Решение по иску Куликовой Н.В. к ГУ УПФ РФ о назначении досрочной льготной трудовой пенсии (вступило в законную силу)



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 мая 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,

при секретаре Андриановой Е.А.,

с участием истца Куликовой Н.В., представителя истца Прохиной Л.А., представителя ответчика Михайлычевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Н.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску Нижегородской области назначении досрочной льготной трудовой пенсии,

Установил:

Истец обратилась с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 27 января 2011 года она обратилась с заявлением о назначении льготной досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года с применением статьи 28.1 пункта 2 указанного Закона. Согласно трудовой книжке истец в период с 07.12.1987 года по 01.06.1998 года работала <данные изъяты>. С организацией, где истец работала, был заключен контракт. Справкой за № от 25.02.2011 года пенсионный фонд по городу Дзержинску отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, не включаются периоды службы. Она работала в государственном учреждении исправительно-трудовой колонии №, выполняя работу <данные изъяты>. Просит включить в трудовой стаж, дающий право на льготную трудовую пенсию период работы в должности <данные изъяты> с 18.01.2002 года по 20.07.2007 года, пенсию назначить с 30.01.2011 года.

В судебном заседании истец Куликова Н.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что работала <данные изъяты> в исправительной колонии № в <адрес>, имела специальное звание - <данные изъяты>, однако в военном биллете записей не имеет. Была уволена по Положению о службе в органах внутренних дел, имела выслугу лет в льготном исчислении и надбавки за выслугу лет, носила форменную одежду. Однако фактически работала <данные изъяты>, обеспечивала отпуск лекарственных препаратов по назначению врача, измеряла температуру, брала анализы и исполняла другие функциональные обязанности <данные изъяты>.

Представитель истца по доверенности Прохина Л.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что считают отказ в назначении трудовой пенсии досрочно истцу незаконным, истцу не был учтен период ее работы в исправительной колонии в районе <адрес>, хотя фактически истец работала <данные изъяты>, и с ней был заключен контракт. О том, что она служила, записи в военном билете нет. Истец как <данные изъяты> работала в соответствии с медицинской инструкцией медицинской части учреждения № УИН Минюста России по <адрес>, по которой в ее должностные обязанности входило <данные изъяты>. Поэтому указанный стаж работы истца должен быть включен в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Представитель ответчика по доверенности Михайлычева Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что поддерживает представленные отзывы. 27.01 2011 года в Управление Пенсионного фонда по городу Дзержинску за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с применением п. 2 статьи 28.1 указанного Закона обратилась Куликова Н.В.. Истец претендует на включение периода службы в органах уголовно-исполнительной системы с 18.01.2002 года по 20.07.2007 года. В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на назначение пенсии по достижении возраста 50 лет имеют женщины, если они не менее 10 лет трудились на работах с тяжелыми условиями труда и имеют общий трудовой стаж 20 лет. Согласно п. 2 ст. 28.1 данного Закона, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» определены обобщенные категории лиц, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но не конкретизированы работы, которые дают такое право (за исключением отдельных случаев). В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии установлен Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. При этом пунктами 4 и 5 Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются только периоды работы (а не службы), выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, юридически значимыми являются термины «работа» и «проработали», а каких-либо нормативно-правовых актов, допускающих возможность зачета периода службы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии не имеется. Аналогичные требования к исчислению стажа в связи с работой на <адрес> были установлены положением статьи 25 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах <адрес> и приравненных к ним местностях», а так же были предусмотрены нормами ст. 14 закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2002 года, и не противоречат трудовому законодательству (глава 50 ТК РФ). Поскольку истец в период с 18.01.2002 года по 20.07.2007 года служила в органах уголовно-исполнительной системы, то правовых оснований для включения спорного периода работы не имеется.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

На основании п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 28.1 данного Закона, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Как следует из записей в трудовой книжке истец работала:

  • с 07.12.1987 года по 01.06.1998 года в должности <данные изъяты>;
  • с 19.03.2001 года по 17.01.2002 года <данные изъяты>;
  • с 18.01.2002 года по 20.07.2007 года служила в <данные изъяты>.

Судом установлено, что истец Куликова Н.В., 28.01.1966 года рождения, обратилась к ответчику 27.01.2001 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с применением п. 2 статьи 28.1 указанного Закона. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску № от 18.02.2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии истцу было отказано, указано, что при требуемом стаже работы в районах <адрес> 15 лет, продолжительность стажа работы истца в районах <адрес> составляет 9 лет 7 дней. Из подсчета стажа работы в районах <адрес> исключены периоды: службы в органах уголовно-исполнительной системы (Федеральное государственное учреждение Исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> в городе <адрес>), отпуск без сохранения заработной платы с 10.09.1990 года по 12.09.1990 года, потраченные на дорогу дни с 18.07.1992 года по 25.07.1992 года, отпуск по уходу за ребенком с 24.02.1994 года по 31.05.1996 года.

Истец просит включить в трудовой стаж, дающий право на льготную трудовую пенсию, период работы в должности <данные изъяты> в Федеральном государственном учреждении Исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> в городе <адрес> с 18.01.2002 года по 20.07.2007 года, остальные исключенные периоды не оспаривает.

В силу статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Статья 11 Закона предусматривает возможность включения в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Закона, периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Федеральный закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основан на принципах обязательного пенсионного страхования. Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а в другую - нестраховые периоды. Данный Закон предусмотрел возможность зачета в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10, периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал.Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

Между тем Закон, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников, к ним приравненных, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 19 постановления от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» также разъяснил, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом РФ в Определении от 10.03.2005 года № 14-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором указано, что, поскольку страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования. Возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным.

Как усматривается из материалов дела, продолжительность страхового стажа истца в связи с работой в инфекционной больнице <адрес> по Списку № (с учетом порядка исчисления, предусмотренного статьей 94 Закона «О государственных пенсия в Российской Федерации») составил 12 лет 3 месяца 9 дней. Стаж работы истца в районах <адрес> (<адрес>), исключая службу в Федеральном государственном учреждении Исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> в городе <адрес>, составляет менее 15 лет, необходимых для применения п. 2 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и снижения возраста, установленного для досрочного назначения пенсии на пять лет.

Истец прослужила в Федеральном государственном учреждении Исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> в городе <адрес>, поэтому данный стаж не суммируется с периодом работы в районах <адрес>, не засчитывается в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии.

Ссылка истца на фактическое осуществление ею работы по должности медицинской сестры судом не принимается, поскольку юридически значимым по данному делу обстоятельством является именно факт службы истца, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Указанный факт подтверждается представленными из Федерального государственного учреждения Исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> в городе <адрес> документами. 18.01.2002 года истцом был заключен контракт с Министерством внутренних дел на прохождение службы по должности <данные изъяты> в исправительной колонии № УИН Минюста России по <адрес> по контракту сроком на 5 лет в соответствии с Законом РСФСР «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел и другими нормативными актами, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел, с испытательным сроком на 6 месяцев. Приказом начальника Учреждения № Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> № л/с от 18.01.2002 года истец была принята стажером по должности медицинской сестры медицинской части исправительной колонии № УИН по контракту сроком на 2 года, наставником стажера был закреплен майор внутренней службы, начальник медицинской части - врач ИК № УИН. Приказом начальника Учреждения № Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> № л/с от 18.04.2002 года истец назначена на должность медицинской сестры с присвоением звания - младший сержант внутренней службы, установлены надбавка за выслугу лет в соответствии с приказом МВД РФ № 391 от 26.08.1994 года, надбавка за непрерывную работу в районах Крайнего Севера в соответствии с приказом Минюста России № от 14. 01.2002 года. Приказом начальника Учреждения № Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> № от 20.07.2007 года, в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ от 21.07.1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации истец была уволена из органов уголовно-исполнительной системы по ст. 58 «А» (по собственному желанию). Согласно послужному списку на истца, истец проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы Исправительная колония № УММ Минюста России по <адрес>, за которую в соответствии с постановлением Совета Министров РФ от 22.09.1993 года № 941 предусмотрена пенсия за выслугу лет.

При указанных обстоятельствах, суд находит требования истца о включении периода работы в должности медицинской сестры боксированного отделения с 18.01.2002 года по 20.07.2007 года в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии и ее назначения с 30.01.2011 года необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Куликовой Н.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Судья Н.А.Воробьева