Дело № Р Е Ш Е Н И Е 10 июня 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А., при секретаре Андриановой Е.А., с участием прокурора Жаровской И.А., представителя ответчика Бондаревой С.В., представителя ответчика Афанасьева Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Дзержинска к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», Администрации г.Дзержинска об обязании оборудовать ограждение территории участка образовательного учреждения, Установил: Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», Администрации г.Дзержинска об обязании оборудовать ограждение территории участка образовательного учреждения, мотивируя тем, что муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует на основании Устава, имеет статус юридического лица. Основными задачами школы являются воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.06.1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. В образовательном учреждении, согласно п.2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44, территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м. Как следует из объяснения <данные изъяты> МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Бондаревой СВ. в настоящее время территория участка школы ограждением не оборудована, через территорию участка школы осуществляется свободный проезд автотранспорта с <адрес> и дворовых территорий <адрес>, территория школы не ограждена от расположенного с северной стороны гаражного массива, а с восточной и западной сторон - от сараев, что представляет опасность для учеников. Таким образом, отсутствие соответствующего ограждения участка образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», несет образовательное учреждение. В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по уважительным причинам, в том числе по возрасту, не может сам обратиться в суд. В данном случае затрагиваются права неопределенного круга несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья. Согласно требованиям ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Просит суд обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» оборудовать ограждение территории участка; обязать Администрацию городского округа город Дзержинск профинансировать соответствующие мероприятия по устранению выявленных нарушений; установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий. В судебном заседании истец поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Бондарева С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что единственным их учредителем является Администрация города, финансируются они частично из городского бюджета, частично из областного бюджета. На городские средства - они оплачивают коммунальные услуги, производят текущий ремонт. Сейчас в школе обучается 379 человек - 16 классов. Порядок выделения средств из городского бюджета прямой, они выполняют утвержденную смету. Собственных средств не имеют. Жалоб от учащихся или родителей на отсутствие забора не было. Школа аккредитована, аккредитация действует до 02.07.2015 года, сама аккредитация проходила в 2010 году. Лицензия на педагогическую деятельность у них до 2013 года. В целях обеспечения безопасности учащихся есть приказ по школе о въезде транспортных средств на территорию школы. Осуществляется контроль за учащимися дежурным учителем, проводятся обучения. Нормы СанПина, по которым забор должен быть, не соблюдаются, однако есть дежурство внутри школы, есть дежурный учитель на 1 этаже, он выходит на улицу. Средств на восстановление забора у них нет, считает, что нет необходимости в установлении забора. Кроме того, считает, что прокурор не имеет право обращаться в суд с указанными исками, поскольку круг учащихся строго определен, в их интересах должны обращаться законные представители. Представитель ответчика Администрации города Дзержинска Афанасьев Д.И. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов: граждан; неопределенного круга лиц; Российской Федерации; субъектов Российской Федерации; муниципальных образований. При рассмотрении настоящего дела обращает внимание суда на следующий вопрос, а именно: прокурором в соответствии с исковым заявлением, заявлены требования о защите прав неопределенного круга лиц, а именно несовершеннолетних обучающихся в МОУ «СОШ № 5». Однако круг обучающихся неопределенным не является и может быть индивидуализирован на основании заявлений родителей; классных журналов. Как видно из материалов дела и из искового заявления, прокурор не представил доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими гражданами, законными представителями. Кроме того, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не вправе подменять иные органы. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии со ст. 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществляется органами, уполномоченными осуществлять такой надзор. Поскольку заявление предъявлено в нарушение п. 1 п. 1 ст. 134 ГПК РФ, настоящее гражданское дело подлежит прекращению на основании ст. 220 ГПК РФ. Считает так же, что требование Прокурора г. Дзержинска о возложении обязанности по финансированию мероприятий на Администрацию г. Дзержинска как на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления не основано на нормах действующего законодательства. К вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Денежные средства для решения вопросов местного значения предусматриваются в бюджете города и расходуются в соответствии со сметой расходов по утвержденным показателям. Деятельность МОУ СОШ № 5 финансируется из средств городского и областного бюджета: средства областного бюджета расходуются на фонд оплаты труда, учебные и прочие расходы; средства местного бюджета расходуются на оплату коммунальных услуг, обновление и содержание основных фондов, капитальный и текущий ремонт. Утверждение городского бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом, Уставом города/ отчет о его исполнении, внесении изменений в бюджет относится к исключительной компетенции Городской Думы. МОУ СОШ № 5 является бюджетным учреждением, и в данном случае ссылка на субсидиарную ответственность ответчика как собственника несостоятельна, собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. При удовлетворении исковых требований, Администрации города требуется значительное время для решения вопроса о выделении денежных средств, проведение конкурса. Выслушав доводы прокурора, представителей ответчиков, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Согласно ст. 11 ГК РФ 1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. 2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде. В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а так же иными способами, предусмотренными законом. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. Из материалов дела следует, что Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует на основании Устава, имеет статус юридического лица. Основными задачами школы являются воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Судом установлено, а ответчиками не оспаривается, что в нарушение п.2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44, территория участка школы не ограждена забором высотой 1,5 м, через территорию участка школы осуществляется свободный проезд автотранспорта с <адрес> и дворовых территорий <адрес>, территория школы не ограждена от расположенного с северной стороны гаражного массива, а с восточной и западной сторон - от сараев, что представляет опасность для учеников. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.06.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.06.1992 года № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса Согласно требованиям ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов Суд полагает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем, на МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» следует возложить обязанность по оборудованию ограждения территории участка школы. Доводы представителей ответчиков о том, что прокурор г. Дзержинска был не вправе выходить с указанный исковым заявлением, поскольку круг лиц определен, суд не принимает во внимание, поскольку данный иск подан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по уважительным причинам, в том числе по возрасту, не может сам обратиться в суд. В данном случае затрагиваются права неопределенного круга несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья. Кроме того, в здании школы могут проводиться различные мероприятия, в том числе в здании могут находиться люди, не являющиеся учениками указанной школы, состав учащихся школы меняется по учебным годам и не является постоянным. В случае террористического акта жители близлежащих домов также могут пострадать. Как усматривается из Устава ответчика МОУ СОШ № 5, учредителем его является Администрация города Дзержинска. В соответствии со ст. 152 Бюджетного Кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), главные распорядители (распорядители) бюджетных средств и другие лица, поименованные в законе. Согласно п.п. 1, 4 ст. 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами. Таким образом, Администрация города Дзержинска является непосредственным участником бюджетного процесса, со свойственными ему полномочиями при формировании бюджета. Исходя из того, что деятельность школы финансируется из средств городского бюджета, главным распорядителем бюджетных средств для школы является Администрация города Дзержинска, необходимо Администрацию городского округа город Дзержинск обязать профинансировать мероприятия по оборудованию ограждения территории участка МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5». В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (часть 1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (часть 2). Суд, с учетом обстоятельств данного дела, возражений представителя Администрации города Дзержинска относительно сроков выполнения действий по оборудованию ограждений территории участка школы, принципов формирования бюджета, считает необходимым установить ответчикам срок для исполнения указанных действий в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить. Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» оборудовать ограждение территории участка школы в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Администрацию городского округа города Дзержинск профинансировать мероприятия по ограждению территории участка Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. колы в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано сторонами в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд Нижегородской области в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме. Судья: п.п. Н.А.Воробьева Копия верна: Судья: Н.А.Воробьева Секретарь: Е.А.Андрианова