Решение по иску Егорычева А.В. к ООО `Каскад-Тур` о защите прав потребителей (вступило в законную силу)



Дело №Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 мая 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хайдуковой О.Ю., с участием представителя истца Кобзарь И.В., представителя ответчиков Еськиной Ю.А., Кириной В.В., при секретаре Пушковой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорычева А.В. к ООО «Каскад-Тур» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Егорычев А.В. обратился в суд с иском к ООО «Каскад-Тур» о защите прав потребителей. В обоснование исковых требований указано, что 09 декабря 2010 года между ним и ООО «Каскад-Тур» был заключен договор о реализации туристского продукта №. Согласно договору ответчик обязался предоставить туристский продукт, в соответствии с условиями и объемом, предусмотренным в Листе бронирования. Датой начала тура являлось 26 декабря 2010 года, туроператором являлась турфирма «ПАКТУР». Им была произведена оплата тура в сумме 125400 рублей. Вылет должен был осуществиться 26 декабря 2010 года из аэропорта <данные изъяты> рейсом 9255 в 15 ч.30 мин. Однако, по техническим причинам рейс несколько раз откладывали. Последний раз - до 12 ч.45 мин. Но в указанное время вылет так и не состоялся. Таким образом, в ожидании отправления рейса истец провел в аэропорту двое суток. В нарушение Правил воздушных перевозок перевозчик в гостинице их не разместил, горячим питанием не обеспечил. В связи с холодным временем года в результате длительного ожидания рейса в аэропорту, он почувствовал себя плохо, и они вынуждены были вернуться домой, не дождавшись рейса. Учитывая, что в результате задержки рейса более чем на двое суток, время отдыха сократилось почти на половину ( дата окончания тура -02.01.2011г.) и с учетом болезненного состояния они приняли решения не ждать отправления рейса и отказаться от исполнения договора.

В соответствии с п.1 ст.28Закона РФ « О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г., если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала или окончания оказания услуги или во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора (оказании услуги)

При отказе от исполнения договора о выполнении работы ( оказания услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу ( оказанную услугу)

Согласно ст. 9 Закона РФ « Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, устанавливается ответственность каждого из них перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение доказательств по договору о реализации туристского продукта. С таким договором истец не был ознакомлен и не знает, за что несет ответственность туроператор, а за что турагент.

Кроме того, действиями ответчика истцу были причинены нравственные страдания, которые он оценивает в 20000 рублей.

В исковом заявлении истец просит взыскать с ответчика убытки в сумме 126400 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей.

Истец Егорычев А.В. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Его представитель Кобзарь И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.

Представители ответчика ООО «Каскад-Тур» Кирина В.В., Еськина Ю.А. исковые требования признали частично на сумму 24644 рубля 21 коп. В обоснование своей позиции пояснили, что туристическая путевка является специфическим продуктом, следовательно, при рассмотрении данного спора, необходимо применять не только «Закон о защите прав потребителей», но Федеральный закон « Об основах туристский деятельности в Российской Федерации» В статье 32 указанного Закона предусмотрено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Все расходы в случае отказа от тура подтверждаются турфирмой счетами, выставленными агенту туроператором, и являются фактически понесенными турфирмой расходами. Так же, условия отказа от поездки предусмотрены п.4 Договора: если клиент по собственной инициативе отказался от забронированного и оплаченного тура, то он компенсирует фактически понесенные затраты турфирмы (п.4.4).

Из источников СМИ стало известно, что в аэропорту в тот период своих задержанных рейсов ожидало около 9 тысяч пассажиров, однако непосредственно рейс истца не был окончательно отменен, а совершил свой вылет с остальными пассажирами по прошествии нескольких часов того же числа - 28.12.2010 года, после отъезда Егорычева А.В. и Черновой Я.В., решение с котором они приняли самостоятельно.

Кроме того, в подписанном между истцом и ООО «Каскад Тур» договоре о реализации туристского продукта № от 09.12.2010 года, имеется п.6, в котором указано, что компания не несет ответственности в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, действия авиакомпаний-перевозчиков и иных перевозчиков, связанные с техническими поломками... Соответственно, поскольку истец прямо указывает, что рейс задерживали по техническим причинам, и это подтверждается пометками сделанными на маршруте-квитанции электронных билетов, приложенных в материалы дела ООО Каскад-Тур» не может нести ответственность по иску.

ООО «Каскад Тур» как исполнитель, по договору исполнило свои обязательства в полном объеме, в установленные сроки, а именно, своевременно подготовило комплект документов, забронировало необходимый тур, сообщило весь объем важной информации туристам, и представитель исполнителя своевременно вручил документы, обходимые для вылета. В связи с чем, все обязательства по договору со стороны исполнителя были выполнены без нарушений.

Представитель третьего лица ЗАО Агенство «ПАКТУР» Прядченко Е.А. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие указанного третьего лица. В письменном отзыве сообщила, чтоЗАО Агентство «ПАКТУР» является организацией туроператором, действующим на основании Агентского договора № от 10.11.2009 г., заключённого с ООО «Мега-Тур», в соответствии с заявкой которого, туроператором был сформирован, а ООО «Мега-Тур» оплачен в полном объёме (2483 евро, что по внутреннему курсу компании составляет 106881,48 руб.) туристический продукт в <адрес> в отношении туристов Егорычева А. и Черновой Я.

ЗАО Агентство «ПАКТУР» надлежащим образом и в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» исполнило свои обязательства по предоставлению туристического продукта истцу в рамках Агентского договора № от 10.11.2009., заключённого с ООО «Мега-Тур».

Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Исходя из положений ст. 1 Закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», туристический продукт-это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

12.11.2010 г. ЗАО Агентство «ПАКТУР» на основании заявки ООО «Мега-Тур», в соответствии с условиями Агентского договора № от 10.11.2009., забронирован туристический продукт в <адрес> в отношении туристов Егорычева А. и Черновой Я. в период с 26.12.2010 г. по 02.01.2011г.

В соответствии с условиями п. 4.1.1. Агентского договора, ЗАО Агентство «ПАКТУР» приняло на себя обязательства по предоставлению АГЕНТУ (ООО «Мега-Тур»), туристского продукта в соответствии с Бланком-Заказом №.Согласно бланку-заказу № в состав туристического продукта вошли следующие услуги:

  1. Услуги по предоставлению авиабилетов по маршруту <адрес>/<адрес>/<адрес>;
  2. Услуги проживания в отеле <данные изъяты>;
  3. Услуги трансфера аэропорт-отель-аэропорт;
  4. Услуги по подготовке пакета документов для оформления итальянской визы;
  5. Услуги по оформлению страховок от невыезда ОСАО <данные изъяты>;
  6. Услуги по оформлению медицинских (горнолыжных) страховок ОСАО <данные изъяты>.

В соответствии с условиями бланк-заказа № туроператором ЗАО Агентство «ПАКТУР» был сформирован туристический продукт для истца и Черновой Я. Все услуги входящие в туристский продукт были своевременно забронированы и оплачены.

26.12.2010 г. в здании аэропорта <данные изъяты> ЗАО Агентство «ПАКТУР» туристам был передан полный пакет документов по туру, в том числе авиабилеты на рейсы Авиакомпании <данные изъяты>.

Таким образом, туроператором ЗАО Агентство «ПАКТУР» в полном объёме и надлежащим образом были исполнены все обязательства в рамках Агентского договора № от 10.11.2009г. заключенного с ООО «Мега-Тур».26.12.2010 туристам пришлось столкнуться с ситуацией, связанной с переносами рейсов авиакомпанией <данные изъяты>.

Из искового заявления следует, что в связи с неоднократными переносами времени вылета рейса, а так же поскольку авиакомпанией не были предоставлены туристам услуги питания, размещения и так далее, туристы приняли решение отказаться от исполнения договора и вернуться домой.

Согласно ст.9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», туроператор отвечает перед туристами и иными заказчиками за действия (бездействия) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Согласно ст.786 Гражданского кодекса РФ и ст. 120, 124 Воздушного кодекса РФ, договор перевозки является отдельным видом правоотношений. Права и обязанности по договору перевозки возникают непосредственно у туриста и перевозчика и, перевозчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору со своей стороны. Пассажир заключает отдельный договор перевозки с авиакомпанией, письменным удостоверением которого является авиабилет.

Ответственность за перевозку и действия перевозчика законодательством РФ возлагается на авиакомпанию, выполняющую данный рейс.

В соответствии с п. 99 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителем, грузополучателем, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ № 82 от 28.07.2007 при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа.

ЗАО Агентство «ПАКТУР» надлежащим образом и в полном объеме выполнило свои обязательства по предоставлению туристского продукта. Туристам были выданы все необходимые документы для совершения тура своевременно и в полном объеме.

Фактические расходы Компании по организации тура, предусмотренного бланк-заказом № составили 2330 Евро и состоят из:

- стоимости авиабилетов - 728,96 Евро. Оплата авиабилетов подтверждается следующими документами: платежный поручением № от 17.12.2010 и платежным поручением № от 22.12.2010.

-стоимость проживания и обслуживания в <адрес> -1465Евро.Оплата стоимости проживания и обслуживания в <адрес> подтверждается следующими документами: инвойсом № от 23.12.2010, инвойсом №) от 12.10.2010; заявлением на перевод № от 15.10.2010. Данные документы подтверждают факт списания суммы 1465 Евро за туристов Егорычев х2 с депозита компании.

- стоимость медицинской страховки -8,53 евро.Оплата медицинской страховки подтверждается следующими документами: платежным поручением № от 31.12.2010; отчетом агента к счету № от 24.12.2010г.

- стоимость страховки от невыезда -7,47 евро.Оплата страховки от невыезда подтверждается следующими документами: платежным поручением № от 31.12.2010; отчетом агента от 24.12.2010г..

- стоимости услуг по оформлению пакета документов для получения итальянской визы - 120 Евро.

Оплата услуг по оформлению виз подтверждается проставленными визами в паспортах туристов.Следовательно, к возврату туристам подлежит сумма за минусом фактически понесенных расходов в размере 153 Евро.

ЗАО Агентство «ПАКТУР» готово произвести возврат суммы в размере рублевого эквивалентно 153 евро на расчетный счет ООО «Мега Тур» после получения от агентства соответствующего заявления.

Третье лицо Чернова Я.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме. Ранее в судебном заседании поясняла, что оплату за туристическую поездку полностью производил Егорычев А.В., у нее требований к ответчику не имеется.

Представитель третьего лица ООО «Мега Тур» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки неизвестно.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему:

Установлено, что 09 декабря 2010 года между Егорычевым А.В. и ООО «Каскад-Тур» был заключен договор о реализации туристского продукта №.(л.д.9,10) Согласно договору ответчик обязался предоставить туристский продукт, в соответствии с условиями и объемом, предусмотренным в Листе бронирования. Датой начала тура являлось 26 декабря 2010 года, туроператором являлась турфирма «ПАКТУР». Им была произведена оплата тура в сумме 125400 рублей. (л.д.13). Также в туристическую путевку была включена Чернова Я.В. (л.д.27)Вылет должен был осуществиться 26 декабря 2010 года из аэропорта <данные изъяты> рейсом 9255 в 15 ч.30 мин. Однако, вылет во время не состоялся, в электронных билетах на имя Егорычева А. и Черновой Я. стоит отметка, что на период 28.12.2010 г.12 ч.45 мин. вылет не состоялся по техническим причинам (л.д.5,6).

Правовым основанием исковых требований истец указывает ст. 28 Федерального закона « О Защите прав потребителей», согласно которой, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала или окончания оказания услуги или во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора (оказании услуги). При отказе от исполнения договора о выполнении работы ( оказания услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу ( оказанную услугу). Поскольку тур во время не начался по причине задержки авиарейса сторона истца считает, что истец нарушил срок начала оказания услуги, и он имел право отказаться от исполнения договора. Однако, с данной позицией суд согласится не может по следующим основаниям:

1 сентября 2010 года был заключен субагентский договор между ООО « Мега тур» и ООО «Каскад Тур» Согласно договору ООО «Мега Тур» является агентом туроператора, ООО «Каскад Тур» является субагентом ООО « Мега Тур», предоставляет услуги туристам (л.д.46) Также заключен агентский договор от 10 ноября 2009 г. между ЗАО Агентство «ПАКТУР» и ООО «Мега Тур» (л.д. 137-144) 12.11.2010 г. ЗАО Агентство «ПАКТУР» на основании заявки ООО «Мега-Тур», в соответствии с условиями Агентского договора № от 10.11.2009., забронирован туристический продукт в <адрес> в отношении туристов Егорычева А. и Черновой Я. в период с 26.12.2010 г. по 02.01.2011г.

В соответствии с условиями п. 4.1.1. Агентского договора, ЗАО Агентство «ПАКТУР» приняло на себя обязательства по предоставлению АГЕНТУ (ООО «Мега-Тур»), туристского продукта в соответствии с Бланком-Заказом №.Согласно бланку-заказу № в состав туристического продукта вошли следующие услуги:

  1. Услуги по предоставлению авиабилетов по маршруту <адрес>/<адрес>/<адрес>;
  2. Услуги проживания в отеле <данные изъяты>;
  3. Услуги трансфера аэропорт-отель-аэропорт;
  4. Услуги по подготовке пакета документов для оформления итальянской визы;
  5. Услуги по оформлению страховок от невыезда ОСАО <данные изъяты>
  6. Услуги по оформлению медицинских (горнолыжных) страховок ОСАО <данные изъяты>

В соответствии с условиями бланк-заказа № туроператором ЗАО Агентство «ПАКТУР» был сформирован туристический продукт для истца и Черновой Я. Все услуги входящие в туристский продукт были своевременно забронированы и оплачены.

Всего фактические затраты ООО «КаскадТур» составили 106983 рубля, 18437 рублей составили прибыль ООО «Каскад Тур» от продажи данного тура, прибыль туроператора «ПАКТУР» составила 153 Евро, согласно курсу, Евро- 40 руб.57 коп, 6207 рублей 21 коп. Из материалов дела следует, что причиной нарушения срока туристической услуги явилась техническая задержка авиарейса.

В данном случае к правоотношениям сторон не могут применяться положения закона « О Защите прав потребителей», поскольку туристический тур не был начат в сроки, указанные в договоре, в результате действия третьих лиц.

Согласно ст.9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туроператор отвечает перед туристами и иными заказчиками за действия (бездействия) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, чтоответственность перед туристами несет третье лицо.

Согласно ст.786 Гражданского кодекса РФ и ст. 120, 124 Воздушного кодекса РФ, договор перевозки является отдельным видом правоотношений. Права и обязанности по договору перевозки возникают непосредственно у туриста и перевозчика и, перевозчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору со своей стороны. Пассажир заключает отдельный договор перевозки с авиакомпанией, письменным удостоверением которого является авиабилет.

Ответственность за перевозку и действия перевозчика законодательством РФ возлагается на авиакомпанию, выполняющую данный рейс.

Также в п. 6 договора о реализации туристского продукта № от 09.12.2010 года, имеется п.6, в котором указано, что компания не несет ответственности в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, действия авиакомпаний-перевозчиков и иных перевозчиков, связанные с техническими поломками.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным исковые требования удовлетворить частично, взыскав с ООО «Каскад Тур» в пользу Егорычева А.В. стоимость туристической путевки за вычетом фактических затрат на исполнение договора, в сумме 24644 рубля 21 коп.

На основании ст. 333.19.333.20 Налогового кодекса РФ с ответчика необходимо взыскать в местный доход госпошлину в сумме 939 рублей 33 коп.

Руководствуясь ст.ст. 12,56,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Егорычева А.В. удовлетворить частично. Взыскать с ООО «Каскад-Тур» в пользу Егорычева А.В. денежную сумму в размере 24644 рубля 21 коп., в остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «Каскад-Тур» госпошлину в местный доход в сумме 939 рублей 33 коп.

Решение может быть обжаловано в Нижегородском областном суде в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.

Судья О.Ю. Хайдукова.