Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием прокурора Архиповой И.В., представителя ответчика Гардеенковой С.Е., представителя третьего лица Шевниной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Дзержинска к Закрытому Акционерному обществу «Пирс» об обязании выделить в счет квоты рабочие места,
Установил:
Прокурор города Дзержинска обратился в суд к Закрытому Акционерному обществу «Пирс» об обязании выделить в счет квоты 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, 3 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мотивируя тем, что по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства о трудоустройстве инвалидов. В ходе проверки установлено, что, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. В соответствии с отчетом ЗАО «Пирс» за февраль 2011 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 3 человек (инвалиды), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0. То есть, из 5 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 3 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, фактически заквотировано: 0 - для трудоустройства инвалидов; 0 - для трудоустройства работников моложе 18 лет. Таким образом, ЗАО «Пирс» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов. На основании вышеизложенного просит суд обязать ЗАО «Пирс» выделить (создать) в счет квоты 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 3 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик представитель Закрытого Акционерного общества «Пирс» в лице Гардеенковой С.Е. в судебном заседании исковые требования признала частично, суду пояснила, что квота устанавливается на 1 сентября предыдущего года, квота по списочной численности должна быть уменьшена. Организацию обязали квотировать рабочие места для инвалидов и несовершеннолетних. В Дзержинске общество имеет базу, где они производят 18-тонные изделия, работают сварщики, монтажники, инвалиды на данные работы не пройдут медицинскую комиссию. Все остальные работники работают в командировках, у общества так же есть свой флот, но туда инвалиды не попадут. Сейчас в организации работают 4 инвалида, для 3 инвалидов они искусственно создали рабочие места. Организация ведет обширную работу по трудоустройству молодежи, но пока несовершеннолетние проходят практику. Проблема так же в том, что работающие несовершеннолетние становятся совершеннолетними, их уже не уволишь, а места для несовершеннолетних нужно опять квотировать, это сложно. Поэтому на настоящее время заквотированных рабочих мест нет.
Представитель третьего лица ГУ «Центра занятости населения г. Дзержинска» по доверенности Шевнина Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что в ноябре 2010 года приказом управления был утвержден перечень работодателей и количество выделенной квоты, в числе этого списка и ЗАО «Пирс». В прошлом году ЗАО «Пирс» не создавали рабочие места, центр занятости неоднократно работал с организацией по этому вопросу. И в этом году такая же ситуация. ЗАО «Пирс» не выполняет требования законодательства, квотировать рабочие места они обязаны, о своей обязанности на 2011 год ЗАО «Пирс» были уведомлены 22.11.2010 года, где был установлен срок организации для квотирования рабочих мест до 15.02.2011 года. ЗАО «Пирс» был сдан отчет на второе мая 2011 года о квотировании рабочих мест, у них работает 3 инвалида, но эти места не заквотированы. Инвалиды имеют физические ограничения, организации должны создать рабочие места для инвалидов и несовершеннолетних.
Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государством обеспечиваются дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействии занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. ст. 21, 22) установлена квота для приема на работу инвалидов, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентном отношении к среднесписочной численности работников, но не мене 2 и не более 4 процентов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В силу статьи 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно статье 24 вышеназванного Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов обязаны: создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов; создать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В связи с тем, что инвалиды являются одной из самых малозащищенных категорий граждан Российской Федерации, государством принимаются законодательные акты, направленные на установление дополнительных гарантий защиты их прав, в том числе, прав на труд.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона № 1032-1 от 19.04.91 года «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-З «О квотировании рабочих мест», квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников.
Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 статьи 4.
В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 года № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ЗАО «Пирс» в счет квоты составляет 8 человека с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 5 инвалидов и 3 граждан моложе 18 лет.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-З «О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения, указанного в части 4 ст. 4 выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.
Установление квоты для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения.
Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов, для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента (часть 2 в ред. Закона Нижегородской области от 01.07.2010 года № 102-З).
Судом установлено, что в соответствии с отчетом ЗАО «Пирс» за февраль 2011 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 3 человек (инвалиды), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0.
Обязанность по выделению квот возложена на ответчика, имеющего более 100 рабочих мест, на основании Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и изданного в их исполнение приказа Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 года № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест». О необходимости ее выполнения, в установленные законом сроки ответчику было достоверно известно и данные обстоятельства ответчиком признаются.
Таким образом, в нарушение законодательства ЗАО «Пирс» не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и лиц моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в пределах установленной квоты. ЗАО «Пирс» нарушает право неопределенного круга инвалидов, а также лиц моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на трудоустройство.
Ссылка представителя ответчика на тяжелые в настоящее время условия труда, а также невозможности создания рабочих мест в пределах установленной квоты, в связи с отсутствием свободных мест, суд не принимает во внимание, поскольку положения Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и изданного в их исполнение приказа Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 года № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», на ЗАО «Пирс» возложена обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних независимо от каких-либо причин, в том числе, тяжелого финансового или иного положения предприятия.
При таких обстоятельствах, требования прокурора г. Дзержинска подлежат удовлетворению с возложением на ЗАО «Пирс» обязанности по созданию 5 рабочих мест для приема на работу инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 3 рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в пределах установленной квоты.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, учитывая разумность сроков, рассмотрение дела об обязании выделения (создания) в счет квоты 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, 3 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 года № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», суд полагает необходимым установить ЗАО «Пирс» срок для совершения вышеуказанных действий в один месяц.
На основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать госпошлину в госдоход в размере 4000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Закрытое акционерное общество «Пирс» выделить (создать) в счет квоты 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, 3 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Пирс» госпошлину в госдоход в размере 4000 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья Н.А.Воробьева