Решение по заявлению Прокурора г. Дзержинска о признании недействующим нормативного правового акта в части (вступило в законную силу)



Дело РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года

Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Фирсовой Е.М., при секретаре Воронцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Дзержинска о признании недействующим нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Дзержинска обратился с указанным заявлением, мотивируя тем, что Постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 03.10.2007 № 249 утверждено Положение о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думой (далее - Положение о порядке осуществления контрольной деятельности). Постановление Городской Думы от 03.10.2007 № 249 было опубликовано в газете <данные изъяты> от 15.11.2007 . Постановлением Городской Думы от 29.12.2010 № 30 внесены изменения в Положение о порядке осуществления контрольной деятельности. Постановление Городской Думы от 29.12.2010 № 30 было опубликовано в газете <данные изъяты> от 21.01.2011 . Частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

В соответствии с частью 11 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Исходя из анализа данных норм, полномочия представительного органа муниципального образования, установленные муниципальными правовыми актами, не могут быть расширены по сравнению с полномочиями, определенными федеральными законами. Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Положения о порядке осуществления контрольной деятельности, Городская Дума осуществляет контроль за соответствием правовых актов органов местного самоуправления требованиям законности. В силу пункта 5 части 1 статьи 5 Положения о порядке осуществления контрольной деятельности Городская Дума осуществляет контроль в форме проверки соответствия законодательству правовых актов органов местного самоуправления. Частью 3 статьи 6 Положения о порядке осуществления контрольной деятельности определено, что по результатам проверки правовых актов органов местного самоуправления правовым управлением Городской Думы, Председатель Городской Думы, в случае установления несоответствия правового акта законодательству Российской Федерации, предлагает соответствующему органу местного самоуправления отменить или изменить принятый акт. В то же время, действующим федеральным законодательством не предусмотрено в качестве полномочия представительного органа муниципального образования осуществление контроля за законностью правовых актов органов местного самоуправления. Более того, согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, осуществляют органы прокуратуры. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 8 Положения о порядке осуществления контрольной деятельности, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны своевременно исполнять решения Городской Думы об устранении нарушений, выявленных в процессе проведения контрольных мероприятий, привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, в силу статьи 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания. Поскольку привлечение работников к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, установление в Положении о порядке осуществления контрольной деятельности обязанности органов местного самоуправления и их должностных лиц привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности противоречит трудовому законодательству. В соответствии с ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени

На основании изложенного просит признать недействующим Положение о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думой, утвержденное постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 03.10.2007 № 249, в следующих частях:

пункт 6 части 2 статьи 2 - в полном объеме;

пункт 5 части 1 статьи 5 - в полном объеме;

часть 3 статьи 6 - в части предложения соответствующему органу местного самоуправления отменить или изменить принятый акт именно по результатам проверки правовых актов органов местного самоуправления правовым управлением Городской Думы; часть 1 статьи 8 - в части обязанности органов местного самоуправления и их должностных лиц привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании прокурор Жаровская И.А. заявленные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица по доверенности Волкова Е.Н.заявление Прокурора г. Дзержинска о признании недействующим постановления Городской Думы г.Дзержинска от 03.10.2007г. №294 об утверждении Положения о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думы в части считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Просит в удовлетворении заявления прокурора г. Дзержинска отказать.

Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии с ч.3 статьи 77 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом положения части 5 статьи 36 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусматривают подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования. Системный анализ указанного федерального закона, определяющего местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, также свидетельствует о подконтрольности и подотчетности местной администрации представительному органу муниципального образования.

Указанный контроль представительных органов муниципальных образований, согласно позиции Комитета Государственной Думы Федерального Собрания по вопросам местного самоуправления, может осуществляться в форме предоставления указанными органами и должностными лицами представительному органу муниципального образования ежегодных отчетов о результатах своей деятельности (ч.5.1 ст. 36 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ), затребования необходимых документов и материалов по рассматриваемым вопросам в представительном органе муниципального образования, утверждения (неутверждения) представительным органом муниципального образования отчета об исполнении местного бюджета (п.3 ч.10 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ), а также в иных формах.

Согласно части 3 статьи 34 и части 1 статьи 44 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ порядок формирования, полномочий, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Изложенное свидетельствует о том, что организационные формы и объекты контроля, полномочия представительных органов муниципальных образований по контролю, определяющие содержание подконтрольности и подотчетности органов местного самоуправления, определяются уставом муниципального образования.

Устав городского округа город Дзержинск утвержден постановлением Городской Думы города Дзержинск от 26.12.2005 № 34 (с изменениями от 29.12.2010 № 26, от 23.06.2009 № 477, от 18.12.2008 № 406, от 28.02.2008 № 305) и на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (на основании ст. 1 указанного федерального закона регистрирующий орган проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации).

В соответствии с Уставом городского округа город Дзержинск Городская Дума осуществляет контроль за исполнение органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п.9 ч.1 ст.37), за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу городского округа и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам Городской Думы (п.3 ч.3 ст.37). Формы осуществления указанного контроля закреплены в п.п.2, 18 ч.2, п.9,11 ч.3, п.1 ч.4, п.4 ч.7, ч.11 ст.37, статье 42, п.11 ч.1 ст.53 Устава городского округа город Дзержинск и предусматривают, в том числе, заслушивание и представление отчетов Мэра города о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города, утверждение (неутверждение) отчета об исполнении городского бюджета, заслушивание Мэра города и руководителей структурных подразделений Администрации города, представление документов и материалов и т.д. В статье 42 Устава городского округа город Дзержинск определено, что порядок осуществления контрольной деятельности устанавливается Городской Думой, а объектом контроля являются выполнение городского бюджета, планов и программ экономического и социального развития городского округа, правовых актов Городской Думы, а также соответствие правовых актов органов местного самоуправления требованиям законности.

Реализуя закрепленное законодательством право осуществления контрольной деятельности, Городской Думой принято Положение о порядке осуществления контрольной деятельности, утвержденное постановлением от 03.10.2007 № 294. В соответствие с указанным Положением Городская Дума осуществляет контроль за соответствием правовых актов органов местного самоуправления требованиям законности в форме проверки соответствия законодательству правовых актов органов местного самоуправления.

Изложенное свидетельствует о том, что проверка Городской Думой соответствия законодательству правовых актов органов местного самоуправления представляет собой контрольную функцию, в рамках которой реализуются полномочия по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренные п.9 ч.10 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Сущностью данной функции является контроль за соблюдением интересов местного населения органами местного самоуправления при выполнении возложенных на них полномочий.

Вследствие изложенного, оспариваемым Положением о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думой полномочия Городской Думы не расширены по сравнению с полномочиями, определенными федеральными законами. В связи с чем, довод прокурора г.Дзержинска об отсутствии у Городской Думы полномочий на осуществление контроля за законностью правовых актов органов местного самоуправления несостоятелен.

Суд соглашается с позицией прокурора относительно противоречия ч.1 ст. 8 Положения о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думой трудовому законодательству РФ. Т.к. Порядок и основания привлечения работников к дисциплинарной ответственности установлены ТК РФ. В силу ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При указанных обстоятельствах суд находит заявления Прокурора г. Дзержинска подлежащим удовлетворению частично.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.252-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора г. Дзержинска удовлетворить частично.

Признать недействующим Положение о порядке осуществления контрольной деятельности Городской Думы, утвержденное постановлением Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 03.10.2007г. №249 в части 1 ст. 8 - в части обязанности органов местного самоуправления и их должностных лиц привлекать виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

В остальной части заявление прокурора г.Дзержинска оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательном виде.

Федеральный судья:                  п/п                    Фирсова Е.М.

Копия верна:

Судья:

Секретарь: