№ РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 22 августа 2011 г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего: федерального судьи Бочаровой Е.П., при секретаре Трусовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУЗ НО «ДПНД», Министерству здравоохранения Нижегородской области об обязании устранить выявленные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, У С Т А Н О В И Л: Прокуратура г.Дзержинска обратилась в суд с иском, мотивируя тем что во исполнение задания прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения. Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, установлены СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58. В ходе проведенной проверки прокуратурой города установлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ГУЗ НО «ДПНД», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержащей санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании п. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложена обязанность по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Согласно Уставу ГУЗ НО «ДПНД», его учредителем является Министерство здравоохранения Нижегородской области. В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Неисполнение требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения препятствует созданию безопасных условий для граждан в Государственном учреждении здравоохранения Нижегородской области «Дзержинский Психоневрологический диспансер»; существенно нарушает гарантированное ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; приводит к ненадлежащему обеспечению прав и законных интересов граждан. Кроме того, нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создают угрозу жизни и здоровью граждан, обращающихся за медицинской помощью, обслуживающего персонала, а также иных лиц, круг которых не определен, так как постоянно изменяется. В связи с чем просит обязать ГУЗ НО «ДПНД» устранить выявленные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: - организовать приемно-карантинное отделение для нахождения в нем пациента до получения результатов исследований; - обеспечить минимальную площадь помещений на одну койку: в палатах психиатрических общего типа - 6 кв.м.; в палатах психиатрических надзорных - 7 кв.м.; - обеспечить количество больничных коек в палатах не более 4-х; - провести косметический ремонт в помещениях диспансера (в коридоре мужского отделения линолеумное покрытие изношено, рваное, в коридоре женского отделения покраска отслоилась, в лаборатории масляная краска на потолке и стенах отслоилась, в ЦСО плиточное покрытие стен местами нарушено), дефекты отделки устранить; - в комнате набора лекарств в женском отделении поверхность стен, полов и потолков выполнить гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке и дезинфицирующими средствами; - в производственных помещениях мясного, овощного, горячего цехов, складских помещений пищеблока больницы покрытие окон, стен, пола и потолков, выполнить гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. Обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области выделить бюджетные средства в размере, необходимом для устранения выявленных нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий. Представитель истца помощник прокурора г.Дзержинска Архипова И.В. исковые требования поддержала,просит установить срок для устранения нарушений до февраля 2012г. Представитель ответчика ГУЗ НО ПНД <данные изъяты> Мартюшева М.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что для устранения выявленных нарушений необходимо проведение строительных и ремонтных работ капительного характера,при чем по первому нарушению необходимо строительство отдельного здания, основной проблемой является финансирование. По пятому требованию - нарушения устранены. Просит установить срок для устранения до декабря 2012г. в связи с запланированным капитальным ремонтом отделений в 2012г. в рамках <данные изъяты> Представитель ответчика Министерства здравоохранения Нижегородской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, где сообщает следующее: В соответствии со статьей 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований. Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, о которых идет речь в заявлении прокурора, предусмотрена ст.6.3 и 6.4 КоАП РФ. Статьей 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор. Более того, статьей 28.4 КоАП РФ предусматривает возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также возбуждение дел о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Как следует из текста искового заявления, прокурор указывает на неустранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, просит соответствующие органы и учреждения устранить выявленные проведенной проверкой нарушения. В связи с вышеизложенным, Министерство здравоохранения Нижегородской области считает, что данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со статьей 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса. Предъявляя требование об обязании министерства здравоохранения Нижегородской области выделить денежные средства, истец имел своей целью восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц. Однако в нарушение части 5 статьи 131, статьи 56 ГПК Российской Федерации истцом не представлено доказательств нарушения чьих-либо прав министерства здравоохранения Нижегородской области и, следовательно, наличия именно у министерства здравоохранения Нижегородской области обязанности совершить требуемые действия. Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Участие собственника имущества ограничивается субсидиарной ответственностью в рамках денежных обязательств, в случае их недостаточности. Кроме того, пунктом 1 статьи 399 ГК РФ определено, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Согласно Устава ГУЗ НО «Дзержинский психоневрологический диспансер» собственником имущества учреждения является Нижегородская область. Однако от имени субъекта Российской Федерации права собственника, в том числе и представительство интересов в суде, осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статьи 125, 214 ГК РФ). Здание ГУЗ НО «Дзержинский психоневрологический диспансер» находится в оперативном управлении и является собственностью Нижегородской области. В соответствии с Положением о министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 20.02.2006 № Министерство является <данные изъяты> В соответствии с Положением о министерстве финансов Нижегородской области (далее - Министерство финансов), утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 № к основным функциям министерства финансов относится <данные изъяты> (пункт 2.2). Таким образом, министерство финансов является главным распорядителем бюджетных средств по области. Правительство Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области и министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области являются надлежащими ответчиками по данному делу. В частности, пунктом 3 статьи 158 БК РФ предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, от имени субъекта Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (статья 6 БК РФ). Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и утверждается в форме законов субъекта (статьи 11, 14 Бюджетного кодекса РФ). Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который в частности означает право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета. В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. Согласно статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Статьи 152-162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют состав участников бюджетного процесса и их полномочия. Согласно данным нормам к полномочиям прокурора не относится осуществление какого-либо надзора в сфере распределения денежных средств, а также каких-либо полномочий в сфере формирования расходов бюджета, включая определения лимитов бюджетных обязательств бюджетных учреждений. Всоответствии со статьей 55 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, данная статья не является основанием для возникновения гражданской обязанности (ответственности). Таким образом, у министерства здравоохранения Нижегородской области не возникло обязанности, нарушение которой могло бы повлечь наступление гражданско-правовой ответственности в виде обязательства профинансировать мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил. Доказательств обратного заявителем не представлено. Так же необходимо отметить, что прокурор, основываясь на статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит установить срок для исполнения решения. Согласно части 2 указанной статьи, если требуемые действия могут быть совершенны только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Однако, статья 206 ГПК РФ имеет ограничение по своему применению. Исходя из ее содержания она не применяется при исполнении решения суда, связанного с передачей имущества и денежных сумм. В отношении министерства здравоохранения Нижегородской области заявлено следующее требование «обязать профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил». Согласно Толково-словообразовательному словарю (автор ФИО1) «финансировать» означает выделять денежные средства, финансы на что-либо. Исходя из вышеизложенного, применение статьи 206 ГПК РФ в отношении требования, заявленного к Министерству здравоохранения Нижегородской области не соответствует действующему законодательству и избранному способу защиты. Часть мероприятий, указанных в исковом заявлении прокурора города Дзержинска учреждением устранены (3, 4, 5 пункты искового заявления), пункт 2 искового заявления возможно исправить путем оформления лечебных отпусков пациентам, в соответствии с приказом Минздрава СССР от 02.02.1984 года №, пункты 1,6 возможно устранить при выделении Правительством Нижегородской области денежных средств министерству здравоохранения Нижегородской области. Аналогичная позиция отражена в Определении судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28.12.2010 №. Таким образом, в нарушение статьи 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств наличия именно у исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - министерства здравоохранения Нижегородской области обязанности по финансированию мероприятий направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия ГУЗ НО «Дзержинский психоневрологический диспансер». В связи с чем просит производство по делу по иску Прокурора города Дзержинска в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к ГУЗ НО «Дзержинский психоневрологический диспансер», к министерству здравоохранения Нижегородской области прекратить; отказать Прокурору города Дзержинска в удовлетворении заявленных требований. Просит дело рассмотреть в их отсутствие, что суд считает возможным. Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явился, представил отзыв, где указал следующее: Проверкой, проведенной прокуратурой города, совместно со специалистами <данные изъяты> в отношении ГУЗ НО «ДПНД» были выявлены нарушения обязательных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: 1. Не организовано приемно-карантинное отделение для нахождения пациента до получения результатов лабораторных исследований на дифтерию и группу кишечных инфекций, в связи с чем больные поступают сразу в соответствующее отделение (мужское или женское) (нарушение п. 10.1.2 главы 1, приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические 4. Требуется проведение выборочных косметических ремонтов в помещениях диспансера (в коридоре мужского отделения линолеумное покрытие изношено, рванное, в коридоре женского отделения покраска отслоилась, в лаборатории масляная краска на потолке и стенах отслоилась, в ЦСО плиточное покрытие стен местами нарушено), дефекты отделки не устранены (нарушение п. 4.2 п. 11.14 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»). Поскольку данные требования установлены федеральным законодательством и направлены на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью населения считаем подобного рода нарушения недопустимыми. На основании изложенного и руководствуясь ст. 43 ГПК РФ <данные изъяты>, просит: Удовлетворить исковые требования Прокуратуры г.Дзержинска в полном объеме; просит установить ответчикам разумный срок для устранения выявленных нарушений. Просит дело рассмотреть в их отсутствие, что суд считает возможным. Представитель соответчика Правительства Нижегородской области, привлеченный на основании определения суда от 2.08.11 г. в судебное заседание не явился, представил возражения, где указал следующее: В исковом заявлении прокурор просит обязать ГУЗ НО "Дзержинский психоневрологический диспансер" совершить определенные действия за счет дополнительного бюджетного финансирования, то есть удовлетворение требований прокурора повлечет за собой внесение изменений в областной бюджет на соответствующий год, что противоречит действующему бюджетному законодательству по следующим основаниям. Учредителем ГУЗ НО "Дзержинский психоневрологический диспансер" является министерство здравоохранения Нижегородской области, которое выступает в отношении данного учреждения, главным распорядителем бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и утверждается в форме законов субъекта (статьи 11, 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Все расходные обязательства субъекта Российской Федерации -Нижегородской области отражаются в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии с Законом Нижегородской области от 12.09.2007 № 126-3 "О бюджетном процессе в Нижегородской области" составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год - прерогатива Правительства Нижегородской области. Непосредственное составление проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год осуществляет министерство финансов Нижегородской области. Губернатор Нижегородской области вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Законодательное Собрание Нижегородской области рассматривает и утверждает областной бюджет. При необходимости изменений расходных обязательств Правительство Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации период финансового года, на который составляется бюджет, считается с января по 31 декабря соответствующего года. Таким образом, финансирование государственных учреждений производится в рамках принятого на соответствующий финансовый год бюджета. Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который в частности означает право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета. Статьи 152-162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют состав участников бюджетного процесса и их полномочия. Согласно данным нормам к полномочиям прокурора не относится осуществление какого-либо надзора в сфере распределения денежных средств, а также каких-либо полномочий в сфере формирования расходов бюджета, включая определения лимитов бюджетных обязательств бюджетных учреждений. Кроме того необходимо отметить, что в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у бюджетного учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Собственником имущества ГУЗ "Дзержинский психоневрологический диспансер" является Нижегородская область, то есть субъект Российской Федерации. Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации права собственника, в том числе и представительство интересов в суде, осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов В соответствии со статьей 38 Устава Нижегородской области Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность. Правительство Нижегородской области формирует министерства и иные органы исполнительной власти. В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор не представил доказательств совершения Правительством Нижегородской области каких-либо действий, нарушающих права неопределенного круга лиц, а также не указал правовые основания, возлагающие именно на Правительство Нижегородской области финансовые обязательства в отношении ГУЗ НО "Дзержинский психоневрологический диспансер". Кроме того, прокурор, основываясь на статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий. В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Таким образом, в решении суда может быть установлен срок для исполнения определенных действий, не связанных с передачей имущества или денежных сумм. Вместе с тем, согласно Толковому словарю правовой системы <данные изъяты> финансирование означает предоставление денежных средств для безвозвратного расходования их на определенные цели. Следовательно, применение данной нормы права в отношении действий Правительства Нижегородской области, связанных с финансированием определенных действий, является необоснованным и не соответствует избранному способу защиты. Просит в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие их представителя, что суд считает возможным. Представитель соответчика Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, привлеченный к участию в деле на основании определения суда от 2.08.11 г. в судебное заседание не явился, представил отзыв, где указал следующее: Государственное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Дзержинский Психоневрологический. диспансер», расположенное по адресу: <адрес>, числится в реестре имущества государственной собственности Нижегородской области. Имущество, находящееся в его оперативном управлении также включено в вышеназванный реестр. Данное учреждение является бюджетным учреждением, и действует в соответствии с утвержденной учредителем (главным распорядителем) сметой доходов и расходов. В силу п.п. 12.1. п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет от имени субъекта Российской Федерации субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений). Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с п. 3.1.9. Положения о министерстве здравоохранения Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.11.2007 г. №, министерство здравоохранения Нижегородской области осуществляет в установленном порядке финансирование, материально-техническое обеспечение и экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждений, находящихся в ведении Министерства. В ведомственном подчинении министерства здравоохранения Нижегородской области находится в том числе и государственное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Дзержинский Психоневрологический диспансер», соответственно, главным распорядителем средств бюджета Нижегородской области для него является министерство здравоохранения Нижегородской области. Согласно подпункту 2 пункта 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ выступает в суде в качестве ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Таким образом, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, согласно п.1 ст. 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.02.2006 г. № утверждено Положение о министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, определяющее компетенцию данного органа. Основными задачами министерства согласно разделу 2 является: - проведение единой государственной политики в области имущественных приватизация, управление и распоряжение государственным имуществом координация в случаях, установленных законодательством Российской осуществление мероприятий, направленных на разграничение государственной собственности на землю; - в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей В связи с чем, основными функциями в области имущественных отношений, определяющих компетенцию министерства, являются: - проведение процедуры учета государственного имущества и ведет Реестр передача имущества, находящегося в собственности Нижегородской подготовка предложений и организация работы по передаче имущества - оформление документов на передачу в хозяйственное ведение, - разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации - осуществление контроля за использованием по назначению и - выступает арендодателем государственного имущества Нижегородской области и земельных участков, находящихся в государственной собственности и собственности области, в соответствии с законодательством Нижегородской области, производит согласование проектов договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственным предприятиям области или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности области или находившиеся в собственности области до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в областной бюджет. Учитывая вышеизложенное просят суд в удовлетворении требований Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области отказать, поскольку министерство является ненадлежащими ответчиками по данному делу. В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ просит рассмотреть дело без участия представителя Министерства в судебных заседаниях, что суд считает возможным. Представитель соответчика Министерства Финансов Нижегородской области, привлеченный к участию в деле на основании определения суда от 2.08.11 г. в судебное заседание не явился, представил отзыв, где с исковым требованиями не согласны по следующим основаниям: Финансирование бюджетных учреждений - это финансовое обеспечение выполнения функций государственных (муниципальных) учреждений..., осуществляемое за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ в ред. ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ). Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение (ст. 221 БК РФ в ред. ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ). Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган)..., указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. ГУЗ НО «Дзержинский психоневрологический диспансер» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения. В соответствии с Уставом учреждения учредителем является министерство здравоохранения Нижегородской области. Согласно ведомственной структуре расходов на соответствующий финансовый год главным распорядителем бюджетных средств по отношению к больницам, клиникам, госпиталям, медико-санитарным частям является министерство здравоохранения Нижегородской области. Таким образом, смета расходов ГУЗ НО «Дзержинский психоневрологический диспансер» на соответствующий финансовый год составлялась, утверждалась и ведется на сегодняшний день в порядке, определенном министерством здравоохранения Нижегородской области, в полномочия которого входит право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств данному учреждению. При этом в Законе Нижегородской области «Об областном бюджете на 2011 год» Минздраву Нижегородской области на содержание больниц, клиник, госпиталей, медико-санитарных частей в 2010 году было предусмотрено 2 542 716 000 рублей (два миллиарда пятьсот сорок два миллиона семьсот шестнадцать тысяч рублей), в 2011 году - 2 850 346 600 рублей (два миллиарда восемьсот пятьдесят миллионов триста сорок шесть тысяч шестьсот рублей). Непосредственно на содержание ГУЗ НО «Дзержинский психоневрологический диспансер» в 2011 году предусмотрено 53 226,60 тыс. рублей (предельные объемы финансирования открыты на 39 548,03 тыс. рублей, потрачено на 10.08.2011 - 27 834,76 тыс. рублей), из них на работы, услуги по содержанию имущества и прочие работы, услуги предусмотрено 5 426,7 тыс. рублей (предельные объемы финансирования открыты на 3 698,11 тыс. рублей, потрачено на 10.08.2011 - 815,47 тыс. рублей). 2. Согласно п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение В силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. 3. Финансовые органы субъектов Российской Следовательно, министерство финансов Нижегородской области может только обеспечить исполнение заложенных в смете учреждения расходных обязательств в рамках средств, предусмотренных в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Таким образом, распределить бюджетные ассигнования (внести изменения в статьи расходов сметы) и лимиты бюджетных обязательств ГУЗ НО «Дзержинский психоневрологический диспансер» вправе только министерство здравоохранения Нижегородской области как главный распорядитель бюджетных средств. В связи с этим, министерство финансов Нижегородской области может только, обеспечивая исполнение бюджета, санкционировать перечисление денежных средств на выполнение работ по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при наличии в смете учреждения соответствующих бюджетных ассигнований. Увеличение сумм расходов учреждения по смете находится в ведении На основании вышеизложенного, просит суд истребовать у ГУЗ НО «Дзержинский психоневрологический диспансер» и министерства здравоохранения Нижегородской области документы, подтверждающие неправомерный отказ Минфина области в финансировании (санкционировании оплаты) заложенных в смете психоневрологического диспансера расходных обязательств по устранению нарушений требований санитарного законодательства. Выслушав объяснения участников процесса, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охрана здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Судебная защита прокурором интересов неопределённого круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности. В связи с чем доводы представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области о том, что прокурор является ненадлежащим истцом по делу, являются несостоятельными. Статья 41 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 2 ФЗ « Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» основными принципами охраны здоровья граждан являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения, а также выполнения санитарно-противоэпидемиологических -профилактических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части, осуществляемой ими деятельности. Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, установлены СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58. Исходя из положений ст. 29 вышеуказанного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемиологические мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Согласно ст. 11 ГК РФ «1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд). 2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде». В силу ст. 12 ГК РФ «Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, … иными способами, предусмотренными законом». В соответствии со ст. 206 ГПК РФ «1. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. 2. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено». Так, судом установлено, что по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города Дзержинска была проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ГУЗ НО «ДПНД» по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлены следующие нарушения: Наличие вышеуказанных нарушений ответчиком не оспаривается, а признается, кроме того они подтверждаются Актами Роспотребнадзора по Нижегородской области и выданными предписаниями по их устранению. Как было установлено в судебном заседании, ответчиком ГУЗ НО «ДПНД» в настоящее часть выявленных нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения устранены, а именно по п.5 - по приведению внутренней отделки комнаты набора лекарств в женском отделении в соответствие с требованиям нормативной документации. Таким образом, в данной части исковых требований решение суда считать исполненным. Судом установлено, что согласно ведомственной структуре расходов на соответствующий финансовый год главным распорядителем бюджетных средств по отношению к больницам, клиникам, госпиталям, медико-санитарным частям является министерство здравоохранения Нижегородской области, которое является надлежащим ответчиком по делу, а их доводы о том, что надлежащими ответчиками по делу должны быть Правительство Нижегородской области, Министерство финансов и Министерство госимущества и земельных ресурсов Нижегородской области являются несостоятельными ( Положение о министерстве здравоохранения Нижегородской области, утвержденное Постановлением Правительства Нижегородской области № от 23.11.07). Поэтому следует обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области обязать выделить бюджетные средства в размере, необходимом для устранения выявленных нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, поскольку, Министерство здравоохранения Нижегородской области является главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации в отношении ответчика ГУЗ НО ДПНД». Доводы представителя Министерства здравоохранения о прекращении производства по делу не основаны на законе и во внимание приняты быть не могут. ГУЗ ДПНД согласно уставной документации является самостоятельным юридическим лицом и именно на него следует возложить обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Что касается установления срока для их устранения, то суд приходит к следующему. В ходе судебного разбирательства предоставлено предписание Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5.08.11 г. по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с которым ответчику установлен срок для устранения нарушений до 30.12.12г., в связи с чем суд считает возможным установить ГУЗ ДПНД срок для проведения мероприятий по устранению нарушений до 30.12.2012г., находя данный срок, с учетом финансового состояния ответчика, сложности и затратности работ, которые вошли в «Программу Модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 г.г.», необходимых для устранения недостатков, разумным, а кроме того, данный срок согласован с Роспотребнадзором Нижегородской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45,173,192-198,206 ГПК РФ, ст.ст.11,12 ГК РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», судья РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора г. Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить частично. Обязать ГУЗ НО «Дзержинский психо-неврологический диспансер» устранить выявленные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: - организовать приемно-карантинное отделение для нахождения в нем пациента до получения результатов исследований; - обеспечить минимальную площадь помещений на одну койку: в палатах психиатрических общего типа - 6 кв.м.; в палатах психиатрических надзорных - 7 кв.м.; - обеспечить количество больничных коек в палатах не более 4-х; - провести косметический ремонт в помещениях диспансера, путем устранения дефектов отделки - заменить линолеум в мужском отделении; провести покраску - стен - в коридоре женского отделения, в лаборатории - на потолке и стенах; в ЦСО -обновить плиточное покрытие стен ; - в производственных помещениях мясного, овощного, горячего цехов, складских помещений пищеблока больницы покрытие окон, стен, пола и потолков, выполнить гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. Обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области выделить бюджетные средства в размере, необходимом для устранения выявленных нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии со ст.206 ГПК РФ предоставить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до 30.12.2012г. В части устранения нарушения - в комнате набора лекарств в женском отделении поверхность стен, полов и потолков выполнить гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке и дезинфицирующими средствами - решение считать исполненным. Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд. Федеральный судья: п/п Е.П. Бочарова Копия верна Федеральный судья: Е.П. Бочарова Секретарь Л. А. Трусова
койку в палатах (2,9 кв.м. при норме 6 кв.м., и 7 кв.м. - в палате наблюдения) (п.
10.2.1 главы 1, приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).
требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).
(нарушение п.10.2.1 главы 1, приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую
деятельность»).
13 коек (нарушение п.10.2.3 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-ГО «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).
Нижегородской области разрабатывает и Губернатор Нижегородской области
представляет в Законодательное Собрание Нижегородской области проекты
законов Нижегородской области о внесении изменений в закон Нижегородской
области об областном бюджете на текущий финансовый год по всем вопросам,
являющимся предметом правового регулирования закона Нижегородской
области об областном бюджете.
и земельных отношений;
и земельными ресурсами в пределах своей компетенции;
Федерации и Нижегородской области, деятельности органов исполнительной
власти Российской Федерации и Нижегородской области в сферах
имущественных и земельных отношений;
компетенции осуществление мероприятий, направленных на оздоровление
финансового состояния предприятий и организаций Нижегородской области.
имущества государственной собственности Нижегородской области,
находящегося на территории Нижегородской области; является
реестродержателем государственной базы данных областного имущества; вносит
изменения и дополнения в Реестр имущества государственной собственности
области;
области, в муниципальную собственность и принятие имущества
муниципальной собственности в собственность Нижегородской области;
из государственной собственности Нижегородской области в федеральную
собственность и федерального имущества в собственность Нижегородской
области;
оперативное управление, безвозмездное пользование объектов государственной
собственности, а также на изъятие из хозяйственного ведения, оперативного
управления, безвозмездного пользования, на передачу культовых зданий и
сооружений религиозным организациям в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Нижегородской области;
имущества Нижегородской области;
сохранностью государственного имущества, закрепленного на праве
хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно за
государственными предприятиями и государственными учреждениями, а также
переданного в установленном порядке иным лицам;
самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным
обязательствам.
Федерации - это... органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов
субъектов Российской Федерации (ст. 6 БК РФ). В соответствии с Положением о министерстве финансов Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 №, министерство финансов Нижегородской области является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой государственной политики, осуществляющим государственный финансовый контроль на территории Нижегородской области, разработку проекта областного бюджета и обеспечение исполнения бюджета Нижегородской области.
главного распорядителя - министерства здравоохранения Нижегородской
области.
койку в палатах (2,9 кв.м. при норме 6 кв.м., и 7 lbв.м. - в палате наблюдения) (п.10.2.1 главы 1, приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).