Решение по иску Замятина А.К. к ФКУ ИК, Министерству финансов РФ о бездействии должностного лица, взыскании компенсации морального вреда (не вступило в законную силу)



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года

Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего Федерального судьи Фирсовой Е.М., при секретаре Воронцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Замятина А.К. к ФКУ Исправительная колония № ГУ ФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов РФ о бездействии должностного лица, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Замятин А.К. обратился с указанным иском, мотивируя тем, что он работал <данные изъяты> ФБУ ИК-№ и приказом ГУ ФСИН РФ по Нижегородской области № от 11 августа 2010 года был уволен по ст.58 п.«е» Положения о службе в органах внутренних дел РФ ( по сокращению штатов).После увольнения 22 сентября 2010 года он обратился письменно к <данные изъяты> ФБУ ИК № ГУ ФСИН по Нижегородской области ФИО1 с заявлением дать ответ, поставлен ли он на учет, как нуждающийся в получении жилого помещения. До этого им был направлен рапорт на имя ФИО1 от 08 июня 2010 года по этому же вопросу. Он своего жилья не имеет, зарегистрирован в квартире своей матери, супруга и дочь зарегистрированы по другому адресу. <данные изъяты> ФБУ ИК-9 ФИО1 на рапорт и его заявление никак не отреагировал, что, считает, является нарушением норм Федерального Закона № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Неправомерными действиями должностного лица ему причинен моральный вред. Согласно ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течении 30 дней. На основании ст. 15 указанного Закона лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, а гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Моральный вред возмещается в денежной форме, независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Компенсацию морального вреда оценивает в сумме 10 000 руб. Просит признать действия <данные изъяты> ФБУ Исправительная колония № ГУ ФСИН РФ по Нижегородской области ФИО1 незаконными и необоснованными и обязать ответчика устранить указанные нарушения, а именно: дать ему письменный ответ на рапорт и заявление о постановке на учет на получение жилого помещения или отказ в постановке с указанием причин. Взыскать с Министерства финансов РФ в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.

В судебном заседании Замятин А.К. требования поддержал.

Определением суда от 10.05.2011 года произведена замена ненадлежащего ответчика ФБУ Исправительная колония № ГУ ФСИН России по Нижегородской области на ФКУ Исправительная колония № ГУ ФСИН России по Нижегородской области.

Ответчик представитель ФКУ Исправительная колония № ГУ ФСИН России по Нижегородской области по доверенности Фатехова К.Р. иск не признала, по существу предъявляемых требований пояснила, что 08 июня 2010 года на имя <данные изъяты> ФИО1 от <данные изъяты> Замятина А.К. поступил рапорт о постановке в очередь на получение жилья. Данный рапорт был списан на исполнение <данные изъяты>, ФИО2. 22 сентября 2010 года в адрес федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» (на данный момент федеральное казенное учреждение) поступило обращение бывшего <данные изъяты> Замятина А.К. о предоставлении информации о постановке на жилищный учет, в котором Замятин А.К. не указал почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Ст. 11 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указывает на то, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. На момент обращения с заявлением Замятин А.К. у ответчика не работал, личное дело находилось в главном управлении, адресными данными места жительства Замятина А.К. ФКУ не располагало.

Вопреки данному обстоятельству ответ на обращение Замятина А.К. был подготовлен и находился в канцелярии. Требования истца по поводу возмещения ему морального вреда считает необоснованными, так как ФБУ «ИК-№ ГУФСИН России по Нижегородской области» (на данный момент федеральное казенное учреждение) действовало в рамках закона. Своими действиями ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Нижегородской области не причинило морального вреда Замятину А.К.

Ответчик представитель Министерства финансов РФ по доверенности Смирнов А.С. иск не признал, по существу заявленных требований пояснил, что статьей 16 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предусмотрена ответственность государства за незаконные действия его органов. Данная норма конкретизирована в ст. ст. 1069 - 1071 ГК РФ, согласно которым вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответствующей казны. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Для возмещенья вреда по данным основаниям необходимо наличие незаконных действий гос.органов или должностных лиц, «незаконность» которых установлена в отдельном судебном процессе. В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Необходимо установить чем подтверждается наличие у Замятина А.К. нравственных или физических страданий напрямую связанных с незаконностью действий гос.органов либо должностных лиц. Степень же нравственных или физических страданий должна оценивается с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей личности и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. В материалах данного гражданского дела не содержится ни одного доказательства причинения истцу физических и нравственных страданий. Заявление Замятина А.К. о том, что он претерпел физические или нравственные страдания, не может быть достаточным для определения наличия и степени морального вреда и определения размера его денежной компенсации, так как являются субъективными. Просит в исковых требованиях к Минфину отказать.

Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с разъяснительными положениями Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих")

1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

3. К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ).

К должностным лицам, в частности, относятся:

- лица, замещающие государственные должности Российской Федерации (должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов), лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации (должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации), лица, замещающие муниципальные должности (выборные должностные лица местного самоуправления, а также лица, замещающие эти должности по контракту);

должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;

- должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов);

- должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда (статья 359 Трудового кодекса Российской Федерации, далее - ТК РФ), государственные инспекторы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации (статья 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

4. В соответствии с положениями, закрепленными в статьях 1, 8, 9, 10, 12 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", к федеральным государственным служащим относятся граждане, осуществляющие на основании контракта профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (федеральной государственной гражданской службы, военной службы, правоохранительной службы), учрежденных федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, входящих в Реестр должностей федеральной государственной службы, утвержденный Президентом Российской Федерации, и получающие вознаграждение за счет средств федерального бюджета. К государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации относятся граждане, осуществляющие на основании контракта профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, учрежденных законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, входящих в реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, утвержденный законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и получающие вознаграждение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (статьи 1, 8, 9, 10, 12 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации").

Судом установлено, что Замятин А.К. работал в должности <данные изъяты> ФБУ ИК-№ и приказом ГУ ФСИН РФ по Нижегородской области № от 11 августа 2010 года был уволен по ст.58 п.«е» Положения о службе в органах внутренних дел РФ ( по сокращению штатов).

После увольнения, 22 сентября 2010 года, он обратился письменно к <данные изъяты> ФБУ ИК № ГУ ФСИН по Нижегородской области ФИО1 с заявлением дать ответ,- поставлен ли он на учет как нуждающийся в получении жилого помещения. До этого им был направлен рапорт на имя ФИО1 от 08 июня 2010 года по этому же вопросу. Он своего жилья не имеет, зарегистрирован в квартире своей матери, супруга и дочь зарегистрированы по другому адресу. <данные изъяты> ФБУ ИК-№ ФИО1 на рапорт и его заявление никак не отреагировал, что, по мнению истца, является нарушением норм Федерального Закона № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Суд находит доводы Замятина А.К. необоснованными.

Так в должностные обязанности <данные изъяты> ФБУ (в наст время ФКУ) ИК № ГУ ФСИН по Нижегородской области ФИО1 постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не входит.

Дача Замятину А.К. письменного ответа на рапорт и заявление о постановке на учет на получение жилого помещения или отказ в постановке с указанием причин в полномочия ФИО1 не входит, поскольку указанные данные действия не отнесены к его компетенции законом, должностных обязанностей по постановке лиц на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий он не имеет.

Кроме того на момент обращения Замятин А.К. <данные изъяты> ФБУ ИК № ГУ ФСИН по Нижегородской области не являлся, а являлся гражданским лицом.

Таким образом, ФИО1 правомерно расценил обращение Замятина А.К. подлежащим рассмотрению в порядке, предусмотренным Федеральным Законом № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»

В соответствии со ст. 7 ФЗ закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.04.2006))

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В соответствии со ст.11 ФЗ закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.04.2006).

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Таким образом, обязанности в даче ответа на обращение Замятина А.К. у <данные изъяты> ФБУ (в наст время ФКУ) ИК № ГУ ФСИН по Нижегородской области ФИО1 не возникло.

Несмотря на указанные обстоятельства, <данные изъяты> ФБУ (в наст время ФКУ) ИК № ГУ ФСИН по Нижегородской области ФИО1 на обращение Замятина А.К. ответ был дан, копию его представитель ответчика представил в судебное заседание, подлинный экземпляр передан истцу.

В документе № на имя Замятина С.В. на его обращение от 22 сентября 2010 года, председатель ЖБК ФБУ «ИК-9» ГУФСИН России по Нижегородской области сообщает, что в связи с принятием 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений осуществляется только по месту жительства органами местного самоуправления. В связи с этим с 01 марта 2005 года во всех органах и учреждениях Уголовно-исполнительной системы постановка граждан на жилищный учет прекращена. Согласно ЖК РФ бесплатное жилье предоставляется только малоимущим гражданам, нуждающимся в этом. Решение о признании гражданина малоимущим принимается органом местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах в требованиях Замятину А.К. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 12, 56, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Замятина А.К. к ФКУ Исправительная колония № ГУ ФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов РФ о бездействии должностного лица <данные изъяты> ФКУ ИК № ГУ ФСИН по Нижегородской области ФИО1, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 дней.

Судья: п/п Фирсова Е.М.

Копия верна:

Судья:

Секретарь: