Решение по иску Никитиной Г.Н. к ГУ УПФ РФ по г. Дзержинску о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (вступило в законную силу)



Дело № г. Дзержинск

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области

в составе председательствующего федерального судьи Ратниковой Г.В.,

при секретаре Александровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Г.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Никитина Г.Н. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она осуществляет <данные изъяты>, имеет <данные изъяты> стаж более 25 лет, 10.03.2011 г. она обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии в связи с <данные изъяты>, решением комиссии от 29.03.2011 г. в назначении пенсии было отказано. Ответчик не включил в <данные изъяты> стаж следующие периоды: с 06.01.1986 г. по 31.08.1987 г. в должности <данные изъяты>; с 28.11.1991 г. по 12.12.1991 г., с 12.05.1992 г. по 05.06.1992 г., с 10.11.1992 г. по 28.11.1992 г., с 01.04.1993 г. по 30.04.1993 г., с 04.06.1993 г. по 11.06.1993 г. - учебные отпуска продолжительностью 3 месяца 6 дней; с 10.08.1998 г. по 21.08.1998 г., с 10.08.2004 г. по 13.08.2004 г., с 15.10.2009 г. по 16.10.2009 г., с 28.07.2010 г. по 31.07.2010 г. - административные отпуска продолжительностью 22 дня; с 13.10.1998 г. по 15.10.1998 г., с 04.02.2002 г. по 09.02.2002 г., с 26.02.2002 г. по 04.03.2002 г. - курсы повышения квалификации продолжительностью 18 дней; с 24.11.2000 г. по 28.11.2000 г., с 11.08.2005 г. по 12.08.2005 г., с 08.08.2006 г. по 11.08.2006 г., с 30.07.2007 г. по 31.07.2007 г., 23.09.2008 г., 05.05.2010 г. - простои, 20.10.2004 г. - забастовка.

Истец считает отказ в назначении пенсии необоснованным, просит обязать ответчика включить в ее <данные изъяты> стаж период работы с 06.01.1986 г. по 31.08.1987 г. в должности <данные изъяты>, поскольку, она в указанный период осуществляла <данные изъяты>, в ее обязанности <данные изъяты> осуществлял другой работник и назначить ей досрочную пенсию в связи с <данные изъяты> с 10.03.2011 г.

В настоящем судебном заседании истец свои требования поддержала, на вопросы суда пояснила, что оспаривает только правомерность исключения из ее педагогического стажа период работы с 06.01.1986 г. по 31.08.1987 г. в должности <данные изъяты>, правомерность исключения из ее <данные изъяты> стажа учебных отпусков, административных отпусков, курсов повышения квалификации, простоев и забастовки не оспаривает.

Представитель ответчика по доверенности Михайлычева Е.Н. иск не признала по причинам, указанным в решении комиссии, полагает отказ в назначении пенсии правильным, поскольку специальный стаж истца на дату обращения составил 23 года 21 день.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59-61, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с п/п 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим <данные изъяты> в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В соответствии с п.3 ст.28 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организация), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1 ст.28, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

11.07.2002 г. постановлением Правительства РФ № 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 указанных Правил наряду с порядком, изложенным в них, порядок исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11 и 13 п.1 ст. 27 и подпунктами 10-12 п.1 ст.28 Федерального закона №173-ФЗ, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений.

29.10.2002 г. Постановлением Правительства РФ № 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствие с п/п. 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы при назначении такой пенсии.

Конституцией РФ установлено, что Россия является демократическим правовым государством (статья 1 часть 1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6 часть 2); Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55 часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 часть 3).

По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий социального обеспечения граждан должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимости отказа государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос обопределении трудового стажа для досрочного назначения пенсии.

В указанный выше спорные периоды работы истицы действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Указанное постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 признано не подлежащим применению на территории Российской Федерации на основании постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с <данные изъяты>, лечебной, творческой работой», которое введено в действие с 01 октября 1993 года.

Таким образом, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а также в соответствии с Перечнем к указанному Постановлению, действовавшим в оспариваемые истицей периоды, медицинские сестры все независимо от наименования должности, работавшие в детских яслях (детских комбинатах), имели право на пенсию за выслугу лет. Кроме того, пунктом 9 Правил исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим <данные изъяты> в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 установлено, что работа в должности <данные изъяты> засчитывается в стаж работы за период до 01.01.1992 г.

Судом установлено, что в период с 02.09.1986 г. по 30.09.1987 г. Никитина Г.Н. работала в качестве <данные изъяты>.

Отказывая истцу в назначении пенсии, ответчик не включил в <данные изъяты> стаж Никитиной Г.Н. период работы с 02.09.1986 г. по 30.09.1987 г. Никитина Г.Н. работала в качестве <данные изъяты>, поскольку Списками, в соответствии с которыми назначается досрочная трудовая пенсия <данные изъяты> работникам, не предусмотрено наименование должности <данные изъяты>, а также исключил периоды нахождения в учебных и административных отпусках, курсах повышения квалификации, простои и забастовка, указанные периоды истец не оспаривает.

Суд не может согласиться с позицией ответчика об отказе во включении периода работы истца с 02.09.1986 г. по 30.09.1987 г. в качестве <данные изъяты> по следующим основаниям.

При определении права на трудовую пенсию можно руководствоваться постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, согласно которому исчисление специального стажа педагогическим работникам может производиться в соответствии с постановлением Совета Министров РСФС от 06.09.1991г. №. 463 за периоды работы до 01.11. 1999 г.., за периоды с 01.11.1999 г. - постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, а за периоды после 12.11.2002 г. - постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый период работы истицы протекал именно в период до 01.01.1992 г.

Кроме того, согласно Перечню должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов, служащих и младшего обслуживающего персонала в учреждениях просвещения, подлежащих переименованию, утвержденному Приказом Министерства просвещения ССР от 30.05.1979 г. № 103 должность <данные изъяты> была переименована в <данные изъяты>.

Из вышеизложенного следует, что периоды работы истца с 06.01.1986 г. по 31.08.1987 г. в должности <данные изъяты> подлежит включению в ее <данные изъяты> стаж.

Таким образом, судом установлено, что на день обращения истца за назначением пенсии - 29.03.2011 г. стаж ее <данные изъяты> составил 24 года 8 месяцев 16 дней, с учетом оспариваемого периода, а не 25 лет, как на это указывает истец, в связи с чем ответчик обоснованно отказал истцу в назначении пенсии. Таким образом требования истца подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст.12, 56, 57, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Никитиной Г.Н. удовлетворить частично

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда по г. Дзержинску включить в <данные изъяты> стаж Никитиной Г.Н. период ее работы с 06.01.1986 г. по 31.08.1987 г. в должности <данные изъяты>.

В остальной части иска Никитиной Г.Н. в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья: п/п Г.В. Ратникова

Копия верна.

Федеральный судья:

Секретарь: