Решение по иску Азизбаева М.В. к Администрации г. Дзержинска о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка (вступило в законную силу)



Дело                                                                   

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием представителя истца Аверкина Д.В., представителя ответчика Афанасьева Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азизбаева М.В. к Администрации города Дзержинска Нижегородской области о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

                                                 Установил:

Истец обратился с указанным иском в суд, мотивируя тем, что в порядке, предусмотренном положениями статей 30, 30.1 Земельного кодекса РФ, он обратился в Администрацию г. Дзержинска с просьбой предоставления земельного участка в месте указанном в заявлении. Его заявление было удовлетворено и разрешено оформление земельного участка. Впоследствии был проведен комплекс мероприятий по межеванию, присвоению юридического адреса, получению разрешений и постановки на кадастровый учет, по результатам которого был создан (как самостоятельный предмет гражданского оборота) земельный участок кадастровый номер , по адресу: <адрес>, площадью 1939 кв.м. Зная, что он является специальным субъектом по смыслу части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите <данные изъяты>» и руководствуясь пунктом 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» он обратился в Администрацию с просьбой предоставить земельный участок без торгов. 14 апреля 2011 года Администрация г. Дзержинска отказала ему в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1939 кв.м. в собственность за плату без проведения торгов ввиду отсутствия, по ее мнению, законных оснований. Просит суд возложить на Администрацию г.Дзержинска обязанность заключить с ним договор купли-продажи спорного земельного участка по его кадастровой стоимости.

В ходе судебного разбирательства представитель истца представил суду заявление об уточнении ранее заявленных исковых требований, и просит суд возложить на ответчика обязанность заключить со мной договор купли-продажи спорного земельного участка, по адресу <адрес>, кадастровый номер , по его кадастровой стоимости без проведения торгов.

Представитель истца Аверкин Д.В. в настоящем судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что формирование земельного участка истец производил сам, ходил по инстанциям - получал разрешения, ставил на кадастровый учет и т.д. Был заключен договор с МУП АПБ, они проводили определенные работы. Сначала истец написал заявление в Администрацию города, далее обращался в кадастровую палату, формировал участок сам, далее делали замеры, потом обращался за утверждением схемы границ. Потом обратился с заявлением о заключении договора. Весь пакет документов формировался примерно около года. Участок формировался для выкупа с торгов, но истец имеет право приобретения земельного участка без проведения торгов. Истец не нуждается в улучшении жилищных условий, но это не является основанием для отказа истцу во внеочередном предоставлении земельного участка.

Представитель ответчика, Администрации г. Дзержинска, Афанасьев Д.И. в настоящем судебном заседании исковые требования не признал, поддержал представленный отзыв, согласно которому в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросов местного значения относится, в том числе представление гражданам земельных участков для садоводства, индивидуального жилищного строительства. Аналогичная норма закреплена и в ст. 57 Устава городского округа город Дзержинск. Согласно ст. 62 Устава городского округа город Дзержинск для решения вопросов местного значения, Мэр города в пределах своих полномочий издает постановления администрации города. Таким образом, для представления спорного земельного участка первоочередным является постановление Администрации г. Дзержинска (ненормативный правовой акт). В соответствие с п. 1 ст. 255 ГПК РФ). Кроме того, согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя. Отказ Администрация г. Дзержинска в представлении земельного участка за плату без проведения торгов расположенного по вышеуказанному адресу, соответствует требованиям действующего законодательства по следующим основаниям. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, представляется право первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведение подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Особенности представления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности регламентируется ст. 30.1 ЗК РФ, в соответствии с которой продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа прав на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух лиц). При представлении земельного участка <данные изъяты> для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите <данные изъяты> Российской Федерации» по договору купли - продажи торги не проводятся (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 17.09.2008). Представление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплата жилья и коммунальных     услуг     регулируется     Правилами,     утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901. В соответствии с вышеуказанными правилами инвалиды и семьям, имеющие детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий: принимаются на учет; обеспечиваются жилым помещением, с учетом льгот, в том числе по
получению земельных участков для индивидуального жилищного
строительства. Таким образом, лицо, намеренное реализовать свое право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства должно обладать статусом нуждающегося в улучшении своих жилищных условий. Указанная правовая позиция поддерживается Конституционным Судом РФ в определении Определение КС РФ от 15.07.2010 № 957-O-O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав частями третьей и четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите <данные изъяты> в Российской Федерации». Следовательно, для представления земельного участка с целевым использованием (строительство индивидуального жилого дома и как следствие улучшение своих жилищных условий) лицо, получающее такие льготы должно числиться в реестре нуждающихся в улучшения жилищных условий при Администрации г. Дзержинска. Однако доказательств того что, истец числится в реестре нуждающихся в улучшения жилищных условий при Администрации г. Дзержинска, либо обращался с заявлением для постановки в материалы дела не представлено. Таким образом, учитывая изложенное, представление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> за плату без торгов не представляется возможным ввиду отсутствия законных оснований.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив и проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Азизбаев М.В., являющийся <данные изъяты>, в 2010 году обратился в Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области с заявлением о выделении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, напротив домов , .

14.07.2008 года заявление истца было удовлетворено, ему было согласована возможность предоставления земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м через аукцион для строительства индивидуального жилого дома, а также было предложено подготовить пакет конкурсных документов.

02.09.2010 года Азизбаев М.В. заключил договор с МУП <данные изъяты>, которое произвело работы и оказало услуги по формированию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. 28.10.2010 года Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Дзержинска Нижегородской области подготовлено архитектурно-градостроительное заключение о возможности предоставления земельного участка в собственность за плату через аукцион.

В соответствии с актом от 18.11.2010 года уставлен юридический адрес земельного участка, согласно которому полный адрес: <адрес>.

В соответствии с кадастровым паспортом 27.12.2010 года земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> присвоен кадастровый номер .

Постановлением Администрации города Дзержинска Нижегородской области от 08.12.2010 года за была утверждена схема размещения земельного участка, на управление архитектуры и градостроительства возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка, осуществление его государственного кадастрового учета; КУМИ обязано обеспечить реализацию права собственности на земельный участок через аукцион (п. 3 постановления).

09.03.2011 года истец вновь обратился в Администрацию города Дзержинска с заявлением о заключении договора купли продажи сформированного земельного участка без проведения торгов по кадастровой стоимости. Сообщением от 14.04.2011 года за Администрацией города Дзержинска Азизбаеву М.В. отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1939 кв.м в собственность за плату без проведения торгов.

Основанием отказа в удовлетворении заявления указано отсутствие законных оснований, а именно отсутствие нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.

Спорные правоотношения регулируются положениями статьи 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите <данные изъяты> в Российской Федерации».

Так, абзацем 14 статьи 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Фактический спор возник между сторонами по поводу того, является ли не нуждающийся в улучшении жилищных условий <данные изъяты> Азизбаев М.В. субъектом, который может реализовать правомочия, предусмотренные вышеуказанной нормой закона.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями идополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляетсобой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельныхучастков.

Поэтому при предоставлении <данные изъяты> земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

Согласно пункту 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установленияинвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Необходимость предоставления документов, указывающих на нуждаемость в улучшении жилищных условий, здесь не поименована.

В указанной норме права, как и в части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите <данные изъяты> в Российской Федерации» нет указаний на то, что данная гарантия предусмотрена только для нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов.

Часть 14 статьи 17 Федерального закона, как и пункт 17 постановления являются самостоятельными нормами права, в которых отсутствует ссылка на нуждаемость <данные изъяты> в улучшении жилищных условий.

Часть 12 статьи 17 Федерального закона, как и пункт 12 Постановления содержат указания на нуждающихся в улучшении жилищных условий <данные изъяты> и иных <данные изъяты>, то есть выделяют двух самостоятельных субъектов права, чьи гарантии закреплены в данных нормативно правовых актах.

Часть 14 статьи 17 Федерального закона, как и пункт 17 постановления указывают, что <данные изъяты> имеет преимущественное право на получение земельного участка не только под индивидуальное жилищное строительство, но и для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, которое никаким образом нельзя поставить в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий и тем более, предоставление такого участка никаким образом не может компенсировать гарантируемое государством право на жилище, реализуемое через институт улучшения жилищных условий путем признания лица нуждающимся.

Пункт 1 постановления, на который ссылается ответчик, содержит конструкцию, регулирующую гарантии только для нуждающихся в улучшении жилищных условий <данные изъяты>, поскольку там имеется прямое на это указание. Вместе с тем, такого указания нет в нормах, регулирующих, в частности, вопрос о предоставлении земельного участка. Кроме того, данный пункт не содержит указания на то, что только для этой категории <данные изъяты> предусмотрены все правила. Также данное обстоятельство не указано в названии правил и не усматривается в содержании целей, которые достигаются постановлением Правительства РФ, которым эти правила утверждены.

Следует обратить внимание на то, что Федеральным законом РФ от 29.12.2004 года № 199-ФЗ статья 17 Федерального закона РФ была изменена, и законодатель исключил часть 18, содержавшую ссылку на то, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации и прямо отправляющую к правилам.

Суд также считает, что обоснованность требований Азизбаева М.В. подтверждена общеобязательной, по смыслу статьи 6 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ», правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 года № 1127-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав частью четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»», из которого следует, что норма права, названная в части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите <данные изъяты> в Российской Федерации» не может нарушать какие-либо конституционные права и свободы иных лиц.

Изложенное подтверждает также и то, что Конституционный Суд РФ признает часть 14 статьи 17 самостоятельной нормой права.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требования о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка.

При решении данного вопроса суд учитывает, что заявление о предоставлении земельного участка написано повторно, выборка участка произведена заявителем, им же проведен комплекс мероприятий по формированию и индивидуализации участка, оплаченных истцом, что свидетельствует о добросовестности законного интереса.

Суд также считает, что требование о возложении обязанности заключить договор купли-продажи подлежит удовлетворению с указанием в качестве цены кадастровой стоимости земельного участка.

К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.

Частью 7 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ определено, что продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Данная статья содержит бланкетную норму права, отсылающую к Федеральному закону РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в частности на статью 7 закона, презюмирующую рыночную стоимость объекта оценки и указывающую, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Диспозиция нормы права указывает, что рыночная стоимость объекта оценки устанавливается в случае отсутствия правовой определенности данного вопроса в законе или неурегулированности договором, при этом договорные условия имеют меньшую юридическую силу по смыслу части 2 статьи 4 Конституции РФ. Кроме того, спорные правоотношения истца и ответчика основаны на нормах закона, а не договора.

Частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость презюмируется для всех отношений Земельного кодекса РФ в случае отсутствия прямого указания по конкретному виду правоотношений, в связи с чем, цена договора купли-продажи со специальным субъектом, которым преодолен аукцион и реализована спорная гарантия, являющаяся предметом договора, в данном случае определяется кадастровой стоимостью.

Изложенные нормы права в их системном применении подтверждают обоснованность заявленных требований и в части кадастровой стоимости предмета спора, в качестве цены для договора купли-продажи.

Кроме того, поскольку Федеральный закон РФ «О социальной защите <данные изъяты>» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации и предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, суд считает, что таким решением будет, достигнут баланс частных и публичных интересов в отношениях спорящих сторон.

Руководствуясь частью 14 статьи 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите <данные изъяты> в Российской Федерации", частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, ст.ст.12, 55, 56, 67,192- 198 ГПК РФ, суд,

Решил:

Исковые требования Азизбаева М.В. удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Дзержинска обязанность заключить с Азизбаевым М.В. договор купли-продажи земельного участка, имеющий кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, по его кадастровой стоимости без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Судья;                                                п.п.                               Н.А.Воробьева

Копия верна:

Судья;                                                                                     Н.А.Воробьева

Секретарь:                                                                              Е.А.Андрианова