Решение по заявлению Прокурора г. Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Дзержинска об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности (вступило в законную силу)



ДЕЛО № г. Дзержинск

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области

в составе председательствующего федерального судьи Ратниковой Г.В.,

при секретаре Александровой Е.А.,

с участием прокурора Жаровской И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Дзержинска об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование заявления указал, что по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности.

Так при проверке прокурором исполнения законодательства о пожарной безопасности и по информации ОГПН по г. Дзержинску о реализации первичных мер пожарной безопасности в период подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011 г. установлено, что Администрацией г. Дзержинска не в полном объеме реализуются полномочия, представленные ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) и допущены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности:

- в нарушение п.7 ст.63 Технического регламента и п. 14 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г. (далее - ППБ 01-03), <адрес> и <адрес> не обеспечены средствами оповещения людей о пожаре;

- в нарушение требований п.90 ППБ 01-03 в <адрес> у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в <адрес> и <адрес> у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- в нарушение требований п.112 ППБ 01-03 и п.15 ст.69 Технического регламента в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> не обеспечен противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива, также в <адрес> со стороны границы <адрес> не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения <адрес> (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);

- в нарушение требований п.114 ППБ 01-03 в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> на территории населенных пунктов отсутствует запас воды для целей пожаротушения;

- в нарушение требований ст. 76 Технического регламента в восьми населенных пунктах (<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>) время прибытия пожарных подразделений составляет более 10 минут.

Как следует из письма мэра <адрес> ФИО1 № от 18.04.2011 г. устранение выявленных проверкой нарушений планируется в будущем. Таким образом, никаких конкретных мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений Администрацией г. Дзержинска принято не было, что грозит повторением сложившейся в 2010 году на территории Нижегородской области неблагополучной ситуации, связанной с возникновением и распространением пожаров, повлекших за собой не только повреждение имущества, но и человеческие жертвы.

Таким образом, непринятие Администрацией г. Дзержинска мер к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинить вред их жизни и здоровью. В данном случае прокурор г. Дзержинска обращается в суд в защиту прав и законных интересов именно неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите не представляется возможным.

В связи с изложенным прокурор просит обязать Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области устранить выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить <адрес> и <адрес> средствами оповещения людей о пожаре;

- обеспечить наличие соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий) в <адрес> у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в <адрес> и <адрес> у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним;

- обеспечить противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>;

- в <адрес> со стороны границы <адрес> не выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения <адрес> (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);

- обеспечить на территории населенных пунктов в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> запас воды для целей пожаротушения;

- дислокацию подразделений пожарной охраны определить таким образом, чтобы обеспечить время прибытия пожарных подразделений в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>) не более 10 минут, либо создать условия для организации в указанных поселках добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

В судебном заседании прокурор на заявлении настаивает..

Представитель заинтересованного лица - ОГПН по г.Дзержинску Оборин Н.И. заявление прокурора поддержал в полном объеме.

Представители Администрации г. Дзержинска с заявлением прокурора согласны, однако просят определить реальные сроки для выполнения указанных противопожарных мероприятий поскольку ряд этих мероприятий является весьма затратным как по финансовой составляющей, так и по времени.

Выслушав заявителя и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Перечень первичных мер пожарной безопасности определен статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относятся, среди прочих, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В соответствии со ст. ст. 20 и 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, … иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ

1. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

2. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено».

Так, судом установлено, что по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города Дзержинска была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на территории г. Дзержинска Нижегородской области.

По результатам проверки прокурором исполнения законодательства о пожарной безопасности, а также по информации ОГПН по г. Дзержинску о реализации первичных мер пожарной безопасности в период подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011 г. установлено, что Администрацией г. Дзержинска не в полном объеме реализуются полномочия, представленные ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и допущены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности:

- в нарушение п.7 ст.63 Технического регламента и п. 14 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г. (далее - ППБ 01-03), <адрес> и <адрес> не обеспечены средствами оповещения людей о пожаре;

- в нарушение требований п.90 ППБ 01-03 в <адрес> у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в <адрес> и <адрес> у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- в нарушение требований п.112 ППБ 01-03 и п.15 ст.69 Технического регламента в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> не обеспечен противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива, также в <адрес> со стороны границы <адрес> не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения <адрес> (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);

- в нарушение требований п.114 ППБ 01-03 в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> на территории населенных пунктов отсутствует запас воды для целей пожаротушения;

- в нарушение требований ст. 76 Технического регламента в восьми населенных пунктах (<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>) время прибытия пожарных подразделений составляет более 10 минут.

Как указано в письме мэра <адрес> ФИО1 № от 18.04.2011 г. устранение выявленных проверкой нарушений планируется в будущем. Указанным подтверждается довод прокурора о том, что никаких конкретных мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений Администрацией г. Дзержинска принято не было, что грозит повторением сложившейся в 2010 году на территории Нижегородской области неблагополучной ситуации, связанной с возникновением и распространением пожаров, повлекших за собой не только повреждение имущества, но и человеческие жертвы. Поскольку непринятие Администрацией г. Дзержинска мер к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинить вред их жизни и здоровью, суд находит заявление прокурора г. Дзержинска Нижегородской области обоснованным и подлежащим удовлетворению. В силу ст. 206 ГПК РФ суд с учетом фактических обстоятельств дела, требующихся для устранения выявленных нарушений финансовых и временных затрат полагает необходимым определить Администрации г. Дзержинска Нижегородской области сроки для исполнения решение суда.

Руководствуясь Федеральным законом № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденными приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г., ст. ст. 12, 45, 55, 56, 67, 198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области устранить выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно:

- в срок до 20.06.2011 г. обеспечить <адрес> и <адрес> средствами оповещения людей о пожаре;

- в срок до 01.06.2011 г. обеспечить наличие соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий) в <адрес> у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в <адрес> и <адрес> у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним;

- в срок до 01.06.2011 г. обеспечить противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>;

- в срок до 16.06.2011 г. в <адрес> со стороны границы <адрес> не выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения <адрес> (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);

- в срок до 01.07.2011 г. обеспечить на территории населенных пунктов в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> запас воды для целей пожаротушения;

- в срок до 01.07.2011 г. дислокацию подразделений пожарной охраны определить таким образом, чтобы обеспечить время прибытия пожарных подразделений в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>) не более 10 минут, либо создать условия для организации в указанных поселках добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья: п/п Г.В. Ратникова

Копия верна.

Федеральный судья:

Секретарь: