Решение по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации городского округа г. Дзержинск об обязании организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства (вступило в законную силу)



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2011 года

Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего Федерального судьи Фирсовой Е.М., при секретаре Воронцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации городского округа г. Дзержинск Нижегородской области об обязании организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления складированных на территории городского округа г. Дзержинск,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился с указанным иском, мотивируя тем, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в мае 2011г. проведена проверка исполнения администрацией г. Дзержинска Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории. Проверкой установлено, что на протяжении длительного времени, и по настоящее время на территории городского округа г. Дзержинск имеются места несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов. Данные свалки образованы в следующих местах:

- На пустыре между <адрес> и <адрес> - несанкционированное складирование отходов, общим объем отходов не менее 35 куб.м. Состав - бытовые и строительные отходы.

- В районе <адрес> вблизи <адрес> на территории городского округа г. Дзержинска - несанкционированное складирование отходов, общим объемом не менее 30 куб.м. Состав строительные и бытовые отходы.

Складирование отходов на данном земельном участке не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность. Указанный <данные изъяты> находится в черте города и является местом отдыха жителей города, складирование на его береговой полосе, отходов производства и потребления приводит к его загрязнению и истощению.

Природоохранный прокурор просит обязать администрацию г. Дзержинска организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработки отходов производства и потребления, складированных на территории городского округа г. Дзержинск в следующих местах: на пустыре между <адрес> ид. <адрес> общим объемом отходов не менее 35 куб.м.; в районе <адрес> вблизи <адрес> на территории городского округа г. Дзержинска общим объемом отходов не менее 30 куб.м., с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.

В судебном заседании доводы истца поддержал прокурор Гучин С.В.

Ответчики представители Администрации города Дзержинска Щетинин Е.Н. и Лунин П.Н. иск не признали, пояснили суду, что в соответствие с п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.В соответствии со ст. 12 Устава городского округа г. Дзержинск к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов. В соответствие с п. 5.1. Межгосударственного стандарта ГОСТ Р 53692-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Отходы в процессе своего существования проходят несколько этапов технологического цикла, что представляет собой последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования. Рассматриваемые отходы производства и потребления уже собраны их собственником, перемещены от места их образования и складированы в <данные изъяты>. Следовательно, прокурором заявлены требования в отношении несанкционированно складированных отходов, то есть отходов, которые уже собраны, вывезены и складированы собственником, в связи с чем Администрацией г. Дзержинска не могут быть организованы мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработки данных отходов.В силу п. 5.10. ГОСТ Р 53692-2009 избавление от отходов производят путем их утилизации или удаления. Согласно ГОСТу Р 53692-2009 под утилизацией отходов понимается деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и обеспечение повторного (вторичного) использования. Истцом заявлены требования в отношении отходов производства и потребления, т.е. опасных отходов. В соответствие с ГОСТ Р 53692-2009 под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Однако в материалы дела не предоставлены доказательства о наличии возможностей повторного (вторичного) использования рассматриваемых отходов, т.е. утилизируемость отходов, что представляет собой комплекс показателей продукции, которые устанавливают при ее разработке, уточняют на стадии изготовления и используют в технологических регламентах при утилизации отходов, порождаемых данной продукцией при ее производстве и эксплуатации. Следовательно, отходы, являющиеся предметом заявленных исковых требований, являются опасными отходами и подлежат уничтожению, т.е. обработке, имеющей целью практически полное прекращение их существования. Однако, организация мероприятия по уничтожению отходов в круг полномочий муниципального образования - городской округ Дзержинск - не входит. Статьями 13 и 42 Земельного Кодекса РФ, в соответствие с которыми собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, не допускать захламления почв является несостоятельной. В соответствие с п. 1 ст. 19 Земельного Кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

- право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Государственная собственность на земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, не разграничена, основания, установленные гражданским законодательством, отсутствуют. В силу ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.Таким образом, Администрация г. Дзержинска не является собственником (землепользователем, землевладельцем и арендатором) земельного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Следовательно, Администрация г. Дзержинска не имеет правовых основания для осуществления правомочий собственника (Российской Федерации) земельного участка. Администрацией г. Дзержинск в соответствие с действующим законодательством принимаются меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов, для чего приняты Правила благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск, утвержденные Постановлением Городской Думы от 26 апреля 2006 г. N 65. Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки санитарного содержания территории для всех юридических и физических лиц. Данные правила приняты в целях усиления контроля за содержанием территорий. На территории городского округа город Дзержинск проводятся регулярные месячники по санитарной очистке города. Администрация г. Дзержинска разрабатывает и реализует программы в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, Администрация г. Дзержинск является учредителем ряда муниципальных унитарных предприятий, уставными целями которых является, в том числе, осуществление деятельности по сбору и вывозу отходов производства и потребления. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.062008 г. «О внесении изменения в статью 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» муниципальный контроль в области охраны окружающей среды исключен. Таким образом, в настоящее время согласно действующего законодательства муниципальный контроль в области охраны окружающей среды не осуществляется, в т.ч. за наличием стихийных свалок. Таким образом, у Администрации г. Дзержинска отсутствуют полномочия по выявлению и принятию мер по предотвращению загрязнения территории отходами производства и потребления.

Кроме того, представители ответчика пояснили, что возложение на администрацию обязанности по распоряжению имуществом (отходами) противоречит действующему законодательству. Администрация г.Дзержинска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, согласно их целевому назначению, в которой непредусмотрена статья расходов на ликвидацию несанкционированной свалки. Таким образом, проведение мероприятий по организации ликвидации несанкционированной свалки в отсутствие статьи расходов является нарушением ст. 161 БК РФ, поскольку в бюджете городского округа город Дзержинск на 2011 год денежные средства на ликвидацию несанкционированной свалки не предусмотрены. Если суд возложит на Администрацию г.Дзержинска указанную обязанность, то просят дать срок на исполнение решения 1 год.

Третье лицо представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по доверенности Гришин С.В. иск прокурора поддержал, считает, что ликвидацию несанкционированной свалки ответчик может реализовать за счет средств предприятий, которые поступают за негативное воздействие на окружающую среду.

Выслушав представителей сторон, третье лицо, проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в мае 2011г. проведена проверка исполнения администрацией г. Дзержинска Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории. Проверкой установлено, что на протяжении длительного времени, и настоящее время на территории городского округа г. Дзержинск имеются места несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов. Данные свалки образованы в следующих местах:

- На пустыре между <адрес> ид. <адрес> - несанкционированное складирование отходов, общим объем отходов не менее 35 куб.м. Состав - бытовые и строительные отходы.

- В районе <адрес> вблизи <адрес> на территории городского округа г. Дзержинска - несанкционированное складирование отходов, общим объемом не менее 30 куб.м. Состав строительные и бытовые отходы.

Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.

Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области № 62 от 16.05.2011г и фотоматериалами.

На указанные места складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст.37 ч.1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии, с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки, что является нарушением ст. 12 п.п. 1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ, в соответствии с которой создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных - федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 2.5 временных «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления» утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 г. природопользователь обязан:

- принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами;

- соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами;

- обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения);

- оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном;

- места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя;

- предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что складирование бытовых отходов на рассматриваемых площадках недопустимо, так как этим нарушаются нормы действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Отвод земельного участка в установленном законном порядке не осуществлен, тогда как на основании ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 10 Закона РФ «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории.

Кроме того, в соответствии со ст. 35 гл. 10 Постановления Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 26.04.2006г. № 65 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа города Дзержинск» контроль за санитарным содержанием территорий, организацией уборки и обеспечением чистоты и порядка на территории городского округа г. Дзержинска осуществляет Администрация города. В п. 2 данной статьи перечислены основные объекты контроля Администрации, в том числе и наличие несанкционированных свалок.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Целями охраны земель являются:

- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности;

- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другими негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Таким образом, складирование отходов на данном земельном участке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996г.№45-3 следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Статьей 4 вышеназванного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст. 6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.

Согласно ст. 16 п.п. 11,24 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов. Аналогична по содержанию и ст. 12 Устава городского округа г. Дзержинска Нижегородской области (т.е. именно на администрацию г. Дзержинска возложены обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов - в границах городского округа г. Дзержинска).

Кроме того, ст. 8 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998., ст. 7 Закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7- ФЗ от 10.01.2002г., к вопросам местного значения городского округа также относится: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В целях решения вопросов местного значения органы городских округов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать, и исполнять бюджет городского округа и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-Ф3.

Кроме того, существенным является и то, что данные отходы складированы в <данные изъяты> который является водным объектом и на его береговую полосу.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ Водный объект - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

Согласно п. 3 ч.2 ст. 5 Водного кодекса <данные изъяты> является поверхностным водным объектом. На основании п.6 ст. 6 вышеназванного кодекса Полоса земли вдоль береговой полосы водного объекта общего пользования составляет двадцать метров и предназначена для общего пользования.Аналогичные нормы содержатся и в Правилах использования водных объектов общего пользования, утвержденных Постановлением Городской Думы г. Дзержинска от 27.06.2007г. № 223.

Кроме того, согласно ст.ст. 5, 7 данных Правил в соответствии с полномочиями в отношении водных объектов общего пользования, в целях надлежащего и использования, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и в соответствии с действующими санитарными нормами Администрация города обеспечивает поддержание водных объектов и прилегающих территорий в соответствующем санитарным нормам состоянии, а также обеспечивает организацию с береговой полосы водоемов общего пользования твердых бытовых отходов. Контроль за соблюдением данных Правил возлагается на Администрацию города.

Данный <данные изъяты> находится в черте города и является местом отдыха жителей города, складирование на его береговой полосе, отходов производства и потребления приводит к его загрязнению и истощению Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровья населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создаст опасности причинения вреда в будущем.

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Доводы ответчиков, что Федеральным законом от 24.062008 г. «О внесении изменения в статью 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» муниципальный контроль в области охраны окружающей среды исключен и у Администрации г.Дзержинска таким образом в отношении несанкционированных свалок обязанностей и прав не возникает, суд находит необоснованной, поскольку Администрация г.Дзержинска является исполнительным органом и правовые основания для освобождения ответчика от обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, возложенной на Администрацию г.Дзержинска контролирующим органом, отсутствуют.

Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, довод ответчика об отсутствии финансовой возможности выполнения спорных мероприятий не может быть принят судом.

При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым обязать администрацию г. Дзержинска организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления, складированных на территории городского округа г. Дзержинск в следующих местах: на пустыре между <адрес> и <адрес> общим объемом отходов не менее 35 куб.м.; в районе <адрес> вблизи <адрес> на территории городского округа г. Дзержинска общим объемом отходов не менее 30 куб.м., с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.

С учетом, того что с наступлением летнего периода первоочередной задачей Администрации г.Дзержинска является очистка от мусора мест массового скопления людей: пляжей, речных водоемов, парков, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01 сентября 2011 года.

Руководствуясь ст. 12, 56, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию г. Дзержинска организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления, складированных на территории городского округа г. Дзержинск в следующих местах: на пустыре между <адрес> и <адрес>, общим объемом отходов не менее 35 куб.м.; в районе <адрес> вблизи <адрес> на территории городского округа г. Дзержинска, общим объемом отходов не менее 30 куб.м., с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении, в срок до 01 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского облсуда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:           п/п               Фирсова Е.М.

Копия верна:

Судья:

Секретарь: