Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Силониной Н.Е., при секретаре Титеевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Дзержинска к ГУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка № 2» об обязании выделения в счет квоты рабочие места,
У с т а н о в и л:
Прокурор г.Дзержинска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором указал, что по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка соблюдения требований законодательства о трудоустройстве инвалидов. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст.4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 «О квотировании рабочих мест», квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 статьи 4.
В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и количества граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ГУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка №2» в счет квоты составляет 3 человека с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 2 инвалидов и 1 гражданин моложе 18 лет.
В соответствии с отчетом ГУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка № 2» за февраль 2011 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 1 человек (инвалид), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0. Таким образом, ГУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка №2» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов.
Прокурор г.Дзержинска просит суд обязать ГУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка № 2» выделить (создать) в счет квоты 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 1 рабочее место для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,. установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании помощник прокурора г.Дзержинска Архипова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка № 2» Бушуев М.Г. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что дом ребенка является специализированным учреждением, в котором находятся дети с органическим поражением центральной нервной системы. По результатам аттестации рабочих мест, данная работа отнесена к категории работ с вредными и опасными условиями труда. Ими направлялось письмо директору ГУ «Центр занятости населения г.Дзержинска», в котором было указано о невозможности выделения в счет квоты рабочих мест. В противном случае будут нарушены права на безопасные условия труда как несовершеннолетних, так и инвалидов. У них имеется только одно рабочее место, которое не связано с вредными или опасными условиями труда - должность детской медсестры. В настоящее время в ГУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка № 2» работает один инвалид, но часть его обязанностей выполняет другой сотрудник.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ «Центр занятости населения города Дзержинска» Шевнина Л.В. (по доверенности) исковые требования подержала. Доводы представителя ответчика считает необоснованными, в настоящее время допускается использования труда инвалидов на работах с вредными и опасными условиями труда.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).
В силу ст. 13 Закона от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу ст.22 данного Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В силу ст.24 данного Закона работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест» (далее - «Закон о квотировании») квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В соответствии с установленными квотами работодатели обязаны выделять (создавать) рабочие места для трудоустройства граждан.
Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 «О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.
Судом установлено, что в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и количества граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ГУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка №2» в счет квоты составляет 3 человека с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 2 инвалидов и 1 гражданин моложе 18 лет (л.д. 7-9).
22.11.2010г. ГУ «Центр занятости населения города Дзержинска» направил ответчику уведомление о создании в 2011г. в счет квоты 3 рабочих мест с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, их них 2 инвалидов и 1 несовершеннолетних (л.д. 11).
В соответствии с отчетом ГУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка №2» за февраль 2011 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 1 человека (инвалид), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0 (л.д. 10).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы по квотированию рабочих мест для трудоустройства. Квота рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента.
Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», предусматривает, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
В соответствии с частью 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведением ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, части 1 и 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З «О квотировании рабочих мест» в совокупности с положениями ч. 2 статьи 5 и части 2 статьи 11, частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривают реализацию прав ребенка на трудоустройство, квотирование рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Поскольку ответчиком не было выделено необходимое количество рабочих мест для инвалидов, а также работников моложе 18 лет, исковые требования прокурора являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (часть 1).
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (часть 2).
Суд, с учетом обстоятельств данного дела, считает необходимым установить ответчику срок для исполнения указанных действий в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора г. Дзержинска удовлетворить.
Обязать ГУЗ НО «Дзержинский специализированный дом ребенка № 2» в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу выделить в счет квоты 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, 1 рабочее место для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.
Федеральный судья п/п Н.Е. Силонина
Копия верна.
Федеральный судья Н.Е. Силонина
Секретарь Н.Н. Титеева