Решение по иску прокурора г.Дзержинска, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО `Торговый дом `Аленка` о выделении в счет квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов и работников, моложе 18 (не вступило в силу)



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Силониной Н.Е., при секретаре Титеевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дзержинска, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Торговый дом «Аленка» о выделении в счет квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов и работников, моложе 18 лет, включая детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации,

У с т а н о в и л:

Прокурор г.Дзержинска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором указал, что по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства о трудоустройстве инвалидов. В ходе проверки установлено, что, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Согласно ч.1 и ч.4 ст.4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 «О квотировании рабочих мест», квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 статьи 4. В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и количества граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ООО «ТД «Аленка» в счет квоты составляет 7 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 5 инвалидов и 2 граждан моложе 18 лет. Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 «О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан. В соответствии с отчетом ООО «ТД «Аленка» за февраль 2011 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 4 человека (инвалиды), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0. Таким образом, ООО «ТД «Аленка» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов.

Прокурор г.Дзержинска просит суд обязать ООО «ТД «Аленка» выделить (создать) в счет квоты 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 2 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора г.Дзержинска Архипова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Торговый дом «Аленка» Корнилова О.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования признала. Пояснила, что в настоящее время рабочие места в счет квоты нами полностью созданы.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ «Центр занятости населения города Дзержинска» Шевнина Л.В. (по доверенности) исковые требования подержала.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).

В соответствии со ст. ст. 13 Закона от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В силу ст. 13 Закона от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу ст.22 данного Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В силу ст.24 данного Закона работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест» (далее - «Закон о квотировании») квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В соответствии с установленными квотами работодатели обязаны выделять (создавать) рабочие места для трудоустройства граждан.

Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 «О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

Судом установлено, что в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и количества граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ООО «ТД «Аленка» в счет квоты составляет 7 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 5 инвалидов и 2 граждан моложе 18 лет (л.д. 7-9).

22.11.2010г. ГУ «Центр занятости населения города Дзержинска» направил ответчику уведомление о создании в 2011г. в счет квоты 7 рабочих мест с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них 5 инвалидов и 2 несовершеннолетних (л.д. 12).

В соответствии с отчетом ООО «ТД «Аленка» за февраль 2011 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 4 человека (инвалиды), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0 (л.д. 10).

В соответствии с информацией о выполнении квоты в соответствии с Законом Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 «О квотировании рабочих мест», в ООО «ТД «Аленка» за март-апрель 2011 года выделено (создано) в счет квоты 1 рабочее места для трудоустройства инвалидов, а также 2 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (л.д. 31).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы по квотированию рабочих мест для трудоустройства.

Квота рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента.

Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», предусматривает, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

В соответствии с частью 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведением ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъекта Российской Федерации.

Таким образом, части 1 и 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З «О квотировании рабочих мест» в совокупности с положениями ч. 2 статьи 5 и части 2 статьи 11, частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривают реализацию прав ребенка на трудоустройство, квотирование рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Поскольку на момент проведения проверки в соответствии с отчетом ответчика за февраль 2011 года им не было выделено необходимое количество рабочих мест для инвалидов, а также работников моложе 18 лет, исковые требования прокурора являются законными и обоснованными.

Поскольку судом установлено, что в настоящее время в ООО «ТД «Аленка» выделены указанные рабочие места, решение суда о выделении в счет квоты рабочих мест следует считать исполненным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Дзержинска, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Торговый дом «Аленка» о выделении в счет квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов и работников, моложе 18 лет, включая детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации удовлетворить.

Обязать ООО «ТД «Аленка» выделить (создать) в счет квоты 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 2 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Решение суда считать исполненным.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Федеральный судья п/п Н.Е.Силонина

Копия верна.

Федеральный судья Н.Е.Силонина

Секретарь Н.Н.Титеева