Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 июня 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А., при секретаре Андриановой Е.А., с участием представителя истца Шагеева В.Л., представителя ответчика Михайлычевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шагеева Д.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску о незаконном занижении пенсии, взыскании недоплаченной суммы пенсии, денежной компенсации, Установил: Истец обратился с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 28 июля 2010 года решением медико-социальной экспертизы г. Дзержинска истец был признан <данные изъяты> на основании медицинских заключений. Ввиду этого он не смог обратиться по месту своей работы в <данные изъяты> за справкой о своей зарплате для ее представления ответчику, и к тому же узнал, что эта справка должна иметь данные о его заработной плате за 5 лет подряд, а у него, начиная с 30.10.1989 года требуемых 5 лет не было ввиду увольнения по сокращению численности 02.12.1992 года. Поэтому истец решил отказаться от представления данных о заработной плате, так как ответчик имел законную возможность определить сумму полагающейся пенсии по <данные изъяты>, начиная даже на 01.01.2010 года из текстов двух законов РФ: № 173 и № 166 за отработанное истцом время с 01.10.1986 года, включая и неполные 4 года индивидуальной трудовой деятельности с ее окончанием 31.12.1997 года согласно записей в трудовой книжке. О своем решении не представлять данные о заработной плате он сообщил ответчику. В ответ на это начальник службы по работе с клиентами УПФР распорядилась, чтоб истец представил письменное заявление о расчете пенсии по <данные изъяты> без учета заработка. Такое заявление истец представил ответчику в августе 2010 года вместе с другими оставшимися документами. Ближе к 20.08.2010 года отцом истца был получен <данные изъяты>, в котором ответчик сообщил сумму расчета пенсии истца, которая была непонятно. Истец обратился с заявлением о разъяснении суммы расчета пенсии. 31.08.2010 года истец получил ответ, в котором было подробно изложено определение страховой части пенсии, но не с 28.07.2010 года, а с 01.01.2002 года в качестве промежуточной даты, которую ответчик перевел путем индексирования на 01.01.2010 года, затем она была валоризирована, далее снова проиндексирована уже на 01.04.2010 года с рассчитанной ее страховой частью в сумме 464,83 рублей в месяц, а в целом с учетом и базовой части пенсии в размере 2723,41 рублей, ее общая сумма по расчету ответчика от 26.08.2010 года составила 3188,24 рублей. Данную сумму истец посчитал пониженной. Содержание расчета суммы пенсии СЧ=ПК в письме ответчика расходятся с нормами пенсионного законодательства, и с сообщениями самого ответчика в городском еженедельнике <данные изъяты> в статье <данные изъяты>. С учетом данной статьи на основании новых норм ФЗ № 173 и ФЗ № 166 с 01.01.2010 года следовало, что: 1) требование нормы п. 1 ст. 15 ФЗ № 173 о размерах трудовой пенсии в зависимости от групп <данные изъяты> уже учитывалось в п. 3 этой же статьи путем установления разных конкретных сумм базовых частей (БЧ) трудовых пенсии по <данные изъяты> в качестве их законодательно зафиксированных размеров для <данные изъяты> - 2562 рублей в месяц; 2) признанное самим ответчиком наличие 5-ти летнего (60-ти месячного) трудового стажа для назначения трудовой пенсии по <данные изъяты> лицам моложе 55 лет (женщины) и моложе 60 лет (мужчины) являлось обязательными для <данные изъяты> всех групп, а после исполнения соответственно 55 лет и 60 лет это же самое условие о наличии 5-ти летнего трудового стажа являлось обязательным и для получателей трудовой пенсии по старости. Но с учетом законодательного предельного нормативного размера трудового стажа, не более 15 лет (не свыше 180 мес.) для всех групп ко времени наступления <данные изъяты> в зависимости от возраста самих граждан, признанных <данные изъяты> (абзац 2 ст. 29 ФЗ № 340-1), оказалось, что 5-ти летний период наличия трудового стажа распространялся в качестве исходного (базового) на обе части пенсии по старости и по <данные изъяты> (ст. 7 п. 2 ФЗ № 173) на право их назначения в качестве трудовых, но с учетом различных условий влияния данного базового пятилетнего общего трудового стажа (ОТС) на итоговые стоимостные размеры всей суммы пенсии из обоих ее частей. В конечном итоге при расчете базовой и страховой частей пенсий получалось следующее: для базовой части обоих видов пенсий ее размеры фиксировались в одной и той же сумме на каждую дату, то есть и на 01.01.2002 года, и в более высоких размерах на 01.01.2010 года, но при этом сам факт увеличения фактического общего трудового стажа для любых из уровней общего трудового стажа никак не влиял на саму сумму базовой части, из чего следует, что ее можно было получать на руки в установлено законом сумме как на 01.01.2002 года, так и на 01.01.2010 года даже за 5 лет наличия общего трудового стажа. Напротив, уровень страховой части трудовой пенсии прямо зависел от фактического увеличения трудового стажа с ее исходной суммой минимума СЧ=ПК не менее 210 рублей в месяц за 5-ти летнее наличие общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 года. Данный минимум был приведен в расчете ответчика в письме от 26.08.2010 года в виде разницы между общей суммой минимума пенсии по <данные изъяты> и ее базовой части в выражении 660-450, которые к 01.01.2010 года устарели, так как еще задолго до 01.01.2010 года ответчик уже имел новые тексты ФЗ № 166 и ФЗ № 173 с их новыми данными базового характера с началом действия с 01.01.2010 года. Однако ответчик выполнил расчет суммы пенсии истца СЧ=ПК по состоянию на 01.01.2002 года для того, чтобы получить самый наименьший ее итог, который затем индексировался в наименьшем выражении. Расчет законной суммы СЧ=ПК на 28.07.2010 года ответчик должен был провести, исходя из норм прежнего ФЗ № 340-1 и обоих текстов ФЗ № 166 и ФЗ № 173, начиная с 01.01.2010 года. На основании обновленного текста нормы п.п. 3 п. 1 ст. 18 ФЗ № 166 (2009 года), начиная с базовой пенсии для <данные изъяты>, не имеющих 5-ти летнего трудового стажа, достигших возраста от 65 лет (для мужчин) в размере 2177,70 рублей в месяц в виде социальной. Однако эта же самая сумма пенсии по <данные изъяты> 2177,70 рублей в месяц, но в качестве трудовой распространялась и на более молодых по возрасту <данные изъяты>, имевших требуемый 5-ти летний стаж ОТС с содержащейся в ее сумме БЧ трудовой пенсии с его фиксированным размером 1281 рублей в соответствии с нормой п.п. 3 п. 3 ст. 15 нового текста ФЗ № 173 на основании содержания норм других пунктов той же статьи, а так же норм п.п. 2 и 3 п. 2 ст. 22 нового текста ФЗ № 173, то есть конкретно: 2177,70 рублей в месяц в виде итога социальной песни для <данные изъяты>-1281 рублей в месяц базовой части трудовой пенсии для <данные изъяты> за 5 лет ОТС (ст. 15 ФЗ № 340-1 и ст. 7 п. 2 ФЗ № 173)=896,70 в качестве страховой части трудовой пенсии уже за 5 лет ОТСЧ. При этом для всех групп <данные изъяты> в качестве минимального размера, который не мог различаться по группам <данные изъяты> и являлся для всех исходным минимумом страховой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2010 года в расчете на 5 базовых лет наличия ОТС. Так как на истца - <данные изъяты>, вообще не распространялся 300 месячный уровень наличия полного ОТС для исчисления полной сумы СЧ=ПК, который устанавливался только для пенсионеров по старости, а для пенсионеров по <данные изъяты> еще с 1990 года действует нормативно-предельный уровень ОТС не свыше 180 м5есяцев (который является неполным ОТС), то законная сумма СЧ=ПК истца должна быть определена не при ее исчислении из 300 месячного уровня полного ОТС, а путем перерасчета исходного минимума СЧ=ПК=896,70 рублей с его базовых 60 месяцев (за 5 лет наличия ОТС) на 1 месяц его наличия, то есть с получения при этом удельного минимума СЧ=ПК на 01.01.2010 года для любой группы <данные изъяты> прямым путем - без индексирования на эту дату, но в которой необходимо было учесть сумму валоризации итогового значения СЧ=ПК=1,15 за ОТС истца=140 месяцев, то есть: 896,70 руб./60 мес. ОТС : 60 мес. = по 14 руб. 94,5 коп. за 1 мес. *140 мес.=2092,30 рублей в месяц*1,15%=2406,14 руб. в месяц с учетом валоризации по состоянию на 01.01.2010 года. А с учетом приведенного индексирования трудовых пенсий с 01.04.2010 года на 6,3% ее итоговая сумма для СЧ=ПК на дату назначения истцу пенсии по <данные изъяты> не могла быть меньше 2557,73 рублей в расчете на полный текущий месяц до ее индексирования с 01.02.2011 года. Таким образом, законная сумма СЧ=ПК истца со дня назначения пенсии по <данные изъяты> с 28.07.2010 года должна была составлять 2557,73 рублей в месяц, а в целом вся сумма П=РП с учетом ее БЧ=2723,41 рублей с 01.04.2010 года не могла быть ниже 5281,14 рублей в месяц. После индексирования всей этой суммы на 8,8% с 01.02.2011 года она не могла быть ниже 5745,88 рублей в месяц, причем в обоих этих итоговых суммах П=РП не учитывалась та месячная доля от ранее внесенных истцом сумм страховых платежей по 31.12.1997 года включительно, которая в формуле ст. 29.1 нового текста ФЗ № 173 в содержании пункта 1 в составе общей суммы расчетного пенсионного капитала обозначена выражением «ПК-2» по причине отсутствия конкретной месячной сумы ПК-2 в письме ответчика от 26.08.2010 года. Однако даже без учета суммы ПК-2 итоговый размер СЧ=ПК истца на полный месяц (август 2010 года) составляет 2557,73 рублей вместо рассчитанных и выплачиваемых истцу до 01.02.2011 года 464,83 рублей, а с 01.02.2011 года законная сумма СЧ=ПК истца должна была составлять 2782,81 рублей, а истец получает всего лишь 505,73 рублей в месяц и разница между законно полагающейся истцу суммой СЧ=ПК с 01.08.2011 года - 31.01.2011 года (за 5 мес. 2010 года + январь 2011 года) составляла по 2092,90 рублей в месяц, то есть ответчик выплачивает истцу СЧ пенсии в 5,5 раз меньше ее законных сумм. Такое резкое занижение сумм СЧ=ПК пенсии по <данные изъяты> ответчиком вызвано следующим. Ответчик фактически предъявляет требование о наличии у истца 300 месячного полного трудового стажа при заведомой невозможности получить полную сумму СЧ=ПК любому <данные изъяты> ввиду законодательного ограничения всей величины общего трудового стажа не более 15 лет (не свыше 180 месяцев), введенного нормой ст. 29 ФЗ № 340-1 и действующего до сих пор, являющийся неполным ОТС, и который в данном случае при наличии у граждан<данные изъяты> общего трудового стажа, не достигающего 180 мес., так же не мог быть использован при расчете законных сумм их итоговых СЧ=ПК для тех из них, чей ОТС для расчета пенсии по <данные изъяты> вписывался в период до 01.01.2002 года, согласно нормы п. 4 ст. 30 ФЗ № 173 с его подсчетом по ст. 29 ФЗ № 340-1. Ответчик незаконно использовал по отношению к истцу с представленными им документами для подсчета его общего трудового стажа с 01.10.1986 года по 31.12.1997 года, то есть согласно нормы п. 4 ст. 30 ФЗ № 173 до 01.01.2002 года обратной силы нормы п. 3 ст. 15 ФЗ № 173 в виде К=0,57777778, вступившего в действие только с 01.01.2002 года с целью уменьшения на 42,2 % его законной суммы СЧ=ПК по показателю страхового стажа, хотя ответчик был обязан определить общий трудовой стаж (а не страховой стаж) по норме ст. 29 ФЗ № 340-1, в котором не содержалось никаких «К» для снижения сумм пенсии по <данные изъяты>. Ответчик применил устаревшие данные о размерах РП, БЧ и получил разницу между ними согласно старого текста ФЗ № 173, его пенсия должна определяться прямым путем по новым текстам ФЗ № 173 (п. 1 ст. 30.2) и ФЗ № 166. Просит признать незаконным все итоговые суммы страховой части (а значит и итоговые суммы расчетного размера пенсии), определенные ответчиком по состоянию на 28.07.2010 года; взыскать с ответчика сумму недоплаченных пенсий, начиная с 01.08.2010 года по настоящее время с учетом индексирования за 2010 года 8,8%, ориентировочно по май 2011 года недоплаченная разница в страховой части пенсии с учетом ее индексирования до 01.02.2011 года составляет 22770,80 рублей; взыскать с ответчика компенсацию в размере 100% сумм недоплаты страховой части пенсии, начиная с 1 августа 2010 года и за текущие месяцы 2011 года, из-за систематического противодействия в виде нежелания ответчика разрешить спор о законной сумме пенсии по <данные изъяты> в соответствии со статьей 99 ГПК РФ. В судебном заседании представитель истца Шагеев В.Л. исковые требования поддержал, суду пояснил, что истец подавал заявление о расчете пенсии по <данные изъяты> без учета заработной платы, данное заявление было принято ответчиком. Существуют два раздельных независимых способа расчета пенсии, один по п. 1 статьи 99 Закона № 340-1 с учетом заработной платы, другой по п. 2 ст. 99 этого же Закона без учета заработной платы. Ответчик воспользовался тем, что минимум страховой части пенсии по состоянию на 2010 год был установлен в норме ФЗ № 166, и этот закон во внимание не принял. Исчисление пенсии произведено по норме ст. 30 ФЗ № 173 по конвертационному варианту, но данный вариант может быть применен лишь при наличии данных о заработной плате. С учетом того, что действует норма п. «г» ст. 7 Закона № 340-1, во всех случаях минимум пенсии не может быть меньше его минимального размера. Истец имел право на выбор пенсии с учетом заработной паты или без нее, с 1998 года размер пенсии можно было исчислять без учета заработной платы. Поскольку истец выбрал способ исчисления пенсии без учета заработной платы, то ст. 30 ФЗ № 173 на него не распространяется. Работа истца закончилась 01.01.1998 года, у истца нет заработной платы, все его страховые взносы ввиду деноминации сгорели, и после этой даты у истца нет страхового стажа, перестав быть работающим, истец перестал быть застрахованным лицом. Истец не оспаривает, что ему назначили трудовую пенсию по <данные изъяты>, но страховая часть такой пенсии должна быть определена не по ФЗ № 173, а по ФЗ № 166, из размера социальной пенсии нужно вычесть базовую часть пенсии, это и есть страховая часть пенсии. Данный расчет следует из анализа ФЗ № 166, ст. 30 ФЗ № 173 совместно с со ст. 11 ФЗ № 166 и ряд других норм ФЗ № 173. Начисленный ответчиком стаж в 140 месяцев не оспаривает. Страховая часть пенсии по категории <данные изъяты> различаться не может, она может различаться только по стажу. Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда по городу Дзержинску по доверенности Михайлычева Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв, согласно которому в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по <данные изъяты> имеют граждане, признанные в установленном порядке <данные изъяты>. Признание гражданина <данные изъяты> и установление <данные изъяты> производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотрено Федеральным законом «О социальной защите <данные изъяты> в Российской Федерации». Трудовая пенсия по <данные изъяты> устанавливается независимо от причин <данные изъяты>, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения <данные изъяты> трудовой деятельности, а так же от того, наступила ли <данные изъяты> в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. 04.08.2010 года в Управление за назначением пенсии по <данные изъяты> обратился Шагеев Д.В. Для назначения указанного вида пенсии им были представлены документы: заявление о назначении пенсии, копия паспорта, копия трудовой книжки, справка из военкомата о периодах службы в армии, справка из центра занятости населения, свидетельство о государственной регистрации <данные изъяты>, справка об уплате страховых взносов, справка об <данные изъяты>. Размер трудовой пенсии по <данные изъяты> определяется, исходя из продолжительности страхового стажа до 31.12.2001 года, среднемесячного заработка застрахованного лица и суммы начисленных страховых взносов за период с 01.01.2002 года и показателя «К». Данный показатель «К» - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения <данные изъяты> возраста 19 лет составляет 12 месяцев, и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев. Необходимость применения данного показателя при расчете страховой части трудовой пенсии по <данные изъяты> объясняется тем, что <данные изъяты> может наступить в любом возрасте. Кроме того, общий срок <данные изъяты> предсказать тоже невозможно, поскольку органы медико-социальной экспертизы устанавливают этот срок на один год, а дальше он ежегодно продлевается по результатам медико-социальной экспертизы. Поэтому для расчета страхового стажа <данные изъяты> законодательство устанавливает нормативную продолжительность страхового стажа, исходя из возраста застрахованного лица, и отношение нормативной продолжительности страхового стажа к 180 месяцам. Цель применения отношения нормативной продолжительности страхового стажа к 180 месяцам - скорректировать исчисление страховой части трудовой пенсии по <данные изъяты> путем снижения продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по <данные изъяты>. Таким образом, данный коэффициент отражает соотношение возраста застрахованного лица к установленному законодательством пенсионному возрасту. При обращении граждан за назначением трудовых пенсий по старости на основании ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года, учитываемая в календарном порядке. Размер пенсии определяется, исходя из продолжительности общего трудового стажа на 01.01.2002 года. В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться в порядке, установленном в п. 3 настоящей статьи (с применением индивидуального коэффициента пенсионера - ИКП), либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи (с применением норм Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»). В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер пенсии Шагеева Д.В. рассчитан по нормам ранее действующего законодательства - Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», поскольку этот вариант расчета является наиболее выгодным и позволяет применить льготное исчисление стажа (период службы в СА в двойном размере). Расчетный размер пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется в процентном отношении от среднемесячного заработка и с учетом компенсационной выплаты. 677,05 руб. х 0,55 = 372,38 рублей - размер пенсии на 31.12.2001 года, где 677,05 руб. - осовремененный среднемесячный заработок за период с 01.03.1994 года по 31.12.1997 года (доход от <данные изъяты> деятельности); 0,55 - стажевый коэффициент при наличии у мужчины не менее 25 лет трудового стажа. Поскольку расчетный размер пенсии не может составлять менее 660 рублей, размер пенсии Шагеева Д.В. до указанной суммы доводится компенсационной выплатой в размере 287,62 рублей (660 руб. - 372,38 руб.). Исходя из суммы 660 рублей определяется размер пенсионного капитала Шагеева Д.В.. В случае, если застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, который делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число фактически имеющегося общего трудового стажа. Полная требуемая продолжительность общего трудового стажа для мужчин составляет 25 лет или 300 месяцев. Продолжительность трудового стажа Шагеева Д.В. по состоянию на 01.01.2002 года (с учетом льготного исчисления стажа) - 11 лет 8 месяцев 20 дней (140,66666667). Размер пенсионного капитала: (660-450) х 192 х 0,57777778 = 23296, где 450 - размер базовой части пенсии на 01.01.2002 года, 192 - «Т» - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии при назначении пенсии в 2010 году, 0,57777778 - «К» - отношение нормативной продолжительности стажа. Размер пенсионного капитала при неполном стаже: 23296 х 140,66666667 = 10923,24. Величина расчетного пенсионного капитала на дату назначения пенсии (с учетом коэффициентов индексации с 01.01.2002 года по дату назначения пенсии) - 42725,84. Определяется сумма расчетного пенсионного капитала, с учетом которой определяется размер трудовой пенсии (ст. 29.1 Закона от 17.12.2001 года): 42725,84 + 6408,88 + 2430,24 = 51564,96, где 42725,84 - сумма расчетного пенсионного капитала, 2430,24 - сумма страховых взносов, 6408,88 - сумма пенсионного капитала для расчета валоризации. С 01.01.2010 года размер пенсионного капитала подлежит увеличению на 10% плюс на 1% за каждый год трудового стажа, отработанного до 01.01.1991 года. Продолжительность трудового стажа Шагеева Д.В. до 01.01.1991 года - 5 лет 8 месяцев 28 дней (с учетом периода службы в двойном размере). Коэффициент валоризации составит 10%+5%=15% (42725,84 х 15% = 6408,88). Размер страховой части пенсии составит: 51564,96 :192 : 0,57777778 = 464,83. Размер пенсии с 28.07.2010 года (с момента установления <данные изъяты>) составил 464,83 + 2723,41 = 3188,24, где 464,83 - размер страховой части пенсии, 2723,41 - фиксированный базовый размер пенсии. Таким образом, расчет размера трудовой пенсии по <данные изъяты> произведен истцу верно. Так же в судебном заседании пояснила, что истцу была назначена трудовая пенсия. Трудовой стаж это суммарная продолжительностью трудовой и иной деятельности до 01.01.2002 года, все периоды трудовой деятельности истца до 01.01.2002 года были учтены для определения размера пенсии по <данные изъяты>, так же был учтены период военной службы по призыву в двойном размере, стаж истца составляет 09 лет 09 месяцев 17 дней. Правоотношения у истца с Пенсионным фондом возникли с момента получения им <данные изъяты>, в тот момент действовал ФЗ № 173, статья 30 которого гласит, что возможно определять размер пенсии по нормам ФЗ № 173 и ФЗ № 340-1. ФЗ № 340-1 был применен, учтен период военной службы по призыву в двойном размере, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Управлением были запрошены данные о заработной плате по месту работы истца, учтена выплата страховых взносов, учтенных на лицевом счете истца. Истец в соответствии с заявлением просил назначить трудовую пенсию по <данные изъяты>, при отсутствии же заработной платы и страхового стажа назначается социальная пенсия по ФЗ № 166, размер которой определен законом в твердой денежной сумме, которая значительно ниже назначенной истцу пенсии. При применении закона № 173 и не учете заработной платы, трудовая пенсия так же была бы ниже, поскольку размер заработной платы влияет на размер пенсии. При недостаточности заработной платы применяется ФЗ № 340-1 и дается компенсация, указанный закон был применен. Смешивать все законы невозможно. При назначении пенсии все было учтено, кроме пенсии истец так же получает ЕДВ в размере 1808 рублей. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные отзывы, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2002 года, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу указанного Закона, статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом данной правовой нормой установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды. То есть фактически пенсионным законодательством предусмотрено два варианта расчета пенсии: в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», при этом в стаж включаются все периоды деятельности, в том числе и так называемые «нестраховые» периоды, предусмотренные данным законом, либо в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом при расчете в стаж включаются только страховые периоды. Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона). В случае, если в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по <данные изъяты>, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на соответствующее отношение нормативной продолжительности страхового стажа <данные изъяты> на день, с которого назначается трудовая пенсия (пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона), к 180 месяцам. В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. Согласно пункту 2 указанной статьи, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи. Из материалов дела следует, что 28.07.2010 года решением медико-социальной экспертизы города Дзержинска истец был признан <данные изъяты>. 04.08.2010 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда по городу Дзержинску с заявлением о назначении пенсии по <данные изъяты> на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», предоставив следующие документы: трудовую книжку, справку из военкомата, справку о деятельности в качестве <данные изъяты>, справку из Центра занятости населения, копию паспорта. Согласно заявлению, истец просил рассмотреть вопрос о назначении пенсии без предоставления данных о заработной плате. Уведомлением от 04.08.2010 года истец был предупрежден о необходимости предоставления недостающих сведений и возможности назначения пенсии на основании представленных документов. С 28.07.2010 года истцу была назначена трудовая пенсия по <данные изъяты> в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в сумме 3150,45 рублей, впоследствии размер трудовой пенсии был пересчитан и установлен в размере 3188,24 рублей с даты назначения пенсии - 28.07.2010 года. При расчете пенсии истцу, в соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» произведена оценка (конвертация) пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 года путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал. Расчетный размер пенсии при оценке пенсионных прав истца был определен в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть без применения индивидуального коэффициента пенсионера (при отсутствии данных о заработной плате), с применением общего трудового стажа по нормам Закона № 3401 «О государственных пенсиях в РФ», позволяющим зачесть период службы в армии в двойном размере. Общий трудовой стаж истца за период до 31.12.2001 года составил 11 лет 8 месяцев 20 дней. Расчетный размер трудовой пенсии истца составил 660 рублей, который определен в процентном отношении от среднемесячного заработка и с учетом компенсационной выплаты. Сумма пенсионного капитала истца на 01.01.2002 года при неполном стаже составила 10923,24, всего величина расчетного пенсионного капитала на дату назначения пенсии с учетом коэффициентов индексации с 01.01.2002 года составил 42725,84. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было учтено, что полная требуемая продолжительность общего трудового стажа для мужчин составляет 25 лет или 300 месяцев, продолжительность общего трудового стажа истца на 01.01.2002 года составила 11 лет 8 месяцев 20 дней, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости для назначения пенсии в 2010 году 192 месяца: (660-450) х 192 х 0,57777778 (отношение нормативной продолжительности стажа) = 23296 х 140,66666667 (учет неполного трудового стажа)/300 = 10923,24. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии по <данные изъяты> устанавливается в зависимости от группы <данные изъяты> (пункт 1). Размер трудовой пенсии по <данные изъяты> определяется по формуле: П = ПК / (Т x К) + Б, где П - размер трудовой пенсии по <данные изъяты>; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (<данные изъяты>) (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по <данные изъяты>; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона); К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения <данные изъяты> возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев. Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по <данные изъяты>. В соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года. Сумма расчетного пенсионного капитала истца, с учетом которого определяется размер трудовой пенсии, составил 51564,96=42725,84 (часть расчетного пенсионного капитала в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона)+6408,88 (сумма валоризации)+2430,24 (сумма страховых взносов). Коэффициент валоризации с 01.01.2010 года в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составил у истца 15% (10% плюс 1% за каждый год трудового стажа до 01.01.1991 года, у истца 5 лет 8 месяцев 28 дней). Размер трудовой пенсии истца по <данные изъяты> составил 51564,96/(192х0,57777778)+2723,41(фиксированный базовый размер трудовой пенсии по <данные изъяты> с учетом индексации)=3188,24 рублей. Истцом не оспаривается его право на назначение трудовой пенсии по <данные изъяты>. Довод представителя истца об ином порядке расчета страховой части назначенной истцу пенсии при отсутствии данных о заработной плате и страховом стаже судом не принимается. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по <данные изъяты> имеют граждане, признанные в установленном порядке <данные изъяты> (пункт 1). Трудовая пенсия по <данные изъяты> устанавливается независимо от причины <данные изъяты> (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения <данные изъяты> трудовой деятельности, а также от того, наступила ли <данные изъяты> в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. При полном отсутствии у <данные изъяты> страхового стажа, а также в случае наступления <данные изъяты> вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по <данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Таким образом, необходимыми условиями для назначения трудовой пенсии по <данные изъяты> является установление <данные изъяты> определенной группы и наличие страхового стажа, который исчисляется по нормам статей 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Отсутствие документов о заработной плате истца не является основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по <данные изъяты>, так как следует учитывать, что в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что расчетный размер трудовой пенсии, исходя из которого определяется пенсионный капитал, не может быть менее 660 рублей, что и было учтено ответчиком. Как усматривается из материалов пенсионного дела, истец являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, номер страхового свидетельства 137-634-877-93, следовательно, назначение ответчиком истцу трудовой пенсии по <данные изъяты> по приведенному выше расчету являлся правомерным. Размеры социальной пенсии по <данные изъяты> при полном отсутствии у лица страхового стажа предусмотрены статьей 18 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пунктом 1 подпунктом 1 которой определено, что социальная пенсия <данные изъяты> устанавливается в твердом размере 2562 рублей. С учетом индексации, как следует из расчета ответчика, при назначении с 28.07.2010 года истцу социальной пенсии ее размер составил бы 2882,51 рублей, что меньше размера назначенной трудовой пенсии по <данные изъяты>. Установление размера страховой части трудовой пенсии по <данные изъяты> путем определения разницы между размером социальной пенсии по <данные изъяты> и базовой части трудовой пенсии по <данные изъяты> законодательно не предусмотрено. При этом, приводя расчет исходного минимума страховой части трудовой пенсии по <данные изъяты>, истец определяет ее в размере 896,70 рублей как разницы между размером социальной пенсии по <данные изъяты> для <данные изъяты> и базовой части трудовой пенсии по <данные изъяты> для <данные изъяты>. Применительно к истцу, являющемся <данные изъяты>, определение такого порядка расчета исходного минимума страховой части приведет к установлению его значения равного 0, поскольку размер социальной пенсии по <данные изъяты> и базовой части трудовой пенсии по <данные изъяты> для <данные изъяты> без учета индексации с 01.01.2010 года установлен в одинаковом размере - 2562 рублей. Поскольку судом не установлено нарушений прав истца при назначении ему трудовой пенсии по <данные изъяты> с 28.07.2010 года, в исковых требованиях истцу о признании незаконными итоговых сумм страховой части назначенной пенсии, взыскании сумм недоплаченной пенсии с учетом индексации следует отказать. Истцом так же заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации на основании норм статьи 99 ГПК РФ из-за противодействия ответчика разрешить спор о законной сумме размера пенсии истца. В соответствии со статьей 99 ГПК РФ со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств. В соответствии со статьей 94 ГПК РФ компенсация за фактическую потерю времени входит в состав судебных расходов, она относится к издержкам, связанным с рассмотрением гражданского дела, в связи с чем, на основании данной нормы компенсация за уклонение от досудебного урегулирования спора взысканию не подлежит. Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении исковых требований Шагееву Д.В. отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд. Судья п.п. Н.А.Воробьева Копия верна: Судья Н.А.Воробьева Секретарь: Е.А.Андрианова