлением о досрочном назначении пенсии <данные изъяты> и представила в Пенсионный фонд необходимые документы, в том числе: cправки о заработной плате, включая 2000-2001 годы; документы, подтверждающие факт того, что она является <данные изъяты> (с 1998 года); справку из воинской части № о невозможности трудоустройства по месту, где проходил службу муж <данные изъяты>. Трудовая пенсия по старости была назначена 30.06.2005 года в соответствии с ФЗ № 173 от 17.12.2001 года, исходя из продолжительности общего трудового стажа на 01.01.2002 года 19 лет 9 месяцев 27 дней, заработной платы за 60 месяцев работы в период с 01.09.1991 года по 31.08.1996 года и суммы страховых взносов, перечисленных в Пенсионный фонд с 01.01.2002 года. На дату назначения пенсии в 2005 году на ее индивидуальном лицевом счёте имелись сведения об уплаченных взносах как <данные изъяты> за 1998 -1999, 2002-2004 годы. Сведения за 2000 - 2001 годы отсутствовали. В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 18.04.2002 года № 27 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения <данные изъяты>, перешедших на уплату единого налога на вменённый доход (ЕНВД) в соответствии с федеральным законом «О ЕНВД» (зарегистрированного в Минюсте РФ 28.05.2002г. № 3472), при применении закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» уплата ЕНВД приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской федерации, соответственно периоды уплаты налога включаются в общий трудовой стаж. Исчисление среднемесячного заработка производится путём деления суммы вменённого дохода, с которого уплачен единый налог, на период, за который уплачен налог. В 2000 году ею были перечислены платежи по ЕНВД в размере 8305,0 рублей (учительская зарплата за 2000 год составила 7800,0 рублей). В 2001 году - платежи по ЕНВД составили 11635,0 рублей. Ее годовой доход по <данные изъяты> в 2001 году составил 58175,0 рублей, соответственно среднемесячный заработок в 2001 году составил 4848,0 рублей (средняя заработная плата по стране составляла 1495,0 рублей). Таким образом, ее коэффициент по заработку в 2001 году составил 3,2, что значительно превышал максимальный коэффициент (1,2). В 2005 году ей не сообщили об отсутствии сведений об уплаченных взносах за 2000-2001 годы. Специалист клиентской службы сообщила, что все сведения о <данные изъяты> у них имеются, и они выберут наиболее благоприятный период для начисления пенсии, не разъяснила ее права, технологию индивидуального (персонифицированного) учёта и представления сведений. В течение 5 лет она ежегодно писала заявления о перерасчёте пенсии и задавала вопрос: «почему такая маленькая пенсия?» (первоначально назначенная пенсия составляла - 1743,0 рубля) и напоминала, что налоги в пенсионный фонд на ее индивидуальный лицевой счёт поступали с двух видов деятельности: <данные изъяты>. Весь этот период перерасчёт пенсии ей делали только с учётом страховых взносов, поступивших за прошлый календарный год. 17 февраля 2010 года, самостоятельно изучив нормативно - правовые документы по пенсионному обеспечению, она обратилась в Управление Пенсионного фонда по городу Дзержинску по поводу маленькой пенсии. <данные изъяты> ФИО1 предложила написать опять же заявление о перерасчёте пенсии по основанию с учётом страховых взносов за прошлый календарный год, не разъяснила ее права о перерасчёте пенсии по заработку. В период с 17.02.2010 года по 26.02.2010 года она обращалась к <данные изъяты> ФИО1, начальнику отдела персонифицированного учёта с просьбой произвести перерасчёт пенсии по заработку, к юристу управления Пенсионного фонда по вопросу зачисления налогов на лицевой счёт за 2000-2001 годы, и представляла в подтверждение своей правоты следующие нормативно-правовые и отчётные документы: Федеральный закон № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»; Федеральный закон № 146 от 22.07.2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления трудовых пенсий»; Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»; Постановление Минтруда РФ от 18.04.2002 года № 27 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вменённый доход (ЕНВД) в соответствии с федеральным законом «О ЕНВД» (зарегистрированного в Минюсте РФ 28.05.2002 года № 3472)»; Свидетельство об уплате ЕНВД за 2001 год и бланк отрывного талона с расчётом ЕНВД по кварталам за 2000 год с отметкой налоговой инспекции об уплате ЕНВД; Копии квитанций об уплате ЕНВД за 2000-2001 годы. 26.02.2010 года от нее было принято заявление о занесении данных об уплате ЕНВД за 2001 год на лицевой счёт. В 2000 году в городе Дзержинске документом, подтверждающий уплату ЕНВД, являлся отрывной талон расчёта ЕНВД, его принимать для зачисления ЕНВД на лицевой счёт специалисты Управления Пенсионного фонда отказались. В результате, период уплаты ЕНВД за 2000 год выпадает и как страховой стаж, и как основание для расчёта коэффициента по заработку. 04.03.2010 года отдел персонифицированного учёта сообщил ей, что данные об уплате ЕНВД только за 2001 год занесены на ее лицевой счёт. 16.04.2010 года <данные изъяты> ФИО2 приняла заявление о перерасчёте пенсии по основанию ПК по заработку. С 01.01.2010 года был осуществлён перерасчёт пенсии исходя из общего трудового стажа 20 лет 4 месяца 28 дней. Ответчик не включил в ее страховой стаж: 5 лет в связи с отсутствием возможности трудоустройства по месту службы мужа <данные изъяты>; 1 месяц 21 день за 2000 год в связи с тем, что не зачислен страховой стаж <данные изъяты>. 25.07.2010 года ею было подготовлено и направлено начальнику Пенсионного фонда г. Дзержинска заявление о возмещении денежных средств по ранее неправильно начисленной пенсии с даты её назначения. 06.08.2010 года в ответе на ее обращение, произвести перерасчёт страховой части трудовой пенсии с даты её назначения, начальник Управления Пенсионного фонда по городу Дзержинску сообщил о том, что оснований для перерасчёта не имеется. Просит обязать ответчика произвести пересмотр страхового стажа, включив в него: 5 лет (с июня 1982 года по июнь 1987 года) в связи с отсутствием возможности трудоустройства по месту службы мужа <данные изъяты> и 1 месяц 21 день за 2000 год (с 11.11.2000 года по 31.12.2000 года) в связи с тем, что не зачислен страховой стаж <данные изъяты>; признать уплату ЕНВД в 2000 году страховыми взносами в Пенсионный фонд; обязать ответчика возместить разницу недоплаченных сумм с даты назначения пенсии (30.06.2005 года) с учетом инфляции.

В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил, мотивируя тем, что Управлением Пенсионного фонда по г. Дзержинску не выполнены положения ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а именно: «консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании», в результате не довели до нее информацию соответствующую действующему на тот момент постановлению Минтруда № 27 от 18 апреля 2002 года, не сообщили об отсутствии сведений об уплаченных ею взносах за 2000-2001 годы и Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555 о необходимости представления свидетельства, подтверждающего уплату ЕНВД. Поэтому специалистами ответчика был выбран не благоприятный период для начисления истцу трудовой пенсии; индивидуальный коэффициент пенсионера был определён 0,577, тогда как она имела право на максимальный коэффициент 1,2; стажевый коэффициент равный 0,55 ей должен был быть назначен при стаже 15 лет <данные изъяты>, с последующим увеличением в 0,01 за каждый отработанный год свыше 15 лет, она имела полное право на назначение пенсии по Федеральному закону № 173 от 17.12.2001 года. Просит обязать ответчика произвести пересмотр страхового стажа, включив в него: 5 лет (с июня 1982 года по июнь 1987 года) в связи с отсутствием возможности трудоустройства по месту службы мужа <данные изъяты> и 1 месяц 21 день за 2000 год (с 11.11.2000 года по 31.12.2000 года) в связи с тем, что не зачислен страховой стаж индивидуального предпринимателя; признать уплату ЕНВД в 2000 году страховыми взносами в Пенсионный фонд; обязать ответчика возместить разницу недоплаченных сумм с учетом индивидуального коэффициента пенсионера равного 1,2 с даты назначения пенсии (30.06.2005 года) с учетом инфляции.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09.12.2010 года исковые требования были удовлетворены частично, в страховой стаж истца включен период ее работы в качестве <данные изъяты> с 11.11.2000 года по 31.12.2000 года, в остальной части иска отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22.02.2011 года решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09.12.2010 года в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности произвести пересмотр страхового стажа, включив в него 5 лет (с июня 1982 года по июнь 1987 года) в связи с отсутствием возможности трудоустройства по месту службы мужа военнослужащего, признать уплату ЕНВД в 2000 году страховыми взносами в Пенсионный фонд, возместить разницу недоплаченных сумм с учетом индивидуального коэффициента пенсионера равного 1,2 с даты назначения пенсии (30.06.2005 года) с учетом инфляции отменено и передано в этой части на новое рассмотрение. В остальной части решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09.12.2010 года оставлено без изменения.

Определением Дзержинского городского суда от 06.04.2011 года производство по настоящему гражданскому делу в части исковых требований о возложении обязанности произвести пересмотр страхового стажа, включив в него 5 лет (с июня 1982 года по июнь 1987 года) в связи с отсутствием возможности трудоустройства по месту службы мужа <данные изъяты> прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Исковые требования в остальной части истцом были уточнены, мотивируя тем, что в результате инфляционных процессов своевременно невыплаченные денежные суммы утрачивают свою покупательскую способность. Эти обстоятельства безусловно причинили истцу убытки, которые в соответствии со статьями 15, 16, 1064, 1082 ГК РФ, статьями 1, 3 Закона РСФСР от 24.10.1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РФ» должны быть полностью возмещены. Определить их размер возможно руководствуясь сводным индексом потребительских цен как экономическим показателем, объективно отражающим уровень инфляции в регионе. Просит обязать ответчика возместить разницу недоплаченных сумм с учетом индивидуального коэффициента пенсионера равного 1,2 с даты назначения пенсии (30.06.2005 года) с учетом инфляции, с применением индекса потребительских цен, рассчитанным органами государственной статистики.

В ходе рассмотрения дела истец Шамшутдинова Н.И. исковые требования поддержала, суду пояснила, что наиболее выгодным для нее вариантом было назначение пенсии с момента обращения в 2005 году по Федеральному закону № 173, ей же была назначена пенсия по Закону № 340, где хороший стажевый коэффициент, но маленькая заработная плата. По Федеральному закону № 173 с учетом ее заработной платы <данные изъяты> в 2000-2001 годах персональный коэффициент у нее большой 1,2, и размер пенсии должен быть больше примерно на 800 рублей. Ответчик не должен был включать при назначении пенсии период нахождения ее как жены <данные изъяты> за границей, а должен был учесть ее работу в качестве <данные изъяты> в 2000-2001 годах. В эти годы как все <данные изъяты> она производила уплату ЕНВД, в этот период действовали два закона № 27 и № 148. По этим законам она должна была зарегистрироваться как <данные изъяты> в Пенсионном фонде, что она и сделала, с учета она не снималась, перерегистрацию в налоговой инспекции прошла, задолженностей по налогам не имеет. В Пенсионный фонд налог перечислялся налоговой инспекцией из общей суммы уплаченного единого налога, в 2000-2001 годах обязанности отчитываться перед Пенсионным фондом у нее не было. Закон «Об обязательном пенсионном страховании» вступил в силу лишь в 2002 году, с этого периода она отчитывалась перед Пенсионным фондом. Так же был решен вопрос о зачислении ЕНВД в уплату страховых взносов, были приняты правила подсчета страхового стажа, где было указано, что нужно представлять свидетельство об уплате ЕНВД в Пенсионный фонд для учета страхового стажа, но Пенсионный фонд не проинформировал ее о том, что свидетельство необходимо представлять. На момент назначения пенсии в 2005 году она подавала два документа, подтверждающих ее трудовую деятельность: трудовую книжку и свидетельство о государственной регистрации в качестве <данные изъяты>. Так же представила справки из школы, эти справки при назначении пенсии в расчет не взяли, так как сказали, что с 1997 года в Пенсионном фонде есть все сведения по персонифицированному учету, и посчитали заработную плату за 5 лет, назначив пенсию по закону № 340. Согласно статье 19 Федерального Закона № 173 орган Пенсионного фонда должен был разъяснить о недостающих сведениях персонифицированного учета и сроках их предоставления. По Закону № 27 так же есть обязанность застрахованного лица по требованию Пенсионного фонда предоставлять сведения, подлежащие включению в лицевой счет. Ответчик должен был ее уведомить о необходимости предоставления недостающих сведений при назначении пенсии, а если бы она отказалась, назначить пенсию, исходя из представленных документов. В Правилах назначения пенсии, утв. Постановлением Минтруда РФ, говориться о том, что в Пенсионном фонде есть обмен информации, поэтому ответчик должен был ее уведомить о недостающих сведениях ее лицевого счета. Все налоги она платила, необходимые документы по уплате ЕНВД имела, свои обязанности выполняла, но в результате были ущемлены ее права, она недополучила определенную денежную сумму, которая на сегодняшний день уже обесценилась. Самостоятельно состояние своего лицевого счета она не проверяла, так как платила все налоги. Пенсионный фонд присылает выписки о состоянии ее лицевого счета, но не каждый год, и там указана общая сумма, а не конкретные периоды. В 2003 году Пенсионный фонд присылал ей уведомление о необходимости уплаты страховых взносов за 2002 год, а об отсутствии сведений на ее лицевом счете за 2000-2001 годы ничего не присылал, и при назначении пенсии об этом не сказали, хотя свидетельство о регистрации ее как <данные изъяты> она представляла.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда по городу Дзержинску по доверенности Михайлычева Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв, согласно которому с 01.01.2002 года вступили в силу Федеральный Закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Федеральный закон от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в соответствии с которыми осуществляется в настоящее время назначение и выплата пенсии. Согласно ст. 10 Закона от 17.12.2001 года в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Статьей 13 названного Федерального закона и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, установлено: трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливался на основании документов, выдаваемых государственными и муниципальными органами, организациями; трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Шамшутдинова Н.И. обратилась в Управлении Пенсионного фонда по г. Дзержинску за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» 30.06.2005 года. Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости истцом были представлены следующие документы: заявление о назначение пенсии; трудовая книжка; справка о заработке за период с 1991 года по 1997 год; свидетельство <данные изъяты>; свидетельство о рождении ребенка; свидетельство о браке. В соответствии с п. 16 Правил 17/19пб факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обратившегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Согласно «Выписки из лицевого счета застрахованного лица» Шамшутдинова Н.И. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 17.10.1997 года, следовательно, это означает, что до даты регистрации (17.10.1997 года) учитывается стаж по трудовой книжке, а после указанной даты учитывается по сведениям индивидуального (персонифицированного). На дату обращения за пенсией на индивидуальном лицевом счете Шамшутдиновой Н.И. имелись сведения об уплаченных страховых взносах, в том числе и подтверждающих работу в качестве предпринимателя, только за периоды с 10.06.98 года по 31.12.98 года, с 01.01.99 года по 30.06.99 года. Согласно ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии определяется: на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии. В данном случае имеется в виду именно день принятия органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, надлежащим образом оформленного решения об установлении пенсии конкретному лицу. В соответствии с нормативными правовыми актами, действующими по состоянию на день, в который органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, выносится решение о назначении трудовой пенсии. В соответствии с п. 20 Правил №, в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Таким образом, назначение пенсии в соответствии пп.1 п.1 ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ было произведено на основании представленных документов и сведений, которые содержались на лицевом счете застрахованного лица на дату назначения пенсии. В документах, представленных истцом для назначения пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 30.06.2005 года свидетельство об уплате ЕНВД за 2001 год отсутствовало и в выписке лицевого счета данный период ведения <данные изъяты> не отражен. В судебных заседаниях истец не отрицает тот факт, что сведений об уплате ЕНВД ею представлены не были. С 01.04.1996 года вступил в силу Федеральный закон № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», который на основании п. 5 ст. 11 устанавливает обязанность физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять Ведомость об уплате страховых взносов за отчетный период (год) по форме АДВ-11. Следовательно, Шамшутдинова Н.И. нарушила норму ст.11 Закона № 27-ФЗ о предоставлении сведений об уплате ЕНВД. Таким образом, причиной отсутствия сведений на индивидуальном лицевом счете об уплате страховых взносов за 2001 год является не представление Шамшутдиновой Н.И. сведений индивидуального (персонифицированного) учета в 2002 году. Сведения, содержащиеся на лицевом счете, истцу были известны, так как Пенсионный фонд раз в год рассылает выписку из лицевого счета застрахованного лица. Следовательно, Шамшутдинова Н.И. должна была и могла знать об отсутствии в выписке периода ее <данные изъяты> за 2001 год. О том, что истцу было известно о том, что она должна была представлять сведения об уплаченных страховых взносах, свидетельствует тот факт, что она знала по каким формам и в какие сроки должна была представлять сведения об уплаченных страховых взносах. Кроме того, на основании п. 19 Постановления Минтруда РФ № 17, Пенсионного фонда РФ № 19пб от 27.02.2002 года «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее Правила 17/19пб) гражданин, обращающийся за пенсией, имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Свидетельство об уплате ЕНВД за 2001 год было представлено только в апреле 2010 года. На основании представленного документа и заявления о перерасчете пенсии по стажу и заработной плате за 2001 год, был произведен перерасчет пенсии. Согласно ст. 20 Федерального закона № 173-ФЗ перерасчет пенсии производиться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете трудовой пенсии. В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...» и в соответствии с п.2 ст.37 названного закона данный перерасчет пенсии Шамшутдиновой Н.И. был произведен с 01.01.2010 года. За период с 01.01.2010 года по 30.04.2010 года была произведена доплата пенсии. Считает, что оснований для перерасчета размера пенсии с первичной даты назначения пенсии, 30.06.2005 года, не имеется. Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст.7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров. Выбор критериев индексации также является прерогативой законодателя, который вправе, как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П, изменять их, в том числе в зависимости от роста цен, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан. Избрав в качестве критерия индексации базовой части трудовых пенсий темпы роста инфляции за соответствующий период, законодатель предусмотрел в п. 6 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулярное увеличение размера трудовых пенсий и ежемесячных денежных выплат. Такое правовое регулирование, имеющее целью не допустить снижение жизненного уровня пенсионеров, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан и противоречащее приведенным конституционным принципам. Статья 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» содержит весьма определенные критерии индексации как страховой части (с учетом роста цен), так и базовой части (с учетом темпов роста инфляции) трудовой пенсии. Размеры всех видов пенсий и уровень их индексации (повышения) определяются исходя из принципа финансовой устойчивости и обеспеченности федерального бюджета и бюджета ПФР. Размер базовой и страховой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ. Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приняло ряд постановлений об индексации размера страховой и базовой части трудовых пенсий (постановления прилагаются). На основании изложенного, назначив Шамшутдиновой Н.И. с 30.06.2005 года досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» Управление Пенсионного фонда применил все установленные федеральными законами индексации страховой и базовой частей пенсии. Истец считает, что вследствие не правильного определения соотношений заработков для назначения пенсии ответчиком, он понес убытки, которые регулируется гражданским законодательством, а гражданское законодательство не применяется к публично-правовым отношениям, которыми являются правоотношения по назначению и выплате пенсий и других социальных выплат. Согласно п.п.1 и 34 ст.2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные не имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ неприменимы к указанным правоотношениям (Определение Верховного Суда по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.06.2007 года №).

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные отзывы, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2002 года, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии со статьей 31 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу указанного Закона, статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом данной правовой нормой установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды. То есть фактически пенсионным законодательством предусмотрено два варианта расчета пенсии: либо в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с ограничением пенсии максимальным размером и компенсационной выплатой, при этом в стаж включаются все периоды деятельности, в том числе и так называемые «нестраховые» периоды, предусмотренные данным законом, к которым относится период проживания жен с мужьями-военнослужащими в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства, либо в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением индивидуального коэффициента пенсионера, при этом при расчете в стаж включаются только страховые периоды. Расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле с использованием, в том числе, среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями.

Судом установлено, что истец 30.06.2005 года обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда по городу Дзержинску с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 статьи 28 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости истцом были представлены следующие документы: заявление о назначение пенсии, трудовая книжка, справка о заработке за период с 1991 года по 1997 год, свидетельство индивидуального предпринимателя, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о браке, что подтверждается распиской-уведомлением. Ответчик произвел исчисление пенсии истцу в соответствии с представленными документами на основании норм Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», установив назначение пенсии по данному закону наиболее выгодным для истца вариантом. Истец с таким вариантом расчета пенсии с момента ее назначения не согласен, мотивируя тем, что наиболее выгодным для нее вариантом является назначение пенсии с момента ее обращения на основании норм Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионного Фонда РФ от 18.04.2002 года № 27 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», согласно которому подтверждение общего трудового стажа, а также среднемесячного заработка для определения расчетного пенсионного капитала <данные изъяты> производится за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 года № 1028 «Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности», выдаваемого налоговыми органами, после регистрации в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.1998 года № 148-ФЗ «О едином социальном налоге на вмененный доход» не взимались платежи в государственные внебюджетные фонды, в том числе страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении Правил приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и после 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда РФ; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выдаваемым территориальными налоговыми органами.

В пункте 14 названного постановления Правительства РФ также указано о том, что периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемым территориальными налоговыми органами в установленном порядке. С введением с 01 января 2001 года единого налога, установленного главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, страховые взносы были включены в состав единого социального налога.

Согласно пункта 3 статьи 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Согласно п.п. 2, 26 Постановления Минтруда России № 16, Пенсионного фонда РФ № 19па от 27.02.2002 года «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности. Среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также: справки налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов с указанных доходов; справки Пенсионного фонда Российской Федерации о доходах лиц, занимающихся <данные изъяты>, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, или единый налог на вмененный доход; свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности», выдаваемое территориальным органом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в отношении <данные изъяты>, уплачивающих единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Согласно п.п. 18, 20 Постановления Минтруда РФ № 17, Пенсионного Фонда РФ № 19пб от 27.02.2002 года «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент обращения истицы за назначением пенсии), необходимые для назначения пенсии сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, в том числе и недостающие, представляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительно к документам заявителя в соответствии с правилами обмена информацией между его службами, определяемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уведомляет о составе недостающих сведений заявителя, работодателя либо государственные (муниципальные) органы, разъясняет порядок и сроки их представления.

В том случае, если заявитель, работодатель либо государственный (муниципальный) орган не представили недостающие сведения в трехмесячный срок, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о продлении указанного срока до получения от них недостающих сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.

С согласия заявителя может быть принято решение об установлении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.

Как следует из содержания данных нормативных актов, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года должны подтверждаться документами территориальных органов Пенсионного фонда РФ.

Как усматривается из материалов дела, с 17.10.1997 года истец была зарегистрирована в качестве страхователя и застрахованного лица, поэтому с указанного времени среднемесячный заработок для определения расчетного пенсионного капитала должен был производиться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Ответчиком не оспаривается, что при обращении за назначением пенсии 30.06.2005 года истцом было предоставлено свидетельство о ее государственной регистрации в качестве <данные изъяты>. По указанному свидетельству, истец была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.05.1998 года, поставлена на учет в Пенсионном фонде 10.06.2008 года. На дату назначения пенсии 30.06.2005 года на индивидуальном лицевом счете истца имелись сведения об уплаченных страховых взносах, подтверждающих работу в качестве <данные изъяты> за периоды с 10.06.1998 года по 31.12.1998 года, с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года. За период работы в качестве индивидуального предпринимателя в 2000-2001 годах сведения об уплаченных истицей страховых взносах у ответчика отсутствовали. Кроме того, из выписки из лицевого счета застрахованного лица на истца усматривается, что на индивидуальном лицевом счете истца вообще отсутствовали сведения об уплаченных страховых взносах за период с 11.11.2000 года по 01.08.2001 года.

Суду не представлено доказательств, что истцу было разъяснено право на определение расчетного размера трудовой пенсии с использованием среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы, и доведении до сведения истца данных об отсутствии в системе обязательного пенсионного страхования данных о среднемесячном заработке истца за 2000 - 2001 годы. В расписке - уведомлении о приеме документов у истца не указаны недостающие документы, а именно документы, подтверждающие уплату страховых взносов за 2000-2001 годы, и не установлен срок для их предоставления.

Между тем, из материалов дела усматривается, что истцом за 2000-2001 годы производилась уплата единого налога на вмененный доход, что подтверждается квитанциями об уплате ежемесячно единого налога на вмененный доход за оспариваемый период, отрывными талонами расчета единого налога на вмененный доход, свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход за 2001 год.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец была лишена права на исчисление пенсии с учетом страховых взносов за 2000-2001 годы с момента первичного обращения.

Недобросовестного отношения истца к предоставлению необходимых документов для назначения пенсии судом не установлено, поскольку истец представила документы для назначения пенсии на основании имеющейся информации, у истца в период 2000-2001 года отсутствовала обязанность в соответствии с действующим законодательством отчитываться перед Пенсионным фондом РФ об уплате ЕНВД, обязанности <данные изъяты> по уплате ЕНВД в 2000-2001 годах истец выполнила.

Поскольку решающее значение для подсчета и подтверждения страхового стажа является сама уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, ответчика следует обязать признать уплату единого налога на вмененный доход истцом за 2000 год страховыми взносами.

По формуле определения расчетного пенсионного капитала (конвертации), приведенной в статье 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( на дату обращения истца за назначением пенсии), ПК = (РП - БЧ) x Т, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; БЧ - 450 рублей (размер базовой части трудовой пенсии по старости на 1 января 2002 г.); Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, в 2005 году Т равно 162 месяцам. Расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Если бы на момент назначения пенсии истцу было разъяснено право на предоставлении сведений об уплате страховых взносов за 2000-2001 годы, то при расчете размера пенсии отношение среднемесячного заработка истца за 2000 - 2001 годы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период составил бы (по расчету истца и ответчика) 1,2, что повышает размер пенсии. При данном учете индивидуального коэффициента пенсионера, как отношения заработков, на дату обращения истца 30.06.2005 года наиболее выгодным для истца вариантом является расчет пенсии по нормам Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, поскольку истец была лишена права на назначении пенсии по наиболее выгодному для истца варианту, ответчика следует обязать возместить истцу разницу недоплаченных сумм пенсии с учетом индивидуального коэффициента пенсионера 1,2 с даты назначения пенсии 30.06.2005 года.

Положениями пункта 6 статьи 17 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм трудовых пенсий, предполагающий регулярность и стабильность индексации выплат.

Как установлено судом, произведенные истцу выплаты сумм трудовой пенсии в связи с неправильным определением размера пенсии по наиболее выгодному истцу варианту не являются полной выплатой трудовой пенсии, право истца было нарушено с 30.06.2005 года, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательскую способность, что привело к нарушению гарантированного законом права на полное и своевременное пенсионное обеспечение, и, как следствие, в причинении истцу имущественного вреда (убытков).

Истец просит обязать ответчика возместить разницу недоплаченных сумм с учетом индивидуального коэффициента пенсионера равного 1,2 с даты назначения пенсии (30.06.2005 года) с учетом инфляции, с применением индекса потребительских цен, рассчитанным органами государственной статистики. Данная индексация повторной не является, поскольку применяется для индексации задолженности, а не сумм, подлежащих ежемесячной выплате истцу, поэтому суд находит требования истца о возмещении разницы недоплаченных сумм с учетом инфляции, с применением индекса потребительских цен, рассчитанным органами государственной статистики обоснованными. Индекс потребительских цен подлежит применению на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Шамшутдиновой Н.И. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску признать уплату единого налога на вмененный доход Шамшутдиновой Н.И. за 2000 год страховыми взносами, возместить Шамшутдиновой Н.И. разницу недоплаченных сумм пенсии с учетом индивидуального коэффициента пенсионера 1,2 с даты назначения пенсии 30.06.2005 года с учетом индексации с применением индекса потребительских цен на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску в пользу Шамшутдиновой Н.И. расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.

Судья п.п. Н.А.Воробьева

Копия верна:

Судья Н.А.Воробьева

Секретарь: Е.А.Андрианова