Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 августа 2011г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего федерального судьи Казаковой М.М. при секретаре Мякининой Е.В. с участием представителя истца по доверенности Верхолетовой Е.С., ответчика Панкратовой Г.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Панкратовой Г.А. о защите прав потребителей У С Т А Н О В И Л : Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» (далее - НООО «КПЗПП») обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 13.07.2011г. по адресу: <адрес> была проведена проверка деятельности <данные изъяты> Панкратовой Г.А., в результате которой выявлены следующие нарушения: информация об организации, лице, осуществляющем продажу в доступной и наглядной форме, в удобном для ознакомления месте, отсутствует; отсутствуют Закон «О защите прав потребителей» и «Правила продажи отдельных видов товаров»; ценники на реализуемый товар оформлены не полностью и не единообразно; на ценниках не указана дата оформления и подпись материально ответственного лица. Данные обстоятельства подтверждены актом проверки №. Выявленные в результате проверки недостатки являются нарушением ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст.19 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. НООО «КПЗПП» просит суд признать действия <данные изъяты> Панкратовой Г.А. противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, прекратить действия <данные изъяты> Панкратовой Г.А. путем возложения обязанности устранить допущенные нарушения, а именно: обеспечить наличие в доступном для ознакомления месте информации об организации, Закон «О защите прав потребителей», «Правил продажи отдельных видов товаров», указать на ценниках дату их оформления и подпись материально ответственного лица. В судебном заседании представитель НООО «КПЗПП» по доверенности Верхолетова Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме, указала, что в настоящее время все нарушения ответчиком устранены, однако, от заявленных требований истец не отказывается, она просит требования удовлетворить и решение суда считать исполненным. Ответчик <данные изъяты> Панкратова Г.А. в судебном заседании заявленные требования признала частично, указала, что на момент проверки 13.07.2011г. основного продавца в отделе не было, поскольку продавца увезли на скорой помощи по состоянию здоровья, она попросила ФИО1 в этот день подработать в отделе, «Закон о защите прав потребителей» и «Правила продажи отдельных видов товаров» находились в столе у продавца, но поскольку ФИО1 не основной работник, найти указанные документы она не смогла. Кроме того, указала, что ценники единообразно оформить затруднительно, в связи с тем, что товары по размерам разные, есть и мелкие, и крупные товары, на некоторые товары ценники установить трудно. Пояснила, что на следующий же день все перечисленные в акте № от 13.07.2011г. нарушения были устранены, но с проверкой больше никто не приходил. Выслушав лиц, участвующих в деле, установив юридически значимые обстоятельства по делу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему. Согласно ст.3 Закона «О защите прав потребителей» Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»: 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - <данные изъяты> - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. 2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. 3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). В силу п.1 ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. (ред. от 27.01.2009) № 55 утверждены «Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Согласно п.8 данных Правил, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей (п. 9 Правил). Согласно п.10 Правил продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - <данные изъяты> должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца. В силу п. 11 Правил, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; Согласно п.16 Правил, потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы). В соответствии с п.19 Правил, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг. Согласно ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей": 1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. 2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Согласно ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей": Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. Судом установлено, что <данные изъяты> Панкратова Г.А. осуществляет <данные изъяты> 13.07.2011г. НООО «КПЗПП» проводилась проверка деятельности <данные изъяты> Панкратовой Г.А., в результате которой были установлены следующие нарушения: - информация об организации, лице, осуществляющем продажу в доступной и наглядной форме, в удобном для ознакомления месте, отсутствует; - отсутствует Закон «О защите прав потребителей»; - отсутствуют «Правила продажи отдельных видов товаров»; - ценники на реализуемый товар оформлены не полностью и не единообразно; - на ценниках не указана дата оформления и подпись материально ответственного лица, о чем представителем НОО «КПЗПП» ФИО2 был составлен акт №, указанный акт был подписан продавцом - ФИО1 (л.д. 6), каких-либо возражений. Судом установлено, что в настоящее время допущенные нарушения ответчиком устранены, о чем в материалах дела имеется заключение о соблюдении продавцом прав потребителей № от 16.08.2011г., <данные изъяты> Панкратова Г.А. исковые требования частично признает. Учитывая наличие нарушений законодательства со стороны ответчика на момент предъявления иска, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Поскольку допущенные нарушения устранены ответчиком, решение суда следует считать исполненным. Основываясь на изложенном, руководствуясь ст.12, 57 ГПК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей», поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Панкратовой Г.А. удовлетворить. Обязать <данные изъяты> Панкратову Г.А. обеспечить наличие в торговой точке по адресу <адрес> в доступном для ознакомления месте информации об <данные изъяты>, Закона «О защите прав потребителей», Правил продажи отдельных видов товаров»; указать на всех ценниках дату их оформления и подпись материально ответственного лица. Решение суда считать исполненным. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд. Федеральный судья п/п М.М. Казакова Копия верна: Федеральный судья Секретарь