Решение по исковому заявлению прокурора г.Дзержинска к ЗАО `Гермаст` об обязании выделить рабочие места (не вступило в законную силу)



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 мая 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бочаровой Е.П.,

с участием прокурора Жаровской И.А.

при секретаре Мякининой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Дзержинске Нижегородской области гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Дзержинска к ЗАО «Гермаст» об обязании выделить рабочие места,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Дзержинска обратился в суд с исковым заявлением, мотивируя тем, по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что в соответствии со ст.21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы ежегодно в соответствии с ч.1 ст.4 Закона. В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ЗАО «Гермаст» в счет квоты составляет 5 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 3 инвалида и 2 граждан моложе 18 лет.

Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

В соответствии с отчетом ЗАО «Гермаст»» за март 2011 года, на начало отчетного периода в учреждении работает 161 человек, в том числе 4 инвалида, работников моложе 18 лет - 0, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 0, количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0.

То есть, при обязанности выделить (создать) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 2 рабочих места, фактически заквотировано - 0.

Таким образом, ЗАО «Гермаст» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов.

В данном случае Прокурор г. Дзержинска обращается в суд в защиту прав и законных интересов именно неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите не представляется возможным. Просит обязать ЗАО «Гермаст» выделить (создать) в счет квоты 2 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

Помощник прокурора г.Дзержинска Жаровская И.А. в судебном заседании исковое заявление поддержала, просит установить ответчику 1 месяц для устранения нарушений.

Представитель ответчика <данные изъяты> ЗАО «Гермаст» Колесов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что на сегодняшний день у них работает 4 инвалида, несовершеннолетних нет. Специфика их работы такова, что он опасается допускать к работе несовершеннолетних, поскольку у них м на предприятии тяжелое оборудование, сложный технологический процесс, там работают взрослые люди, которые прошли соответствующий инструктаж. Дети до 18 лет обычно учатся, поэтому он не может их трудоустроить. В прошлом году у них было трудоустроено двое человек из детского дома, они ни разу на работу не пришли, они их еще разыскивали, чтобы те написали заявление об увольнении. Инвалидов у них работает даже больше, чем предусмотрено по квоте.

Представитель третьего лица ГУ «Центра занятости населения г.Дзержинска» Шевнина Л.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что Приказом ГУ государственной службы занятости населения Нижегородской области был утвержден перечень работодателей, которым устанавливается квота для данного предприятия 5 человек - 3- инвалида и 2 - для лиц, моложе 18 лет. В настоящее время на предприятии работает 4 инвалида, рабочих мест для несовершеннолетних работодателем не создано, хотя срок им был установлен до 15 февраля 2011 г., уведомление ответчику вручено 22 ноября 2010 г, поэтому иск прокурора должен быть удовлетворен.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, третьего лица, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 13 ФЗ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19.04.91 Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест» (далее - «Закон о квотировании») квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В соответствии с установленными квотами работодатели обязаны выделять (создавать) рабочие места для трудоустройства граждан.

Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

Так, судом установлено, что в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ЗАО «Гермаст» в счет квоты составляет 5 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 3 инвалида и 2 граждан моложе 18 лет (л.д.10-12). 22.11.2010г. ГУ «Центр занятости населения города Дзержинска» направил ответчику уведомление о создании в 2011г. в счет квоты 5 рабочих мест для инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них 3 для инвалида и 2 для граждан моложе 18 лет (л.д.14).

В соответствии с отчетом ЗАО «Гермаст»» за март 2011 года, на начало отчетного периода в учреждении работает 161 человек, в том числе 4 инвалида, работников моложе 18 лет - 0, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 0, количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0.

То есть, при обязанности выделить (создать) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 2 рабочих места, фактически заквотировано - 0. Данные обстоятельства никем из сторон не оспариваются, подтверждены документально, а потому суд считает их установленными. Прокурор г.Дзержинска просит обязать ЗАО «Гермаст» выделить (создать) в счет квоты 2 рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить ответчику месячный срок для совершения вышеуказанных действий. Суд находит данные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, а доводы представителя ответчика безосновательными, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ ограничить гражданские права можно только федеральным законом и только при условии защиты конституционно-значимых ценностей. Поэтому полномочие по установлению квоты рабочих мест - это полномочие федерального уровня, оно должно быть решено федеральным законом. А вот механизм установления квоты и все другие детали могут быть предусмотрены, конкретизированы и детализированы в законе субъекта РФ. Законодательное регулирование вопроса о квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на региональном уровне должно базироваться на федеральной правовой норме об установлении квот рабочих мест для той или иной категории граждан.

Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Обоснованным считается отказ, если он произведен по причине несоответствия деловых качеств гражданина требованиям, предъявляемым к данной работе (опыт работы, возможность по состоянию здоровья выполнять такую работу и т.п.).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" работникам моложе 18 лет предоставляются льготы по квотированию рабочих мест для трудоустройства.

Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов, для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента.

(часть 2 в ред. Закона Нижегородской области от 01.07.2010 N 102-З)

Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривает, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

В соответствии с частью 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведением ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъекта Российской Федерации.

Таким образом, части 1 и 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест" в совокупности с положениями ч. 2 статьи 5 и части 2 статьи 11, частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", как раз и предусматривают реализацию прав ребенка на трудоустройство, квотирование рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ЗАО «Гермаст» нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов и несовершеннолетних.

Обязанность по выделению квот возложена на ответчика, имеющего более 100 рабочих мест Федеральным законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95г., Законом Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест». О необходимости ее выполнения, в установленные законом сроки ответчику было достоверно известно (л.д.14) и данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным обязать ЗАО «Гермаст» выделить (создать) в счет квоты 2 рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливают ответчику срок 1 месяц для совершения вышеуказанных действий, находя данный срок разумным, исходя из фактически установленных обстоятельств по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.2,3, Конституции РФ, ст. 12,45,55-56,67, 251,192-198 ГПК РФ, ФЗ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19.04.91г., ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.11.95г., Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», судья

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ЗАО «Гермаст» выделить (создать) в счет квоты 2 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья: п.п. Е.П. Бочарова

Копия верна:

Федеральный судья: Е.П.Бочарова.

Секретарь: Л.А.Трусова.