Решение по иску Прокурора г. Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУЗ НООД, Министерству здравоохранения Нижегородской области об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности (не вступило в законную силу)



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 мая 2010 г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего: федерального судьи Бочаровой Е.П.,

при секретаре Трусовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУЗ НООД, Министерству здравоохранения Нижегородской области об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Дзержинска обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что Во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, и законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание и ремонт.

В ходе проверки в филиале № ГУЗ НООД (Адрес1, Адрес2) были выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:

Корпус № (Адрес1):

- не подтверждены показатели пожарной опасности материалов
(линолеума), применённых для отделки пола на путях эвакуации в общих
коридорах (п.3 п.184 ППБ 01-03; п.6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная
безопасность зданий и сооружений»);

- двери выхода из лестничной клетки на кровлю здания не имеют
требуемого предела огнестойкости (п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4* СНиП 21-01-97*);

- в коридоре № этажа отсутствует дверь, предусмотренная проектом

(п.40 ППБ 01-03);

- на окнах в общих коридорах и помещениях № этажа установлены
глухие металлические решётки (п.40ППБ 01-03);

- распорядительным документом не определены места для курения (п. 15 ППБ 01-03);

- имеющееся место для курения оборудовано в тамбуре выхода из холла
на № этаже (п.53 ППБ 01-03);

- не разработана инструкция, определяющая действия персонала по
обеспечению безопасной и быстрой эвакуации в дополнение к схематичному
плану эвакуации людей при пожаре (п. 16 ППБ 01-03);

- двери помещений складов (кладовых), электрощитовых выполнены не
противопожарными с пределом огнестойкости EI 30 (п.З ППБ 01-03; п.5.14*
п.7.4 СНиП 21-01-97*);

- отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в
притворах дверей, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров (п.З
ППБ 01-03, п.6.18* СНиП 21-01-97*);

- в подвальном помещении допущено размещение мастерских, складских
помещений (п. 184 ППБ 01-03);

- в тамбуре- выходе из административной части № этажа допущено
хранение хоз.инвентаря (п. 40 ППБ 01-03);

- в подвальном помещении допускается эксплуатация электросветильников без плафонов, предусмотренных конструкцией (п. 60 ППБ 01-03);

- эвакуационный выход из конференц-зала загроможден музыкальным
инструментом (п.53 ППБ 01-03);

- в подвальном помещении в местах пересечения противопожарных стен
различными инженерными и технологическими коммуникациями
образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором или другими
негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости
и дымогазонепроницаемость (п. 37 ППБ 01-03);

- эвакуационная лестница 3-го типа из помещения операционной со №
этажа не соответствует требованиям, а именно: уклон лестницы на путях более
1:1; ширина проступи - менее 25 см, а высота ступени - более 22 см. Лестница
3-го типа размещена, у стены со световым проёмом (п.З ППБ 01-03; п.6.29,
6.30* СНиП 21-01-97*);

- переход между зданиями (корпусами) не выгорожен противопожарными
перегородками 2 типа с соответствующим заполнением проёмов (п.З ППБ 01-
03; п.1.15*СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»);

Корпус № (Адрес2):

- не подтверждены показатели пожарной опасности материалов (линолеума), применённых для отделки пола на путях эвакуации в общих коридорах (п.З п.184 ППБ 01-03; п.6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная
безопасность зданий и сооружений»);

- двери выхода из лестничной клетки на кровлю здания не имеют
требуемого предела огнестойкости (п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4* СНиП 21-01-97*);

- отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в
притворах дверей, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров (п.З
ППБ 01-03, п.6.18* СНиП 21-01-97*);

- не проведено эксплуатационное испытание ограждения по периметру
кровли здания (п.41 ППБ 01-03);

- двери помещения машинного отделения лифта и двери лифтовых шахт
не имеют требуемого предела огнестойкости EI 30 (п.З ППБ 01-03 п.7.22*,
п.5.14*СНиП 21-01-97*);

- на окнах в общих коридорах и помещениях № этажа установлены
глухие металлические решётки (п.40ППБ 01-03);

- двери эвакуационных выходов из общих коридоров с каждого этажа,
закрыты на замок, не обеспечивают людям, находящимся внутри, свободное
открывание изнутри без ключа (п.52 ППБ 01-03);

- в общем коридоре № этажа установлена деревянная конструкция
(стойка), сужающая ширину пути эвакуации и препятствующая безопасной
эвакуации людей (п.53 ППБ 01-03);

- ПК № не оборудован рукавом и стволом (п.91ППБ 01-03);

- двери основного эвакуационного выхода из холла № этажа наружу
зафиксированы в закрытом положении, на путях эвакуации у дверей
установлены металлические решётки с дополнительной дверью, с наружной
стороны вход не очищен от снега и льда (п.40,51,53 ППБ 01-03);

- допускается хранение горючих материалов (хоз.инвентаря) под
лестничными клетками (п. 40 ППБ 01-03);

- объект не оборудован выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пункт связи пожарной части (п. 3 ППБ 01-03, п. 12 НПБ 110-03).

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Таким образом, продолжение эксплуатации указанного объекта, без устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинить вред их жизни и здоровью.

Согласно п. 9.1.2. своего Устава ГУЗ НООД имеет Филиал №, расположенный по адресу: Адрес1. Главным врачом ГУЗ НООД утверждено Положение о Филиал № ГУЗ НООД.

В силу ч. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном случае прокурор г. Дзержинска обращается в суд в защиту прав и законных интересов именно неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите не представляется возможным.

Поскольку устранение данных недостатков связано со значительными финансовыми затратами, а, согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, среди прочих, собственники имущества, в данном случае в качестве соответчика необходимо привлечь Министерство здравоохранения Нижегородской области.

В связи с чем просит

1. Обязать ГУЗ НООД устранить выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности:

1.1. в корпусе № филиала № ГУЗ НООД (Адрес1):

- подтвердить показатели пожарной опасности материалов (линолеума),
применённых для отделки пола на путях эвакуации в общих коридорах;

- двери выхода из лестничной клетки на кровлю здания выполнить в
соответствии с требуемым пределом огнестойкости;

- в коридоре № этажа установить дверь, предусмотренную проектом;

- исключить на окнах в общих коридорах и помещениях № этажа
глухие металлические решётки;

- определить места для курения, путем принятия соответствующего
распорядительного документа;

- место для курения оборудовать в соответствии с нормами и правилами пожарной безопасности;

- разработать инструкцию, определяющую действия персонала по
обеспечению безопасной и быстрой эвакуации в дополнение к схематичному
плану эвакуации людей при пожаре;

- двери помещений складов (кладовых), электрощитовых выполнить
противопожарными с пределом огнестойкости EI 30;

- установить приспособления для самозакрывания и уплотнения в
притворах дверей, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров;

- исключить в подвальном помещении размещение мастерских, складских помещений;

- исключить хранение хоз.инвентаря в тамбуре-выходе из административной части № этажа;

- в подвальном помещении обеспечить эксплуатацию электросветильников с плафонами, предусмотренными конструкцией;

- освободить эвакуационный выход из конференц-зала от загромождениямузыкальным инструментом;

- в подвальном помещении в местах пересечения противопожарных стен различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия заделать строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость;

- эвакуационную лестницу 3-го типа из помещения операционной со № этажа выполнить в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 6.29, 6.30* СНиП 21-01-97*;

- переход между зданиями (корпусами) выгородить противопожарными
перегородками 2 типа с соответствующим заполнением проёмов;

1.2. в корпусе № филиала № ГУЗ НООД № (Адрес2):

- подтвердить показатели пожарной опасности материалов (линолеума), применённых для отделки пола на путях эвакуации в общих коридорах;

- двери выхода из лестничной клетки на кровлю здания выполнить в
соответствии с требуемым пределом огнестойкости;

- в коридоре № этажа установить дверь, предусмотренную проектом;

- установить приспособления для самозакрывания и уплотнения в
притворах дверей, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров;

- провести эксплуатационное испытание ограждения по периметру
кровли здания;

- двери помещения машинного отделения лифта и двери лифтовых шахт выполнить в соответствии с требуемым пределом огнестойкости EI 30;

- исключить на окнах в общих коридорах и помещениях № этажа
глухие металлические решётки;

- исключить закрытие на замок дверей эвакуационных выходов из общих коридоров с каждого этажа, обеспечив людям, находящимся внутри, свободное открывание изнутри без ключа;

- в общем коридоре № этажа исключить деревянную конструкцию (стойку), сужающую ширину пути эвакуации и препятствующую безопасной эвакуации людей;

- ПК № оборудовать рукавом и стволом;

- обеспечить свободный выход из дверей основного эвакуационного выхода из холла № этажа наружу, на путях эвакуации у дверей исключить наличие металлических решёток с дополнительной дверью, с наружной стороны вход расчистить;

- исключить хранение горячих материалов (хоз.инвентаря) под лестничными клетками;

- оборудовать объект выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пункт связи пожарной части (п.3 ППБ 01-03, п.12 НПБ 110-03

2. Обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области профинансировать соответствующие мероприятия по устранению выявленных нарушений норм пожарной безопасности.

3. В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Дзержинска - Архипова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме,просит установить ответчику срок для устранения нарушений 6 месяцев.

Представители ответчика ГУЗ НООД по доверенностям Сушенцов А.Г., Шахов А.А. в судебном заседании исковые требования признали частично, пояснили, что часть нарушений, указанных в предписании, они устранили. Это те нарушения, которые не требуют дополнительного финансирования. Также они разработали совместно с Министерством здравоохранения Нижегородской области план-график устранения нарушений требований пожарной безопасности. График еще не согласован зам.министра. В столбце «Срок устранения» нарушения со сроком до 26.04.2011г. на настоящий момент устранены. В некоторых графах стоит срок устранения 3-4 квартал 2011г., точную дату они не поставили, потому что им необходимо определиться с закупкой материалов. Относительно пункта 10 «В подвальном помещении допущено размещение мастерских, складских помещений» пояснили следующее - идет проектирование по размещению оборудования в подвальном помещении, проектирование пока не завершено, его цель - не занимать площади, которые могу понадобиться для медицинского назначения. По п.15 «Эвакуационная лестница 3-го типа из помещения операционной со № этажа не соответствует требованиям» пояснили, что они переделали план эвакуации, а впоследствии лестница будет демонтирована. По п.11 по корпусу № пояснили, что решетки и двери они будут менять, закупка будет произведена в 3-4 квартале 2011г. Линолеум был положен временно, они его убрали.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Хлапов А.Л. в судебном заседании исковые требования не признал, представил возражение, где указал следующее.

1. В соответствии со статьей 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со статьей 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, о которых идет речь в заявлении прокурора, предусмотрена ст.20.4 КоАП РФ

Согласно статье 20.4 КоАП РФ. нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет административную ответственность.

Статьей 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор.

Более того, ст.28.4 КоАП РФ предусматривает возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также возбуждение дел о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Как следует из текста искового заявление прокурора, прокурор указывает на неустранение нарушений требований пожарной безопасности, просит соответствующие органы и учреждения устранить выявленные проведенной проверкой инспектором по пожарному надзору.

В связи с вышеизложенным, министерство здравоохранения Нижегородской области считает, что данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

2. Предъявляя требование об обязании министерства здравоохранения Нижегородской области выделить денежные средства, истец имел своей целью восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц. Однако в нарушение части 5 статьи 131, статьи 56 ГПК Российской Федерации истцом не представлено доказательств нарушения чьих-либо прав министерства здравоохранения Нижегородской области и, следовательно, наличия именно у министерства здравоохранения Нижегородской области обязанности совершить требуемые действия.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Участие собственника имущества ограничивается субсидиарной ответственностью в рамках денежных обязательств, в случае их недостаточности. Кроме того, пунктом 1 статьи 399 ГК РФ определено, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Согласно Устава ГУЗ «НООД» собственником имущества учреждения является Нижегородская область.

Однако от имени субъекта Российской Федерации права собственника, в том числе и представительство интересов в суде, осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статьи 125, 214 ГК РФ).

В частности, пунктом 3 статьи 158 БК РФ предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, от имени субъекта Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Кроме того, бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (статья 6 БК РФ).

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и утверждается в форме законов субъекта (статьи 11, 14 Бюджетного кодекса РФ).

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который в частности означает право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета.

Статьи 152-162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют состав участников бюджетного процесса и их полномочия. Согласно данным нормам к полномочиям прокурора не относится осуществление какого-либо надзора в сфере распределения денежных средств, а также каких-либо полномочий в сфере формирования расходов бюджета, включая определения лимитов бюджетных обязательств бюджетных учреждений.

В качестве обоснования своих требований прокурор указывает в том числе на статью 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которой, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, среди прочих, собственники имущества. Между тем, статья 38 данного Федерального закона говорит о привлечении лиц, указанных в ней, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Следовательно данная статья не является основанием для возникновения гражданской обязанности. Таким образом, у министерства здравоохранения Нижегородской области не возникло обязанности, нарушение которой могло бы повлечь наступление гражданско-правовой ответственности в виде обязательства профинансировать мероприятия по устранению нарушений норм и правил пожарной безопасности. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Так же необходимо отметить, что прокурор, основываясь на статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит установить срок для исполнения решения. Согласно части 2 указанной статьи, если требуемые действия могут быть совершенны только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Однако, статья 206 ГПК РФ имеет ограничение по своему применению. Исходя из ее содержания она не применяется при исполнении решения суда, связанного с передачей имущества и денежных сумм. В отношении министерства здравоохранения Нижегородской области заявлено следующее требование «обязать профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности». Согласно Толково-словообразовательному словарю (автор ФИО1) «финансировать» означает выделять денежные средства, финансы на что-либо. Исходя из вышеизложенного, применение статьи 206 ГПК РФ в отношении требования, заявленного к министерству здравоохранения Нижегородской области не соответствуют действующему законодательству и избранному способу защиты. Таким образом, в нарушение ст.56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств наличия именно у исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - министерства здравоохранения Нижегородской области обязанности по финансированию противопожарных мероприятий ГУЗ «НООД». В связи с чем просит производство по делу прекратить, признать министерство здравоохранения ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица - ОГПН по г. Дзержинску - Анисимова М.Е. в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что в ходе проверки 16.05.11 г. установлено наличие следующих нарушений:

Корпус №

  1. не подтверждены показатели пожарной опасности материалов (линолеума), примененных для отделки пола на путях эвакуации в общих коридорах № этажа у пищеблока
  2. двери выхода из лестничной клетки на кровлю здания не имеют требуемого предела огнестойкости
  3. на окнах в общих коридорах и помещениях № этажа установлены глухие металлические решетки
  4. двери помещений складов (кладовых), электрощитовых выполнены не противопожарными с пределом огнестойкости
  5. отсутствуют приспособления для самозакрытия и уплотнения в притворах дверей, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров
  6. в подвальном помещении допущено размещение мастерских, складских помещений
  7. в подвальном помещении допускается эксплуатация электросветильников без плафонов, предусмотренных конструкцией
  8. эвакуационная лестница 3-го типа из помещения операционной со № этажа не соответствует требованиям, а именно уклон лестницы на путях 1:1; ширина проступи менее 25 см, а высота ступени более 22 см. Лестница 3-го типа размещена, у стены со световым проемом
  9. переход между зданиями (корпусами) не выгорожен противопожарными перегородками 2 типа с соответствующим заполнением проемов.

Корпус №

10. не подтверждены показатели пожарной опасности материалов (линолеума), примененных для отделки пола на путях эвакуации в общих коридорах №,№ этажей и на площадках лестничных маршей

11. двери выхода из лестничной клетки на кровлю здания не имеют требуемого предела огнестойкости

12. отсутствуют приспособления для самозакрытия и уплотнения в притворах дверей, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров

13. двери помещения машинного отделения лифта лифтовых шахт не имеют требуемого предела огнестойкости

14. объект не оборудован выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пункт связи пожарной части.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению …; Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности».

Согласно ст. 11 ГК РФ «1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд). 2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде».

В силу ст. 12 ГК РФ «Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, … иными способами, предусмотренными законом».

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ «1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования».

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ «1. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

2. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено».

Так, судом установлено, что по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города Дзержинска была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности.

В ходе проверки в филиале № ГУЗ НООД (Адрес1, Адрес2 были выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:

Корпус № (Адрес1):

- не подтверждены показатели пожарной опасности материалов
(линолеума), применённых для отделки пола на путях эвакуации в общих
коридорах (п.3 п.184 ППБ 01-03; п.6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная
безопасность зданий и сооружений»);

- двери выхода из лестничной клетки на кровлю здания не имеют
требуемого предела огнестойкости (п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4* СНиП 21-01-97*);

- в коридоре № этажа отсутствует дверь, предусмотренная проектом

(п.40 ППБ 01-03);

- на окнах в общих коридорах и помещениях № этажа установлены
глухие металлические решётки (п.40ППБ 01-03);

- распорядительным документом не определены места для курения (п. 15 ППБ 01-03);

- имеющееся место для курения оборудовано в тамбуре выхода из холла
на № этаже (п.53 ППБ 01-03);

- не разработана инструкция, определяющая действия персонала по
обеспечению безопасной и быстрой эвакуации в дополнение к схематичному
плану эвакуации людей при пожаре (п. 16 ППБ 01-03);

- двери помещений складов (кладовых), электрощитовых выполнены не
противопожарными с пределом огнестойкости EI 30 (п.З ППБ 01-03; п.5.14*
п.7.4 СНиП 21-01-97*);

- отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в
притворах дверей, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров (п.З
ППБ 01-03, п.6.18* СНиП 21-01-97*);

- в подвальном помещении допущено размещение мастерских, складских
помещений (п. 184 ППБ 01-03);

- в тамбуре- выходе из административной части № этажа допущено
хранение хоз.инвентаря (п. 40 ППБ 01-03);

- в подвальном помещении допускается эксплуатация электросветильников без плафонов, предусмотренных конструкцией (п. 60 ППБ 01-03);

- эвакуационный выход из конференц-зала загроможден музыкальным
инструментом (п.53 ППБ 01-03);

- в подвальном помещении в местах пересечения противопожарных стен
различными инженерными и технологическими коммуникациями
образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором или другими
негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости
и дымогазонепроницаемость (п. 37 ППБ 01-03);

- эвакуационная лестница 3-го типа из помещения операционной со №этажа не соответствует требованиям, а именно: уклон лестницы на путях более
1:1; ширина проступи - менее 25 см, а высота ступени - более 22 см. Лестница
3-го типа размещена, у стены со световым проёмом (п.З ППБ 01-03; п.6.29,
6.30* СНиП 21-01-97*);

- переход между зданиями (корпусами) не выгорожен противопожарными
перегородками 2 типа с соответствующим заполнением проёмов (п.З ППБ 01-
03; п.1.15*СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»);

Корпус № (Адрес2):

- не подтверждены показатели пожарной опасности материалов (линолеума), применённых для отделки пола на путях эвакуации в общих коридорах (п.З п.184 ППБ 01-03; п.6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная
безопасность зданий и сооружений»);

- двери выхода из лестничной клетки на кровлю здания не имеют
требуемого предела огнестойкости (п. 3 ППБ 01-03, п. 8.4* СНиП 21-01-97*);

- отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в
притворах дверей, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров (п.З
ППБ 01-03, п.6.18* СНиП 21-01-97*);

- не проведено эксплуатационное испытание ограждения по периметру
кровли здания (п.41 ППБ 01-03);

- двери помещения машинного отделения лифта и двери лифтовых шахт
не имеют требуемого предела огнестойкости EI 30 (п.З ППБ 01-03 п.7.22*,
п.5.14*СНиП 21-01-97*);

- на окнах в общих коридорах и помещениях № этажа установлены
глухие металлические решётки (п.40ППБ 01-03);

- двери эвакуационных выходов из общих коридоров с каждого этажа,
закрыты на замок, не обеспечивают людям, находящимся внутри, свободное
открывание изнутри без ключа (п.52 ППБ 01-03);

- в общем коридоре № этажа установлена деревянная конструкция
(стойка), сужающая ширину пути эвакуации и препятствующая безопасной
эвакуации людей (п.53 ППБ 01-03);

- ПК № не оборудован рукавом и стволом (п.91ППБ 01-03);

- двери основного эвакуационного выхода из холла № этажа наружу
зафиксированы в закрытом положении, на путях эвакуации у дверей
установлены металлические решётки с дополнительной дверью, с наружной
стороны вход не очищен от снега и льда (п.40,51,53 ППБ 01-03);

- допускается хранение горючих материалов (хоз.инвентаря) под
лестничными клетками (п. 40 ППБ 01-03);

- объект не оборудован выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пункт связи пожарной части (п. 3 ППБ 01-03, п. 12 НПБ 110-03).

Суд считает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как было установлено в судебном заседании, ответчиком ГУЗ НООД в настоящее часть выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности устранены, что подтверждается представленными ответчиком и 3-м лицом документами, а именно устранены следующие нарушения:

  1. На окнах в общих коридорах и помещениях № этажа установлены глухие решетки
  2. Распорядительным документом не определены места для курения,
  3. имеющееся место для курения оборудовано в тамбуре выхода из холла на № этаже
  4. не разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации в дополнение к схематичному плану эвакуации людей при пожаре
  5. В тамбуре выходе из административной части № этажа допущено хранение хоз.инвентаря
  6. Эвакуационный выход из конференц-зала загроможден музыкальным инструментом
  7. в подвальном помещении в местах пересечения противопожарных стен различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость
  8. в коридоре № этажа отсутствует дверь, предусмотренная проектом
  9. не проведено эксплуатационное испытание ограждения по периметру кровли здания
  10. на окнах в общих коридорах и помещениях № этажа установлены глухие металлические решетки
  11. двери эвакуационных выходов из общих коридоров с каждого этажа, закрыты на замок, не обеспечивают людям, находящимся внутри, свободное открывание изнутри без ключа
  12. в общем коридоре № этажа установлена деревянная конструкция (стойка), сужающая ширину пути эвакуации и препятствующая безопасной эвакуации людей
  13. ПК № не оборудован рукавом и стволом
  14. допускается хранение горючих материалов (хоз.инвентаря) под лестничными клетками

Таким образом, решение суда в части исковых требований по устранению данных нарушений норм и правил пожарной безопасности следует считать исполненным.

Что касается исковых требования в части очищения входа с наружной стороны от снега и льда, то данные требования также считать исполненными, поскольку на момент подачи искового заявления в суд, снег и лед растаяли.

Что касается остальных исковых требований в части возложить на ответчика обязанности по выполнению требований норм пожарной безопасности, то суд считает данные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку они ответчиком не оспариваются и признаются, подтверждаются, что работы по данному нарушению проводятся, предоставлен график устранения нарушений противопожарной безопасности, который был представлен в ходе судебного заседания, в связи с чем суд считает возможным установить ГУЗ НООД срок для проведения мероприятий по устранению нарушений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, находя данный срок, с учетом финансового состояния ответчика, сложности и затратности работ, необходимых для устранения недостатков, разумным.

Также следует обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области профинансировать соответствующие мероприятия по устранению выявленных нарушений норм пожарной безопасности, поскольку, согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», поскольку, хотя собственником имущества учреждения- ответчика и является Нижегородская область, однако Министерство здравоохранения Нижегородской области является главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации в отношении ответчика ГУЗ НО»Нижегородского областного онкологического диспансера».Доводы представителя Министерства здравоохранения о прекращении производства по делу не основаны на законе и во внимание принять быть не могут.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45,173,192-198,206 ГПК РФ, ст.ст.11,12 ГК РФ, ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ, судья

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г. Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить частично.

Обязать ГУЗ НООД выполнить следующие работы по устранению нарушений противопожарной безопасности.

1.1. в корпусе № филиала № ГУЗ НООД (Адрес1):

- подтвердить показатели пожарной опасности линолеума, примененного для отделки пола на путях эвакуации в общих коридорах № этажа у пищеблока;

-демонтировать глухие металлические решетки на окнах в общих коридорах и помещениях № этажа;

- двери выхода из лестничной клетки на кровлю здания выполнить в
соответствии с требуемым пределом огнестойкости;

- двери помещений складов (кладовых), электрощитовых выполнить
противопожарными с пределом огнестойкости EI 30;

- установить приспособления для самозакрывания и уплотнения в
притворах дверей, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров;

- исключить в подвальном помещении размещение мастерских, складских помещений;

- в подвальном помещении обеспечить эксплуатацию электросветильников с плафонами, предусмотренными конструкцией;

- эвакуационную лестницу 3-го типа из помещения операционной со № этажа выполнить в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 6.29, 6.30* СНиП 21-01-97*;

- переход между зданиями (корпусами) огородить противопожарными
перегородками 2 типа с соответствующим заполнением проёмов;

1.2. в корпусе № филиала № ГУЗ НООД №2 (Адрес2):

- подтвердить показатели пожарной опасности материалов (линолеума), применённых для отделки пола на путях эвакуации в общих коридорах № и № этажей и на площадках лестничных маршей;

- двери выхода из лестничной клетки на кровлю здания выполнить в
соответствии с требуемым пределом огнестойкости;

- установить приспособления для самозакрывания и уплотнения в
притворах дверей, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров;

- двери помещения машинного отделения лифта и двери лифтовых шахт выполнить в соответствии с требуемым пределом огнестойкости EI 30;

- оборудовать объект выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пункт связи пожарной части

в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области профинансировать соответствующие мероприятия по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности.

В части устранения остальных нарушений требований пожарной безопасности решение считать исполненным.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья: п/п Е.П. Бочарова

Копия верна

Федеральный судья: Е.П. Бочарова

Секретарь Л. А. Трусова