Решение по иску Дормидонтова Ю.В. к Администрации г. Дзержинска об обязании предоставить изолированное жилое помещение (вступило в законную силу)



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Свешниковой М.В., при секретаре Пяшиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дормидонтова Ю.В. к Администрации г. Дзержинска об обязании предоставить изолированное жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Истец Дормидонтов ЮВ обратился в суд с указанным иском, мотивируют свои требования тем, что с мая 1995 г. по настоящее время Дормидонтов Ю.В. <данные изъяты>, с ноября 2003 г. в должности <данные изъяты>. Проживает в квартире по адресу: Адрес 1, общей площадью 62,1 кв.м., со своей женой Дормидонтовой Е.В., дочерьми ФИО1, и ФИО2 и тещей Козловой И.Л.. Решением <данные изъяты> в Дормидонтов Ю.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет на получение жилья. Истец полагает, что жилье ему должно быть предоставлено в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 г. ФЗ №1026-1 <данные изъяты>, согласно которой <данные изъяты> квартира предоставляется не позднее 6 месяцев с момента вступления в <данные изъяты>, т.е. в первоочередном порядке. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ: 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. № 189: «Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма». Согласно ст. 30 Закона РФ <данные изъяты> от 18.04.1991 г. № 1026-1 (с последующими изменениями): «<данные изъяты>, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими <данные изъяты>, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а <данные изъяты> - не позднее шести месяцев с момента вступления в <данные изъяты>». Истец не был обеспечен жильем в шестимесячный срок, установленный Законом РФ <данные изъяты>. Таким образом, нарушение прав истца на получение жилья в первоочередном порядке возникло еще до введения в действие ЖК РФ, продолжается после введения в действие ЖК РФ и до настоящего времени. В соответствии с п. 3, п.4 ст. 49 ЖК РФ: «Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации». Следовательно, федеральными законами РФ может быть предусмотрен иной порядок обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями. Согласно ст.ст. 30,35 Закона РФ <данные изъяты>, <данные изъяты>, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими <данные изъяты>, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а <данные изъяты> - не позднее шести месяцев с момента вступления в <данные изъяты>. Однако названный законодательный акт устанавливает лишь исполнителей по предоставлению жилых помещений, но не регулирует порядок финансирования возникших у исполнителей расходов по предоставлению жилья. Согласно ст. 132 Конституции РФ: 1.Органы      местного      самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. 2.Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления
материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий
подконтрольна государств. Как закреплено в ст. 133 Конституции РФ «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами». Возложение обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции по смыслу статей 132 и 133 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса РФ. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 08.07.2004 года , от 15.02.2005 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации <адрес> на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой ст. 30 Закона Российской Федерации <данные изъяты>, компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. В данном случае, оспариваемая норма, из которой вытекает обязанность органов местного самоуправления предоставлять <данные изъяты> жилую площадь в течение трех лет по установленным законодательством нормам, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления, а следовательно, - как противоречащая Конституции Российской Федерации. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению <данные изъяты> жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Именно такой порядок предусмотрен применительно к <данные изъяты> Законом Российской Федерации <данные изъяты> (пункт 3 статьи 19) и к <данные изъяты> и <данные изъяты> - Федеральным законом <данные изъяты> (пункт 4 статьи 44). Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом. Часть первая статьи 35 Закона Российской Федерации <данные изъяты> в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить <данные изъяты> жилую площадь, а <данные изъяты> - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного - самоуправления». Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, <данные изъяты>, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации <данные изъяты>, обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать <данные изъяты> жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции Российской Федерации. В свою очередь, в соответствии с положениями Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий. Исходя из того, что льготы по предоставлению жилой площади <данные изъяты> предусмотрены федеральным законодательством и руководствуясь определениями Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 года и от 15.02.2005 года , до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней, финансирование должно осуществляться за счет федерального бюджета. Таким образом, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, своевременно не исполненная органом местного самоуправления, подлежит исполнению в настоящее время именно Администрацией г. Дзержинска. В силу вышеизложенного, данная обязанность подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета. Согласно ст.50 ЖК РФ: 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору
социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер
площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей
площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. 2.Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления
в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании
уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам
социального найма, и других факторов. 3.Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. В соответствии со ст. 12 Закона Нижегородской области «О жилищной политике» «Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере: не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан; не менее 42 кв. метров - на семью из 2 человек; не менее 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек». На основании п. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи. Согласно ст. 15 ЖК РФ: «Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Соответственно, Дормидонтову Ю.В. полагается по норме на семью из 5 человек 90 кв.м. Таким образом, Дормидонтову Ю.В. подлежит предоставлению изолированное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 27,9 квадратных метров (90 кв.м. - 62,1 кв.м. = 27,9 кв.м.).

Дормидонтов ЮВ просит обязать Администрацию города Дзержинска предоставить за счет средств федерального бюджета на основании договора социального найма Дормидонтову Ю.В. на семью из 5 человек: Дормидонтовой ЕВ, ФИО1, ФИО2 и Козловой ИЛ изолированное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 27,9 квадратных метров.

В ходе судебного заседания Дормидонтов ЮВ дополнил свои требования и также просит признать за ним право на предоставление ему жилой площади, согласно ст. 30 Закона РФ <данные изъяты> от 18 04.1991 г. № 1026-1, на основании которого жилая площадь <данные изъяты> предоставляется не позднее шести месяцев с момента вступления в <данные изъяты>, с ноября 2003 г.

Дормидонтов ЮВ в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Дормидонтова ЮВ - Жихарев АВ по доверенности исковые требования поддерживает.

Третьи лица Козлова ИЛ, Дормидонтова ЕВ, <данные изъяты>, просят дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования поддерживают.

Представитель Управления МВД по г. Дзержинску Нижегородской области в судебное заседание не явилась.

Представитель Администрации г. Дзержинска исковые требования не признает.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела и оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ: 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Судом установлено, что Дормидонтов ЮВ <данные изъяты>, а именно: с 23.03.1995 г. по 17.11.2003 г. - <данные изъяты>; с 17.11.2003 г. по настоящее время <данные изъяты>.

В 1997 г. решением <данные изъяты> в Дормидонтов Ю.В. и члены его семьи Дормидонтова ЕВ и ФИО1 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет на получение жилья.

Судом установлено, что Дормидонтов ЮВ проживает в квартире по адресу: Адрес 1, общей площадью 62,1 кв.м.. В указанном жилом помещении также проживают жена Дормидонтова ЮВ - Дормидонтова ЕВ, его дочери ФИО1 и ФИО2 и его теща Козлова ИЛ.

Данная квартира приобретена Дормидонтовыми на основании договора купли-продажи жилого помещения от 06.03.2007 г. Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности собственниками указанного жилого помещения являются: Дормидонтова ЕВ - 1/4 доли, Дормидонтов ЮВ - 1/4 доли, ФИО1 - 1/2 доли.

По документам жилищно-бытовой комиссии в очереди на улучшении жилищных условий стоит семья Дормидонтовых из трех человек - Дормидонтов Ю.В., Дормидонтова Е.В., ФИО1, то есть в настоящее время сособственники Адрес 1.

Постановлением Городской Думы г. Дзержинска № 40 от 25.11.2006 г. в г. Дзержинске установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учетная норма) - 11,0 (Одиннадцать квадратных метров) общей площади на одного члена семьи.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, общая площадь квартиры Адрес 1 составляет 62,1 кв.м., что значительно больше учетной нормы на человека, если даже принять во внимание состав семьи Дормидонтовых не из 3 человек, как в Списке очередности, а из 5 человек (62,1 : 5 = 12,42 кв.м). При таких обстоятельствах, Дормидонтов Ю.В. и его семья не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, а потому исковые требования Дормидонтова Ю.В. о признании за ним право на предоставление ему жилой площади и обязании Администрации г.Дзержинска предоставить ему изолированное жилое помещение площадью не менее 27,9 кв.м. суд полагает удовлетворению не подлежащими ввиду их необоснованности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

          В иске Дормидонтова Ю.В. к Администрации г. Дзержинска о признании права на предоставление жилой площади и об обязании предоставить изолированное жилое помещение площадью не менее 27,9 кв.м. - отказать.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Нижегородский Областной суд через Дзержинский городской суд путем подачи кассационной жалобы с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

                      

Судья                                                         п/п                                        Свешникова М.В.

Копия верна. Судья -                                Секретарь -