Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 июня 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Тихомировой С.А., с участием прокурора Архиповой И.В., при секретаре Николаевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУЗ НО «Дзержинский противотуберкулезный диспансер» об устранении нарушений, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных граждан, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, средствами связи и информации ( включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Часть 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственникам этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Во исполнение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основным документом в системе нормативных документов является СНиП 35-01-2001 « Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73 и введенные в действие с 01.09.2001г. В соответствии с п.3.9 СНиП 35-01-2001, лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований и опорным стационарным устройством по ГОС Р 51261. Согласно п.4.1 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мобильным посетителям», доступными для маломобильных групп населения должны быть здания лечебно-профилактических учреждений, в которых непосредственно оказывается медицинская помощь. К ним относятся учреждения, которые посещаются населением, в том числе инвалидами: амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, диспансеры и центры) различного уровня обслуживания (от сельских до республиканских), различного профиля (многопрофильные, стоматологические, физиотерапевтические, семейные и др.) и различного назначения (базовые, консультационно-диагностические и др.). Проведенной проверкой установлено, что в помещении поликлиники и стационара ГУЗ НО « ДПТД» по адресу: Адрес1, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей в части беспрепятственного доступа в здание поликлиники и стационара ГУЗ НО « ДПТД» не созданы. Вопреки требованием СНиП 35-01-2001 и СП 35-103-2001 вход в здание поликлиники и стационара ГУЗ НО « ДПТД» не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Истец просит обязать ГУЗ НО «ДПТД» обеспечить беспрепятственный доступ в здание поликлиники и стационара ГУЗ НО « ДПТД» путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями СНиП 35 -01-2001 и СП 35-103-2001; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий. Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика ГУЗ НО «ДПТД» Николаева А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. № 2202-1, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В соответствии со ст. 24 настоящего закона прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, вносится представление об устранении нарушений закона. Представления ГУЗ НО «ДПТД» внесено не было, а также не было предоставлено иных документов, свидетельствующих о факте предполагаемого нарушения. ГУЗ НО «ДПТД» является специализированным учреждением, целью которого является организация и оказание квалифицированной, специализированной противотуберкулезной медицинской помощи населению. Данную помощь маломобильные граждане могут получить без ущемления каких-либо своих прав, т.к. у ГУЗ НО «ДПТД» имеются необходимые средства для оказания противотуберкулезной медицинской помощи для маломобильных граждан, также у ГУЗ НО «ДПТД» имеются в штате должности участкового врача-фтизиатра и участковой медицинской сестры. Просят в иске отказать. Выслушав доводы сторон, проверив и изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры( жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, средствами связи и информации( включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В соответствии с ч. 5 ст. 15 указанного Федерального закона в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственникам этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Во исполнение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основным документом в системе нормативных документов является СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73 и введенные в действие с 01.09.2001г. В соответствии с п.3.9 СНиП 35-01-2001, лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований и опорным стационарным устройством по ГОС Р 51261. Согласно п.4.1 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мобильным посетителям», доступными для маломобильных групп населения должны быть здания лечебно-профилактических учреждений, в которых непосредственно оказывается медицинская помощь. К ним относятся учреждения, которые посещаются населением, в том числе инвалидами: амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, диспансеры и центры) различного уровня обслуживания (от сельских до республиканских), различного профиля (многопрофильные, стоматологические, физеотерапевтические, семейные и др) и различного назначения (базовые, консультационно-диагностические и др). Проведенной Прокуратурой г. Дзержинска Нижегородской области проверкой установлено, что в помещении поликлиники и стационара ГУЗ НО « ДПТД» по адресу: Адрес1, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей в части беспрепятственного доступа в здание поликлиники и стационара ГУЗ НО « ДПТД» не созданы (л.д.7). Вопреки требованием СНиП вход в здание поликлиники и стационара ГУЗ НО « ДПТД» не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (л.д.8-9). Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. В связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что права маломобильных граждан не нарушены, суд находит несостоятельными. Также несостоятельны доводы представителя ответчика о том, что в адрес ответчика не было внесено представление, а также не представлены документы, свидетельствующие о факте нарушения, поскольку в соответствии со ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. № 2202-1 Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческихи некоммерческих организаций. В данном же случае права граждан с ограниченными возможностями ущемлены. А в соответствии со ст.24 указанного Закона предусмотрено право прокурора или его заместителя вносить представление об устранении нарушений закона, а не обязанность. Таким образом, суд находит заявленные исковые требования прокурора г.Дзержинска обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответчика необходимо обязать обеспечить беспрепятственный доступ в здание поликлиники и стационара ГУЗ НО «ДПТД» путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и СП 35-103-2001, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для выполнения указанных действий до 31.12.2011г. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить. Обязать ГУЗ НО «Дзержинский противотуберкулезный диспансер» обеспечить беспрепятственный доступ в здание поликлиники и стационара ГУЗ НО «Дзержинский противотуберкулезный диспансер» путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями СНиП 35 -01-2001 и СП 35-103-2001. Установить срок для выполнения указанных действий до 31.12.2011г. Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней в Нижегородском областном суде через Дзержинский городской суд Нижегородской области с момента его изготовления в окончательной форме. Федеральный судья: п\п С.А.Тихомирова Копия верна Федеральный судья С.А.Тихомирова Секретарь Е.С.Николаева