Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием прокурора Жаровской И.А., представителя ответчика Сотниковой О.А., представителя третьего лица Шевниной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Дзержинска к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница №» об обязании выделить в счет квоты 6 рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
Установил:
Прокурор г.Дзержинска обратился в суд к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница №» об обязании выделить в счет квоты 6 рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мотивируя тем, что по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства о трудоустройстве несовершеннолетних и инвалидов. В ходе проверки установлено, что, проведённой прокуратурой г. Дзержинска проверкой выявлены нарушения законодательства, регламентирующие труд несовершеннолетних, в части приёма на работу. В ходе проверки установлено, что, в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и количества граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в МУЗ «Городская больница №» в счет квоты составляет 22 человека с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 15 инвалидов и 7 несовершеннолетних. Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 «О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан. В соответствии с отчетом МУЗ «Городская больница №» за февраль 2011 года, на начало отчётного периода в учреждении работает 734 человека, в том числе 30 инвалидов, работников моложе 18 лет - 1; количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест, всего - 0 ед., численность граждан, трудоустроенных в счёт квоты, всего - 0 человек, из них работников моложе 18 лет - 0 человек, инвалидов - 0 человек, количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0. То есть, при обязанности выделить (создать) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 6 рабочих мест, фактически заквотировано - 0. Таким образом, в МУЗ «Городская больница №» нарушены требования законодательства о занятости несовершеннолетних. На основании вышеизложенного просит суд обязать МУЗ «Городская больница №» выделить (создать) в счет квоты 6 рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик представитель МУЗ «Городская больница №» в лице Сотниковой О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что не могут исполнить требования в полном объеме, так как у них большинство сотрудников работают во вредных условиях труда. Несовершеннолетних они не могут устраивать работать во вредные условия, они также не могут работать и полный рабочий день. Все ставки на сегодняшний день у них заняты. Сейчас у них 1 несовершеннолетний работает курьером, и еще 1 несовершеннолетний будет в ближайшее время принят на место регистратора. По квоте им положено принять 15 инвалидов, у них работает 30 человек - санитарки, медсестры. Вредные условия у них в рентгендиагностическом кабинете, на должности буфетчицы - там нужно носить тяжести, в бактериологической лаборатории - тоже вредные условия труда. В общей сложности у них 70% рабочих мест во вредных условиях труда.
Представитель третьего лица ГУ «Центра занятости населения города Дзержинска» по доверенности Шевнина Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что ответчиком не выполнены требования законодательства о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних.
Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона № 1032-1 от 19.04.91 года «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-З «О квотировании рабочих мест», квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников.
Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 статьи 4.
В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и количества граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в МУЗ «Городская больница №» в счет квоты составляет 22 человека с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 15 инвалидов и 7 несовершеннолетних.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-З «О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения, указанного в части 4 ст. 4 выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.
Установление квоты для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения.
Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов, для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента (часть 2 в ред. Закона Нижегородской области от 01.07.2010 года № 102-З).
Судом установлено, что в соответствии с отчетом МУЗ «Городская больница №» за февраль 2011 года, на начало отчётного периода в учреждении работает 734 человека, в том числе 30 инвалидов, работников моложе 18 лет - 1; количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест, всего - 0 ед., численность граждан, трудоустроенных в счёт квоты, всего - 0 человек, из них работников моложе 18 лет - 0 человек, инвалидов - 0 человек, количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0.
Обязанность по выделению квот возложена на ответчика, имеющего более 100 рабочих мест, на основании Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и изданного в их исполнение приказа Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 года № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест». О необходимости ее выполнения, в установленные законом сроки ответчику было достоверно известно и данные обстоятельства ответчиком признаются.
Таким образом, в нарушение законодательства МУЗ «Городская больница №» не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в пределах установленной квоты. МУЗ «Городская больница №» нарушает право неопределенного круга лиц моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на трудоустройство.
Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 163 утвержден перечень тяжелых работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, согласно которому в учреждениях здравоохранения и медико-социальной экспертизы запрещается применять труд несовершеннолетних в центрах по лечению и диагностике СПИДа, выездной медицинский персонал станции (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи; по обслуживанию: туберкулезных, инфекционных, кожно-венерических и психически больных, больных, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией; в детских психиатрических, психоневрологических учреждениях и учреждениях для умственно отсталых детей и детей с физическими дефектами; в лепрозных (противолепрозных) учреждениях, палатах, изоляторах, кабинетах и пунктах; в барооперационных, многоместных барокамерах, кессонах; в медицинских вытрезвителях и приемниках для лиц без определенного места жительства (БОМЖ); в отделениях (палатах) анестезиологии - реанимации, реанимации и интенсивной терапии; в онкологических учреждениях и учреждениях типа "хоспис"; в рентгеновских (в том числе флюорографических), рентгено-радиологических учреждениях и структурных подразделениях; с ядовитыми и сильнодействующими веществами в аптеках и аптечных складах; в патолого-анатомических отделениях, прозекторских, моргах и вивариях; по консервации крови, трупных органов и тканей; по обслуживанию помещений сероводородных, сернистых, углеродных, нафталановых и радоновых ванн; по приготовлению сероводородных вод; по подвозке, подогреву, приготовлению и отпуску грязей, озокерита и мойке брезентов; выполняемые средним и младшим медицинским персоналом в помещениях сероводородных, сернистых, углесероводородных, нафталановых и радоновых ванн; выполняемые средним и младшим медицинским персоналом бюро судебно-медицинской экспертизы.
Ответчиком не представлено доказательств отнесения учреждения к какому-либо вышеуказанному профилю. Доводы ответчика о том, что несовершеннолетние не могут быть приняты на работу в связи с тем, что 70 % рабочих мест в больнице являются вредными условиями труда, суд считает несостоятельными в связи с тем, что в МУЗ «Городская больница №» штатным расписанием предусмотрены должности не связанные с вредными условиями труда и не требующими специального образования. Кроме этого, положения Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», и изданного в их исполнение приказа Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 года № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», на МУЗ «Городская больница №» возложена обязанность по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних независимо от каких-либо причин, в том числе, тяжелого финансового или иного положения.
При таких обстоятельствах, требования прокурора г. Дзержинска подлежат удовлетворению с возложением на МУЗ «Городская больница №» обязанности по созданию 6 рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в пределах установленной квоты.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, учитывая разумность сроков, рассмотрение дела об обязании выделения (создания) в счет квоты 6 рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 года № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», суд полагает необходимым установить МУЗ «Городская больница №» срок для совершения вышеуказанных действий в один месяц.
На основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать госпошлину в госдоход в размере 4000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МУЗ «Городская больница №» выделить (создать) в счет квоты 6 рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с МУЗ «Городская больница №» госпошлину в госдоход в размере 4000 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья п.п. Н.А.Воробьева
Копия верна:
Судья Н.А.Воробьева
Секретарь: Е.А.Андрианова