Дело № Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 27 июня 2011 г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Свешниковой М.В., с участием прокурора Архиповой И.В., при секретаре Пяшиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Дзержинска о признании недействующим постановление Администрации г. Дзержинска в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг, у с т а н о в и л: Прокурор г. Дзержинска обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что постановлением Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» (с изменениями, внесенными постановлением Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006 № 2659) утверждены нормативы потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для граждан, проживающих в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду всех форм собственности. Постановление Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» было опубликовано в газете «Дзержинская панорама» от 29.12.2005 № 53. Постановлением Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006 № 2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 и 2527» в постановление Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» были внесены изменения. Постановление Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006 № 2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 и 2527» было опубликовано в газете «Горожане» от 21.12.2006 № 50. Согласно Приложению к постановлению Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 норматив потребления централизованного отопления установлен для всех видов зданий в размере 0,018 Гкал на 1 кв.м в месяц и 0,22 Гкал на 1 кв.м в год; норматив потребления горячего водоснабжения установлен для всех видов зданий в размере 3,15 куб.м на 1 человека в месяц и 36,22 куб.м на 1 человека в год. В соответствии с п. 1 постановления от 27.12.2005 № 2526 указанные нормативы потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению были введены в действие с 01 января 2006 года. В настоящее время являются действующими. Из пояснений, представленных Администрацией г. Дзержинска в прокуратуру г. Дзержинска (исх. № а-330 от 14.04.2010), следует, что норматив потребления на отопление был установлен в соответствии с Методикой определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденной приказом Роскоммунхоза от 22.11.1993 № 60. Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодека Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было издано постановление от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Пунктами 9 и 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила), определено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Согласно п. 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно Приложению. Постановление Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 было принято до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Однако, с момента вступления его в силу оно вошло в противоречие с названным постановлением Правительства Российской Федерации в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск. Подтверждением того, что на территории г. Дзержинска жилые дома дифференцируются в зависимости от различий в их конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства служит Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 11.12.2009 № 5157 «Об оплате жилого помещения с 1 января 2010 года». Так, согласно данному постановлению плата за жилое помещение установлена в разном размере в зависимости от типа многоквартирного (жилого) дома. Так, дома подразделяются на: дома со всеми удобствами, оборудованные лифтом и мусоропроводом, дома со всеми удобствами, оборудованные лифтом и мусоропроводом, дома со всеми удобствами, не оборудованные лифтом и мусоропроводом, - дома со всеми удобствами, оборудованные газовыми плитами, не дома со всеми удобствами, оборудованные электрическими плитами, не дома пониженной капитальности с квартирами без одного из видов дома пониженной капитальности с квартирами без одного из видов дома пониженной капитальности с квартирами без одного из видов - одноэтажные дома без удобств, оборудованные газовыми плитами. от 01.12.2008 N 4518 «Об оплате жилого помещения с 1 января 2009 года»; от 19.12.2007 N 3801 «Об оплате жилого помещения с 1 января 2008 года»; от 19.12.2006 N 2720 «Об оплате жилого помещения с 1 января 2007 года». Соответственно, при установлении в Постановлении Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению нормативы потребления данных услуг должны быть дифференцированы в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства жилых домов, в том числе при использовании названных или иных критериев. В настоящее же время данные нормативы не дифференцированы и установлены усреднено для всех типов домов, что противоречит п.п. 9, 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодека Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Прокурор г. Дзержинска просит признать недействующим постановление Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006 № 2659 в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск: пункты 1, 2 Приложения к постановлению Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению». Представитель Администрации г. Дзержинска заявление не признает. Представитель Государственной жилищной инспекции Нижегородской области пояснил следующее. Норматив потребления на отопление для жителей города Дзержинска установлен Постановлением администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» (с изменениями от 14.12.2006) и составляет 0,018 Гкал на 1 кв.м, в месяц для всех видов зданий. Изменения в Постановление № 2526 внесенные постановлением Администрацией города Дзержинска Нижегородской области от 14.12.2006 № 2659 внесены с целью приведения утвержденных нормативов на отопление в соответствие с правилами установлений и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г, № 306 (далее - Правила), Однако, утвержденный единый усредненный норматив потребления на отопление для всех видов зданий г. Дзержинска установленный в размере 0,018 Гкал за 1 кв.м, противоречит Правилам в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск. В соответствии с пунктом 10 части II Правил, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Представитель Региональной службы по тарифам Нижегородской области просит дело рассмотреть в ее отсутствие, в отзыве пояснив следующее. Федеральным законом от 27.07.2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 3.1.15 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области (далее - Служба), утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 года № 171 (с изменениями на 10.12.2010 года), расчет и подготовка предложений для утверждения Правительством Нижегородской области нормативов потребления коммунальных услуг осуществляются Службой. В случае признания судом постановления Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 года № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» (в редакции постановления Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006 года № 2659) недействующим в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг, для обеспечения государственного регулирования размера платы граждан за коммунальные услуги потребуется принятие постановления Правительства Нижегородской области, устанавливающего нормативы потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению. Следует отметить, что принятие указанного постановления связано с необходимостью проведения расчетов нормативов потребления коммунальных услуг, требующих значительных временных затрат. Между тем отсутствие нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению до установления Правительством Нижегородской области новых нормативов приведет к невозможности расчетов за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение, так как большая часть потребителей (население г. Дзержинска) приборов учета не имеет. Несвоевременное поступление денежных средств от населения г. Дзержинска, в свою очередь, может привести к негативным финансовым последствиям для ресурсоснабжающих организаций. Представитель Правительства Нижегородской области просит рассмотреть дело в его отсутствие, пояснив, что в соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 21.12.2007 № 503, инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг. Согласно пункту 3.1.10 Положения инспекция осуществляет государственный контроль за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг. В апреле 2010 года по обращению начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Нижегородской области государственной жилищной инспекцией Нижегородской области была проведена проверка обоснованности установленных нормативов потребления для потребителей города Дзержинска. В результате проверки было установлено, что утвержденный постановлением администрации города Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 единый усредненный норматив потребления на отопление для всех видов зданий города Дзержинска нарушает пункт 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, согласно которому нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Считает, что постановление Администрации г.Дзержинска противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг от 23.05.2006г. № 306. Выслушав стороны, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему. В судебном заседании установлено, что прокурор города Дзержинска просит признать недействующим постановления Администрации города Дзержинска от 27.12.2005 №2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления Администрации города Дзержинска от 14.12.2006 №2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г.Дзержинска от 27.12.2005 №2526 и 2527» в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных и жилых домов. В заявлении прокурора города Дзержинска ставится вопрос о признании недействующим вышеуказанного постановления в связи с несоответствием «Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306. В соответствии с п.6 постановления Пленумов ВС и ВАС РФ от 01 Несоответствие акта закону охватывает: неправильное толкование или применение закона при принятии акта; издание акта соответствующим органом с превышением полномочий или нарушением процедуры его принятия; и др. нарушения. При этом незаконный акт (действие, бездействие) должен нарушать права и интересы лиц, обратившихся за защитой к суду. В приведенном пункте постановления Пленумов подчеркнута необходимость наличия одновременно двух этих условий. В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Согласно п.п.7 п.5 ст.56 Устава города Дзержинска, действовавшего на момент принятия постановления Администрации города от 27.12.2005 №2526, а также п.п.7 п.5 ст.57 Устава городского округа город Дзержинск, действовавшего на момент принятия постановления Администрации города Дзержинска от 14.12.2006 №2659, Администрация города организует работу по обеспечению населения, учреждений, предприятий и организаций электроэнергией, теплоэнергией, горюче-смазочными материалами, каменным углем, природным и сжиженным газом, другими видами топлива, по строительству газовых сетей, линий электропередач, объектов тепло- и электроснабжения. Таким образом, постановление Администрации города Дзержинска от 27.12.2005 №2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления Администрации города Дзержинска от 14.12.2006 №2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г.Дзержинска от 27.12 2005 №2526 и 2527» в части установления норматива потребления на ГВС и отопление на момент его принятия было принято Администрацией города в пределах предоставленных полномочий, соответствовало действовавшим на момент его принятия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушало права и законные интересы неопределенного круга лиц. Постановление Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 было принято до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Однако, с момента вступления его в силу оно вошло в противоречие с названным постановлением Правительства Российской Федерации в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск. Подтверждением того, что на территории г. Дзержинска жилые дома дифференцируются в зависимости от различий в их конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства служит Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 11.12.2009 № 5157 «Об оплате жилого помещения с 1 января 2010 года». Так, согласно данному постановлению плата за жилое помещение установлена в разном размере в зависимости от типа многоквартирного (жилого) дома. Соответственно, при установлении в Постановлении Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению нормативы потребления данных услуг должны быть дифференцированы в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства жилых домов, в том числе при использовании названных или иных критериев. В настоящее же время данные нормативы не дифференцированы и установлены усреднено для всех типов домов, что противоречит п.п. 9, 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодека Российской Федерации. Следовательно, с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306, постановление администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. №2526 вошло в противоречие с названным постановлением Правительства Российской Федерации в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск. Установление нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов ведет к нарушению прав потребителей коммунальных услуг, выражающееся в несоразмерности платы коммунальных услуг затратам на их поставку. Согласно ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. На основании вышеизложенного, суд находит заявление Прокурора г.Дзержинска о признании недействующим постановление Администрации г. Дзержинска в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг обоснованным и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 12,56,198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Удовлетворить заявление прокурора города Дзержинска о признании недействующим постановления Администрации города Дзержинска от 27.12.2005 №2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления Администрации города Дзержинска от 14.12.2006 №2659 «О внесении изменений в постановления Администрации г.Дзержинска от 27.12.2005 №2526 и 2527» в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных и жилых домов и п.2 Приложения к постановлению Администрации г.Дзержинска от 27.12.2005г. № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению». Признать недействующим постановление Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» в редакции постановления Администрации г. Дзержинска от 14.12.2006 № 2659 в части установления единых усредненных нормативов потребления услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению без дифференциации их в зависимости от различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск: пункты 1, 2 Приложения к постановлению Администрации г. Дзержинска от 27.12.2005 № 2526 «Об оплате населением услуг по теплоснабжению» со дня вступления настоящего решения в законную силу. Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд. Председательствующий судья п/п Свешникова М.В. Копия верна. Судья - Секретарь -
оборудованные газовыми плитами и не оборудованные газовыми
водонагревателями (колонками);
оборудованные электрическими плитами и не оборудованные газовыми
водонагревателями (колонками);
оборудованные газовыми плитами и газовыми водонагревателями (колонками);
оборудованные газовыми водонагревателями (колонками), лифтом и
мусоропроводом;
оборудованные газовыми водонагревателями (колонками), лифтом и
мусоропроводом;
благоустройств, оборудованные газовыми плитами и газовыми водонагревателями
(колонками);
благоустройств, не оборудованные газовыми водонагревателями (колонками), оборудованные газовыми плитами;
благоустройств, не оборудованные газовыми водонагревателями (колонками), оборудованные электрическими плитами;
Аналогичная дифференциация платы за жилое помещение применялась администрацией города и в предыдущие годы в постановлениях:
июля 1996г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части
первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для
принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях,
предусмотренных законом, также нормативного акта государственного
органа или органа местного самоуправления недействительным являются
одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так
и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом
интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с
соответствующим требованием.
Федерации (далее - ЖК РФ) в редакции, действовавшей на момент принятия
оспариваемого постановления, установление нормативов потребления
коммунальных услуг (за исключением нормативов потребления услуг по
электро- и газоснабжению) в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации, относилось к компетенции органов местного
самоуправления.