Решение по иску Чугунова М.М. к УПФ РФ по г.Дзержинску о включении в стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии (вступило в законную силу)



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2011 года

Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Фирсовой Е.М., при секретаре Воронцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чугунова М.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области о включении в <данные изъяты> стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Чугунов М.М. обратился с указанным иском, мотивируя тем, что 9 июня 2011 г. он обратился в УПФРФ по г. Дзержинску Нижегородской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью, но 05 июля 2011 г. получил уведомление об отказе в назначении пенсии. Ответчик посчитал невозможным включить в специальный трудовой стаж 2 периода: с 28.11.1977 по 11.11.1979 г. - <данные изъяты> с 14.01.1986 по 26.08.1986 г. - работу <данные изъяты>, на основании чего заключил, что специальный <данные изъяты> трудовой стаж составляет 23 года 1 месяц вместо требуемых 25 лет. Отказ УПФРФ в досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему <данные изъяты> деятельность в <данные изъяты>, считает незаконным, так как доводы отказа основаны на неправильном толковании норм материального права.Просит, включить спорные периоды: с 28.11.1977 по 11.11.1979 г. (1 год 11 мес. 13 дн.) - <данные изъяты>; с 14.01.1986 по 26.08.1986 г. (7 мес. 13 дн.) - работу <данные изъяты>, - в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с <данные изъяты> деятельностью, обязать Управление пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской      области      назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с 9 июня 2011 года, взыскать с ответчика в его пользу возврат госпошлины

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области Михайлычева Е.Н. исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии со ст. 27 п. 1 пп.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в <данные изъяты>. Норма пп.19 п.1 ст.27 не является самостоятельной, а действует в системной связи с п.2 ст.27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству РФ утверждать списки и правила. В Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов <данные изъяты> и работы <данные изъяты>. В части, не урегулированной Правилами № 781 от 29.10.2002г. применяются «Правила исчисления периодов работы...», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516. Данными Правилами также не предусмотрено включение в специальный стаж указанных выше периодов. Ранее действовавшим нормативным правовым актом, регулировавшим сферу пенсионных правоотношений <данные изъяты> работников, - Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 периоды <данные изъяты>, периоды <данные изъяты> могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты1,2 и 4). Лица, обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397. Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, применительно к последующим правовым актам (Правилам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения <данные изъяты> работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления с 01.10.1993г. (Постановление Правительства РФ от 22.09.1993г.№ 953). Данная позиция по существу согласуется с конституционно-правовым смыслом, выявленным в определениях Конституционного Суда РФ (Определение от 20.11.2008г. № 869-O-O, Определение от 25.12.2008г. № 1056-O-O), согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям» (постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001г. № 8-П). Согласно конституционно-правового смысла, вытекающего из постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001г. № 8-П, возможно сохранение права на включение в стаж соответствующей деятельности времени работы в определенных должностях и определенных условиях, когда законодательством предусматривался их зачет в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Кроме того, согласно приложения № 6 п.З пп. «в» « О порядке зачета в <данные изъяты> стаж времени работы <данные изъяты>, а также времени работы в <данные изъяты> к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985г. № 94 лицам, не имевшим <данные изъяты> образования, время <данные изъяты> при указанных в настоящем пункте условиях засчитывается в стаж <данные изъяты> работы, если непосредственно предшествовавшая этим периодам <данные изъяты> деятельность по основному месту работы в <данные изъяты> продолжалась не менее 9 месяцев. Согласно записей в трудовой книжке периоду <данные изъяты> предшествовала работа в <данные изъяты> с 01.12.1977г. Затем, Чугунов М.М. продолжил свою трудовую деятельность после окончания <данные изъяты> продолжил свою работу в <данные изъяты> Следовательно, период <данные изъяты> не может быть учтен при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с <данные изъяты> деятельностью.

Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что 09.06.2011 г. Чугунов М.М. обратился в УПФРФ по г. Дзержинску Нижегородской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью. Вдосрочном назначении трудовой пенсии ему было отказано. При требуемом <данные изъяты> стаже работы 25 лет было подтверждено 23 года, 1 месяц. Из его специального стажа исключены периоды: с 28.11.1977 года по 11.11.1979г. - <данные изъяты> и с 14.01.1986 по 26.08.1986 г. - работа <данные изъяты>

Истец просит включить указанный период работы в его <данные изъяты> стаж и назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения, что суд находит возможным.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 28 которого трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в <данные изъяты>, независимо от их возраста. Впоследствии данный пункт утратил свое действие. Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ вышеуказанные положения были изложены в п. 19 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В обозначенные выше периоды право граждан на пенсионное обеспечение регулировалось следующими нормативно-правовыми актами:

Законом СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях»; Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет <данные изъяты>, утв. Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397.

Согласно п. 1 названного Положения, <данные изъяты> в стаж работы по специальности засчитываются:

а) <данные изъяты>;

г) <данные изъяты>.

В силу п. 4 Положения, время данной работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии, приходится на <данные изъяты> работу.

Из дела видно, что с 28.11.1977 года по 11.11.1979г. истец проходил <данные изъяты>, а с 14.01.1986 по 26.08.1986 г. работал <данные изъяты>

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам <данные изъяты>, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, которое действовало до принятия Постановления РСФСР от 06.09.1991 года N 463, <данные изъяты> в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: <данные изъяты> и пребывание в <данные изъяты>, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала <данные изъяты> деятельность.

Ответчик, ссылаясь на указанное положение, считает, что <данные изъяты> могла бы быть зачтена в специальный стаж истцу, если бы ей непосредственно предшествовала и непосредственно за ней следовала <данные изъяты> деятельность. Суд считает, что в данном случае имеет место неправильное толкование закона, поскольку данное условие относится только ко времени <данные изъяты>, если ему, то есть обучению, непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала <данные изъяты> деятельность.

Если бы законодатель имел в виду все перечисленные периоды, то указал бы «если им» непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала <данные изъяты> деятельность.

При таких обстоятельствах <данные изъяты> истца в <данные изъяты> подлежит включению в <данные изъяты> стаж, независимо от того, что проходил он <данные изъяты> до начала своей <данные изъяты> деятельности, а именно с 28.11.1977 г. по 11.11.1979г.

Период <данные изъяты> относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий <данные изъяты> работникам. Таким образом, вышеназванный период <данные изъяты> истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Также подлежит включению в <данные изъяты> стаж период работы истца <данные изъяты> с 14.01.1986г. по 26.08.1986г., поскольку действовавшим на тот период законодательством предусматривалось включение в специальный стаж периодов работы <данные изъяты>. Данному периоду работы предшествовала и после нее следовала <данные изъяты> работа истца.

Кроме того, соблюдается условие, при котором 2/3 <данные изъяты> деятельности истца     приходится на период до 1 января 2002 г., т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий <данные изъяты> работникам.

На основании изложенного, суд считает возможным обязать Управление пенсионного фонда по г. Дзержинску включить в специальный <данные изъяты> стаж Чугунова М.М. период <данные изъяты> с 28.11.1977 г. по 11.11.1979г., период <данные изъяты> с 14.01.1986г. по 26.08.1986г. и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 09.06.2011 года.

Руководствуясь, ст.ст.12, 56, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чугунова М.М. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области включить в специальный стаж Чугунова М.М. период <данные изъяты> с 28.11.1977 г. по 11.11.1979г., период работы <данные изъяты> с 14.01.1986г. по 26.08.1986г. и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 09.06.2011 года.

Взыскать с Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области в пользу Чугунова М.М. возврат государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского облсуда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:           п/п               Фирсова Е.М.

Копия верна:

Судья:

Секретарь: