Решение по заявлению Прокурора г.Дзержинска о признании нормативного правового акта недействующим в части (не вступило в законную силу)



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Силониной Н.Е., при секретаре Титеевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г.Дзержинска Нижегородской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,

У с т а н о в и л:

Прокурор г.Дзержинска обратился в суд с заявлением о признании недействующей часть 3 статьи 16 Положения о статусе депутата Городской Думы, утвержденного постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 05.05.2009 № 452, указывая на то, что в соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Статьей 8 Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» и пунктом 4 части 18 статьи 46 Устава городского округа город Дзержинск, утвержденного постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 26.12.2005 № 34, депутату Городской Думы установлена гарантия реализации права на обращение.Согласно статье 8 Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местногосамоуправления в Нижегородской области», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий, вправе направить письменное обращение в органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, а также организации и объединения, расположенные на территории Нижегородской области.

Руководители и иные должностные лица органов, организаций и объединений, указанных в части 1 данной статьи, обязаны дать ответ на обращение, предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В случае необходимости проведения в связи с обращением дополнительной проверки или истребования каких-либо дополнительных материалов соответствующие должностные лица обязаны сообщить об этом депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в пятидневный срок со дня регистрации письменного обращения. В данном случае срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней. При этом представление сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления имеют право принимать непосредственное участие в рассмотрении органами местного самоуправления, организациями и объединениями, расположенными на территории соответствующего муниципального образования, поставленных ими в обращении вопросов. В данном случае о дне рассмотрения депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны быть извещены не позднее чем за три дня до рассмотрения.

То есть, поскольку пределы гарантий осуществления полномочий депутата представительного органа местного самоуправления определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, установление нормативными правовыми актами органов местного самоуправления иных сроков рассмотрения обращения депутата, отличных от сроков, определенных статьей 8 Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-3, противоречит требованиям законодательства.

Согласно части 3 статьи 16 Положения о статусе депутата Городской Думы, должностные лица Администрации города, руководители муниципальных предприятий и учреждений обязаны дать ответ на обращение, предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 15 дней со дня регистрации письменного обращения.Установление Городской Думой сокращенных сроков рассмотрения обращений депутатов Городской Думы для должностных лиц Администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений противоречит указанным нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области».

В судебном заседании помощник прокурора г.Дзержинска Архипова И.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Городской Думы г.Дзержинска Волкова Е.Н. (по доверенности) заявленные требования не признала, пояснив, что в соответствии с частью 5.1 статьи 40 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Законом НО от 03.10.2008 № 133-З определен перечень гарантий осуществления полномочий депутата, в числе которых предусмотрена реализация права депутата на обращение.Реализуя предоставленные законодательством полномочия, Городской Думой в части 18 статьи 46 Устава городского округа город Дзержинск, утвержденного постановлением Городской Думы города Дзержинск от 26.12.2005 № 34 (с изменениями от 29.12.2010 № 26, от 23.06.2009 № 477, от 18.12.2008 № 406, от 28.02.2008 № 305) установлены гарантии осуществления полномочий депутата, к числу которых пунктом 4 отнесена гарантия - реализация права на обращение.Содержание указанной гарантии раскрыто в статьей 8 Закона НО от 03.10.2008 № 133-З и предусматривает право депутата по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий, направлять письменные обращения в органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, а также организации и объединения, расположенные на территории Нижегородской области, и корреспондирующую этому праву обязанность указанных органов и организаций дать ответ на обращение, предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.Приведенная норма Закона Нижегородской области нашла свое буквальное отражение в частях 1 и 2 статьи 16 Положения о статусе депутата.Вместе с этим, частью 3 статьи 16 Положения о статусе депутата, оспариваемой прокурором, для должностных лиц Администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений предусмотрены иные (сокращенные) сроки для направления ответа на обращение депутата (в течение 15 дней со дня регистрации письменного обращения).При принятии оспариваемых прокурором положений, Городская Дума руководствовалась Конституцией РФ, ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Законом НО от 03.10.2008 № 133-3 и установила гарантию осуществления полномочий депутата в виде реализации права на обращение во взаимосвязи с реализуемыми Городской Думой полномочиями.В соответствии со статьей 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно части 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формирую, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Указанные положения Конституции в полной мере нашли отражение в ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ.Согласно пункту 9 части 10 статьи 35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. К вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16, пункт 9 части 10 статьи 35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Следовательно, представительный орган городского округа вправе осуществлять контроль за исполнением местной администрацией полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.Кроме изложенного, положения части 5 статьи 36 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусматривают подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования. Системный анализ указанного федерального закона, определяющего местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, также свидетельствует о подконтрольности и подотчетности местной администрации представительному органу муниципального образования.В соответствии с ч.3 статьи 77 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.Пункт 9 части 10 статьи 35 и часть 3 статьи 77 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ нашли свое отражение в пункте 9 части 1, пункте 3 части 3 статьи 37 Устава городского округа город Дзержинск, определяющих контрольные полномочия Городской Думы. Подотчетность и подконтрольность Мэра города и возглавляемой им Администрации города Городской Думе (ч.1О ст.35, ч.5 ст.36 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ), осуществление Городской Думой контрольных полномочий, установленных федеральным законодательством и Уставом городского округа город Дзержинск (п.9 ч.1О ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 9 ч. 1, п. 3 ч. 3 статьи 37 Устава), а также исключительные полномочия Городской Думы по установлению порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, в состав которой входят муниципальные предприятии и учреждения (п.5 ч.10 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) являются правовым обоснованием для закрепленияв части 3 статьи 16 Положения о статусе депутата обязанности должностных лиц Администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений направлять ответ на обращение депутата Городской Думы в течение 15 дней со дня регистрации письменного обращения.

Выслушав объяснения заявителя и заинтересованного лица, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявление Прокурора г.Дзержинска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 3 Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Нижегородской области.

Согласно ч.1 ст.5 Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-З депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления обладают правом самостоятельного осуществления своей деятельности в пределах полномочий, установленных уставом муниципального образования.

Из ч.5 ст.46 Устава городского округа город Дзержинск, принятого постановлением городской Думы г.Дзержинска от 26.12.2005 N 34 следует, что права, обязанности и ответственность депутата определяются федеральными законами. Гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются Уставом городского округа в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области.

Статьей 8 Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» и пунктом 4 части 18 статьи 46 Устава городского округа город Дзержинск депутату Городской Думы установлена гарантия реализации права на обращение.

Частью 12 ст.46 Устава городского округа город Дзержинск определено, что органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, общественные объединения, выборные или иные должностные лица, к которым обратился депутат по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы и сведения (за исключением конфиденциальных) в установленные законом сроки.

Согласно статье 8 Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местногосамоуправления в Нижегородской области», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий, вправе направить письменное обращение в органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления, а также организации и объединения, расположенные на территории Нижегородской области.

Руководители и иные должностные лица органов, организаций и объединений, указанных в части 1 данной статьи, обязаны дать ответ на обращение, предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В случае необходимости проведения в связи с обращением дополнительной проверки или истребования каких-либо дополнительных материалов соответствующие должностные лица обязаны сообщить об этом депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в пятидневный срок со дня регистрации письменного обращения. В данном случае срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней. При этом представление сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления имеют право принимать непосредственное участие в рассмотрении органами местного самоуправления, организациями и объединениями, расположенными на территории соответствующего муниципального образования, поставленных ими в обращении вопросов. В данном случае о дне рассмотрения депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны быть извещены не позднее чем за три дня до рассмотрения.

Судом установлено, что постановлением Городской Думы г.Дзержинска от 05.05.2009 № 452 утверждено Положение о статусе депутата Городской Думы.

Постановление Городской Думы г.Дзержинска от 05.05.2009 № 452 опубликовано в газете «Дзержинская панорама» от 10.06.2009 № 23, от 18.06.2009 № 24.

Решением Городской Думы г.Дзержинска от 31.03.2011 № 76 внесены изменения в Положение о статусе депутата Городской Думы. Решение Городской Думы от 31,03.2011 № 76 опубликовано в газете «Дзержинские ведомости» от 15.04.2011 № 14.

Согласно части 3 статьи 16 Положения о статусе депутата Городской Думы, должностные лица Администрации города, руководители муниципальных предприятий и учреждений обязаны дать ответ на обращение, предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 15 дней со дня регистрации письменного обращения.

Таким образом, установление Городской Думой сокращенных сроков рассмотрения обращений депутатов Городской Думы для должностных лиц Администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений противоречит указанным нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области».

Доводы представителя Городской Думы г.Дзержинска о том, что установление сокращенных сроков для дачи ответа на обращение депутата должностными лицами Администрации города, руководителями муниципальных предприятий и учреждений связано с реализацией полномочий представительного органа муниципального образования - Городской Думой г.Дзержинска по осуществлению контроля за исполнением органом местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского округа, судом не принимаются.

Согласно статье 9 Закона Нижегородской области от 03.10.2008 № 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местногосамоуправления в Нижегородской области» депутатским запросом считается письменное обращение депутата (группы депутатов) по вопросам, связанным с реализацией полномочий представительного органа местного самоуправления, полномочий депутатов, а также по иным вопросам, имеющим общественное значение (ч.1).

Депутат имеет право обратиться с депутатским запросом в письменной форме к лицам, замещающим государственные должности Нижегородской области, должностным лицам органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, организаций и объединений (ч.2).

Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, обязано предоставить на него ответ в устной (на заседании представительного органа муниципального образования) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный федеральным законодательством или представительным органом муниципального образования срок (ч.4).

Таким образом, ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ не предоставляет право представительному органу муниципального образования устанавливать иные, чем определены законом, сроки для дачи ответа на обращение депутатапо вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий, и предоставляет такое право представительному органу муниципального образования в рамках реализации права депутата на депутатский запрос по вопросам, связанным как с реализацией полномочий представительного органа местного самоуправления, так и полномочий депутата.

Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Суд находит заявление прокурора г.Дзержинска о признании части 3 ст.16 Положения о статусе депутата Городской Думы, утвержденного постановлением Городской Думы г.Дзержинска от 05.05.2009 № 452, недействующей обоснованным и подлежащим удовлетворению с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора г.Дзержинска Нижегородской области о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.

Признать часть 3 статьи 16 Положения о статусе депутата Городской Думы, утвержденного постановлением Городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 05.05.2009 № 452, недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Федеральный судья п/п                                              Н.Е. Силонина

Копия верна.

Федеральный судья                                                    Н.Е. Силонина

Секретарь                                                                    Н.Н. Титеева