Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 июля 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего Федерального судьи Фирсовой Е.М., при секретаре Воронцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г. Дзержинск Нижегородской области об обязании организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления, складированных на территории городского округа г. Дзержинск, УСТАНОВИЛ: Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился с указанным иском, мотивируя тем, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в мае 2011г. проведена проверка исполнения администрацией г. Дзержинска Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории. Проверкой установлено, что на протяжении длительного времени, и по настоящее время на территории городского округа г. Дзержинск имеется место несанкционированного складирования <данные изъяты>. Данная свалка образована на земельном участке между <адрес>, <адрес> и зданием складского комплекса ТД <данные изъяты> - несанкционированное складирование отходов, общим объем отходов не менее 30 куб.м. Состав - <данные изъяты>.Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области № от 17.05.2011г. и фотоматериалами.На указанные места складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст.37 ч.1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии, с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки, что является нарушением ст. 12 п.п. 1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ, в соответствии с которой создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных - федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Природоохранный прокурор просит обязать администрацию г. Дзержинска организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработки отходов производства и потребления, складированных на территории городского округа г. Дзержинск в следующем месте: между <адрес>, <адрес> и зданием складского комплекса ТД <данные изъяты>, общим объем отходов не менее 30 куб.м. с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении. В судебном заседании доводы истца поддержал прокурор Гучин С.В. Ответчик представитель Администрации города Дзержинска по доверенности Афанасьев Д.И. иск не признал, пояснили суду, что в соответствие с п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится только организация сбора, вывоза, утилизации и переработки <данные изъяты>. Аналогичная норма содержится в ст. 8 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки <данные изъяты>. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Пунктом 4 указанной статьи установлено, что в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Администрация г.Дзержинска подобного рода действий не предпринимала, следовательно, возложение на ответчика обязанности по распоряжению имуществом (отходами) противоречит действующему законодательству. Представитель Администрации г. Дзержинска также указал на то, что в материалах дела имеется акт натурного обследования экологической обстановки г.Дзержинска №, составленный Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, по тексту искового заявления истец ссылается на нарушение норм законодательства в сфере экологии. Вместе с тем, прокуратурой не предоставлены в материалы дела документы, свидетельствующие о видах отходов, находящихся в естественном карстовом провале, также не установлен факт отнесения данных отходов к опасным отходам с указанием класса опасности, наличие угрозы экологической обстановки. Согласно п. 5.18 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 идентификация отхода: Деятельность, связанная с определением принадлежности данного объекта к отходам того или иного вида, сопровождающаяся установлением данных о его опасных, ресурсных, технологических и других характеристиках. Идентификацию отходов проводят на основе анализа предъявленных экспертизе уполномоченным юридическим лицом или <данные изъяты> эксплуатационно-информационных документов, в том числе паспорта отходов. При необходимости идентификацию отходов проводят путем контрольных измерений, испытаний, тестов и т.п. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.Если же суд возложит на Администрацию г.Дзержинска указанную обязанность, то просит дать срок на исполнение решения до 01.11.2011 года. Третье лицо представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по доверенности Гришин С.В. иск прокурора поддержал, считает, что не опасных отходов не существует. Выслушав доводы представителей сторон, третье лицо, проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в мае 2011г. проведена проверка исполнения администрацией г. Дзержинска Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории. Проверкой установлено, что на протяжении длительного времени, и в настоящее время на территории городского округа г. Дзержинск имеется место несанкционированного складирования <данные изъяты>. А именно, свалка образована на земельном участке между <адрес>, <адрес> и зданием складского комплекса ТД <данные изъяты> - несанкционированное складирование отходов, общим объем отходов не менее 30 куб.м. Состав - <данные изъяты>. Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановке на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний. Факт несанкционированного складирования отходов подтверждаемся актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области № от 17.05.2011г. и фотоматериалами. На указанные места складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст.37 ч.1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии, с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки, что является нарушением ст. 12 п.п. 1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ, в соответствии с которой создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных - федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 2.5 временных «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления» утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 г. природопользователь обязан: - принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; - соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; - обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); - оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; - места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя; - предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. На основании выше изложенного можно сделать вывод, что складирование <данные изъяты> на рассматриваемой площадке недопустимо, так как этим нарушаются нормы действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Отвод земельного участка в установленном законном порядке не осуществлен, тогда как на основании ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ст. 10 Закона РФ «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории. Кроме того, в соответствии со ст. 35 гл. 10 Постановления Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 26.04.2006г. № 65 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа города Дзержинск» контроль за санитарным содержанием территорий, организацией уборки и обеспечением чистоты и порядка на территории городского округа г. Дзержинска осуществляет Администрация города. В п. 2 данной статьи перечислены основные объекты контроля Администрации, в том числе и наличие несанкционированных свалок. В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: - предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности; - обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другими негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Таким образом, складирование отходов на данном земельном участке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996г.№45-3 следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Статьей 4 вышеназванного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст. 6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности. Согласно ст. 16 п.п. 11,24 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки <данные изъяты>. Аналогична по содержанию и ст. 12 Устава городского округа г. Дзержинска Нижегородской области (т.е. именно на администрацию г. Дзержинска возложены обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки <данные изъяты> - в границах городского округа г. Дзержинска). Кроме того, ст. 8 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998., ст. 7 Закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7- ФЗ от 10.01.2002г., к вопросам местного значения городского округа также относится: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки <данные изъяты>. В целях решения вопросов местного значения органы городских округов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать, и исполнять бюджет городского округа и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-Ф3. Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровья населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создаст опасности причинения вреда в будущем. Доводы ответчика, о том, что возложение на Администрацию города Дзержинска обязанности по размещению указанных отходов на специально оборудованном сооружении не относится к вопросам местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» судом оценивается критически, т.к. данная обязанность является производной от организации сбора, вывоза, утилизации и переработке <данные изъяты>. При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым обязать администрацию г. Дзержинска организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления, складированных на территории городского округа г. Дзержинск в следующем месте: между <адрес>, <адрес> и зданием складского комплекса ТД <данные изъяты>, общим объем отходов не менее 30 куб.м. с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении. Суд, с учетом мнении я представителя истца, полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до 10 октября 2011 года. Руководствуясь ст. 12, 56, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию г. Дзержинска организовать мероприятия по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и потребления, складированных на территории городского округа г. Дзержинск в следующем месте: между <адрес>, <адрес> и зданием складского комплекса ТД <данные изъяты>, общим объем отходов не менее 30 куб.м. с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении, в срок до 10 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского облсуда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: п/п Фирсова Е.М. Копия верна: Судья: Секретарь: