Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
4 мая 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бочаровой Е.П.,
с участием прокурора Жаровской И.А.
при секретаре Мякининой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Дзержинске Нижегородской области гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Дзержинска к ГУЗ НО «Дзержинский Психоневрологический диспансер» об обязании выделить рабочие места,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Дзержинска обратился в суд с исковым заявлением, мотивируя тем, по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что в соответствии со ст.21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы ежегодно в соответствии с ч.1 ст.4 Закона. В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ГУЗ НО «ДПНД» в счет квоты составляет 4 человека с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 3 - инвалида и 1 - граждан моложе 18 лет.
Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.
В соответствии с отчетом ГУЗ НО «ДПНД» за февраль 2011 года, на начало отчетного периода в учреждении работает 144 человека, в том числе 8 инвалидов, работников моложе 18 лет - 0, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты, всего 0 человек, из них работников моложе 18 лет - 0 человек, инвалидов - 0 человек, количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0.
То есть, при обязанности выделить (создать) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 1 рабочего места, фактически заквотировано - 0.
Таким образом, ГУЗ НО «ДПНД» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости несовершеннолетних.
В данном случае Прокурор г. Дзержинска обращается в суд в защиту прав и законных интересов именно неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите не представляется возможным. Просит обязать ГУЗ НО «ДПНД» выделить (создать) в счет квоты 1 рабочее место для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
Помощник прокурора г.Дзержинска Жаровская И.А. в судебном заседании исковое заявление поддержала.
Представитель ответчика ГУЗ НО «ДПНД» по доверенности Чемпосова Н.Е. исковые требования не признала, пояснила, что работа в ГУ НО «ДПНД» входит в перечень с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. Также на основании ст. 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.10.08 г. № 462 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области» утвержден перечень учреждений, работа в которых дает право работникам на компенсационные выплаты за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условий труда: п.2.1 психиатрические (психоневрологические учреждения).
Представитель третьего лица ГУ «Центра занятости населения г.Дзержинска» Шевнина Л.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала.
Выслушав объяснения участников процесса, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 13 ФЗ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19.04.91 Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест» (далее - «Закон о квотировании») квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В соответствии с установленными квотами работодатели обязаны выделять (создавать) рабочие места для трудоустройства граждан.
Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.
Так, судом установлено, что в соответствии в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ГУЗ НО «ДПНД» в счет квоты составляет 4 человека с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 3 инвалида и 1 граждан моложе 18 лет (л.д.8-11).
В соответствии с отчетом ГУЗ НО «ДПНД» за февраль 2011 года, на начало отчетного периода в учреждении работает 144 человека, в том числе 8 инвалидов, работников моложе 18 лет - 0, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты, всего 0 человек, из них работников моложе 18 лет - 0 человек, инвалидов - 0 человек, количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0 (л.д.12). То есть, при обязанности выделить (создать) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 1 рабочего места, фактически заквотировано - 0. 22.11.10 г. в ГУЗ НО «ДПН» было направлено уведомление о создании в счет квоты 4 рабочих места - 3 для инвалидов, 1 для несовершеннолетнего (л.д.13). Прокурор г.Дзержинска просит обязать ГУЗ НО «ДПНД» выделить (создать) в счет квоты 1 рабочее место для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий. Суд находит данные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов…
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" работникам моложе 18 лет предоставляются льготы по квотированию рабочих мест для трудоустройства.
Квота рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента.
(часть 2 в ред. Закона Нижегородской области от 01.07.2010 N 102-З)
Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривает, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
В соответствии с частью 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведением ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.2040 раздела XLI ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ТЯЖЕЛЫХ РАБОТ И РАБОТ С ВРЕДНЫМИ ИЛИ ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЛИЦ МОЛОЖЕ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ - Работы по обслуживанию: туберкулезных, инфекционных, кожно - венерических и психически больных, больных, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией.
В соответствии ст. 265 ТК РФЗапрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).
Особенности отдельных видов работ выдвигают определенные требования к возрасту как своеобразному показателю физической зрелости лица, а также порождают специальные правила относительно психофизиологического состояния.
К числу таких работ относится трудовая деятельность в сфере здравоохранения, которое можно рассматривать как систему экономических отношений в обществе, связанных с оказанием медицинской помощи, производством лекарств, медицинской техники, разработкой новых медицинских технологий. В данной области существуют несколько видов деятельности, в том числе медицинская, фармацевтическая, санитарно-эпидемиологическая, санаторно-курортная и другие.
При этом медицинские организации (юридические лица), оказывающие непосредственно лечебно-профилактическую помощь, именуются по-разному: больницы, поликлиники, госпитали, диспансеры, родильные дома, амбулатории, травматологические пункты и пр. Все вышеперечисленные учреждения здравоохранения следует считать лечебно-профилактическими или медицинскими учреждениями, в которых осуществляют трудовую деятельность медицинские работники в соответствии с трудовым договором.
В психиатрических диспансерах младший обслуживающий персонал порою рискует жизнью при работе с психическими больными с неадекватным поведением. В сфере здравоохранения основным возрастным критерием выступает возраст достижения физическим лицом гражданского совершеннолетия - восемнадцать лет. Возраст ранее восемнадцати лет, а именно возраст общей трудовой правосубъектности, определенный российским законодателем, - с шестнадцати лет, а при определенных обстоятельствах - и ранее шестнадцати лет, выступает как исключение. Поступление на работу в медицинское учреждение ранее восемнадцати лет возможно только на работы, не указанные в специальном запрещающем нормативно-правовом акте, т.е. в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, а также на работы в качестве младшего обслуживающего медицинского персонала.
Наиболее значимым критерием отраслевой трудовой правосубъектности медицинских работников выступает степень образовательного и профессионального уровня, дающего право выполнять работы, связанные с охраной здоровья граждан. Также имеет значение уровень психофизиологического состояния физического лица, учитывающего физическое состояние, состояние психики и баланс нервных процессов, что устанавливает обязательный медицинский осмотр, которому подвергаются все медицинские работники перед вступлением в трудовое правоотношение и заключением трудового договора с медицинским учреждением, то есть организационный критерий.
Учитывая в совокупности все вышеизложенные и вышеустановленные обстоятельства, требования трудового и социального законодательства, суд приходит к выводу, что работа в ГУЗ НО «Дзержинский психоневрологический диспансер» входит в перечень работ с вредными и опасными условиями труда, при которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Таким образом, Администрация ГУЗ НО «ДПНД» не имеет право устраивать на работу граждан моложе 18 лет, иначе она несет ответственность за нарушение трудового законодательства.
При указанных обстоятельствах говорить о том, что администрация ГУЗ «Дзержинского психоневрологического диспансера» нарушает требования действующего законодательства, регламентирующего труд несовершеннолетних, нельзя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.2,3, Конституции РФ, ст. 12,45,55-56,67, 251,192-198 ГПК РФ, ФЗ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19.04.91г., Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», ст.265 ТК РФ, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Прокурора г.Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУЗ НО «Дзержинский Психоневрологический диспансер» об обязании выделить(создать) в счет квоты 1 рабочее место для трудоустройства работников моложе 18 лет - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.
Федеральный судья: п.п. Е.П. Бочарова
Копия верна:
Федеральный судья: Е.П.Бочарова.
Секретарь: Е.В.Мякинина.