Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 августа 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А., при секретаре Андриановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопо иску прокурора города Дзержинска к ОАО «Сибур-Нефтехим» об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности, Установил: Прокурор города Дзержинска обратился в суд к Открытому акционерному обществу «Сибур-Нефтехим» об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на опасных производственных, научных, военных и иных объектах, расположенных в лесах. В ходе проверки ОАО «Сибур-Нефтехим» (<адрес>), были выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно: противопожарное расстояние от недействующих зданий грунтового водозабора до лесного массива хвойных пород с юго-восточной стороны менее 50 метров (п. 3 ППБ 01-03, п. 3.32 прим. 5 СНиП 11-89-80). В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Продолжение эксплуатации указанного объекта, без устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинить вред их жизни и здоровью. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит обязать ОАО «Сибур-Нефтехим» устранить выявленные нарушения норм и В судебное заседание прокурор города Дзержинска не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Представитель ответчика ОАО «Сибур-Нефтехим» Кириллов М.В. в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв, согласно которому, что земельный участок под объектами недвижимости грунтового водозабора сформирован в пределах имеющегося охранного ограждения. При согласовании и утверждении проекта границ (постановление Администрации города Дзержинска № от 07.08.2007 года) Администрацией города не было установлено дополнительных условий, требований либо обременений по формированию означенного участка с учетом территории под природоохранные, в том числе противопожарные сооружения. Обеспечить противопожарное расстояние от недействующих зданий грунтового водозабора до лесного массива возможно лишь путем вырубки деревьев. Вне означенных границ находятся земли, относящиеся к землям населенных пунктов муниципального образования города Дзержинска. В связи с этим, юридических оснований для осуществления работ, связанных с использованием земли, в том числе вырубки лесного массива, ОАО «Сибур-Нефтехим» не имеет. Незаконная рубка лесных насаждений влечет наложение административного штрафа. Обязанность выполнения требований пункта 3 ППБ 01-03, а так же примечания 5 таблицы 1 пункта 3.32 СНиП 11-89-80 лежит на законном владельце территории, на которой расположен лесной массив хвойных пород деревьев. В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же юридическим лицами и гражданами. Подпунктом «а» пункта 4 Правил установлено, что меры пожарной безопасности в лесах, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Земельный участок, на котором расположен лесной массив, относится к землям населенных пунктов муниципального образования. В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1980 года № 213, нормы настоящей главы должны соблюдаться при проектировании генеральных планов новых, расширяемых и реконструируемых промышленных предприятий, а так же при разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами. Здания грунтового водозабора недействующие, что подтверждается распоряжением ОАО «Сибур-Нефтехим» от 12.11.2009 года о выводе скважин грунтового водозабора из эксплуатации. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 года № 790 утвержден Свод правил СП 18.13330.2011 «СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», который был введен в действие с 20 мая 2011 года. Указанный Свод правил является актуализированной редакцией СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», который не только не содержит требований к расстояниям от зданий и сооружений предприятий до границ лесного массива хвойных пород, но и прямо запрещает посадку деревьев хвойных пород в пределах нормативных противопожарных расстояний. Так же пояснил, что на территории ОАО «Сибур-Нефтехим» лесные массивы отсутствуют, промышленные объекты были возведены в 60-х годах, вокруг леса не было. Измерения проводились до ближайших деревьев, которые не относятся к лесному массиву хвойных пород, есть и лиственные деревья. Кроме того, деревья представляют собой группу, но не лесной массив, лесной массив расположен с другой стороны территории грунтового водозабора, расстояние до них более 50 метров. На территории грунтового водозабора здания недействующие, отключены от электроснабжения, имеют разрушения, предназначены под снос, огорожены бетонным забором, то есть риск возгорания отсутствует. Поскольку представителями ОГПН было установлено нарушение по противопожарному состоянию, руководство ОАО «Сибур-Нефтехим» 08.08.2011 года направило в адрес Администрации города письмо для принятия муниципальным образованием мер по соблюдению расстояния в лесу. Представитель ответчика ОАО «Сибур-Нефтехим» Ясников А.Л. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что при строительстве предприятия было поле, лесов не было, поэтому при строительстве все противопожарные расстояния были соблюдены. На территории предприятия правила пожарной безопасности соблюдаются. Замеры от недействующего здания водозабора производились до деревьев, расположенных за забором предприятия, считать отдельно стоящие деревья лесным массивом нельзя. Кроме того, в той группе деревьев, до которых производили замеры, имеются и лиственные деревья, кустарники. ОГПН лишь зафиксировало нарушение, но не обязанность ответчика следить за ростом деревьев за территорией, производить их вырубку, леса предприятию не принадлежат. Представитель третьего лица Администрации города Дзержинска Щетинин Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что юридические лица должны соблюдать правила пожарной безопасности, способ соблюдения правил пожарной безопасности избирает ответчик, нет обязанности осуществлять вырубку леса, возможно снести здания. Участок вокруг предприятия отнесен к муниципальной собственности. Представитель третьего лица ОГПН по городу Дзержинску Горбунов А.А. в судебном заседании пояснил, что им был произведен повторный осмотр территории грунтового водозабора ОАО «Сибур-Нефтехим» и произведены замеры расстояний до лесного массива. В ходе осмотра установлено, что расстояния до лесного массива от одного корпуса составляет 15 метров 10 см, от другого 40 метров 27 см, данные корпуса отнесены к недействующему грунтовому водозабору. Является ли лесной массив хвойным, пояснить затрудняется, есть и лиственные деревья, кустарники. Относится ли группа деревьев, до которых произведено измерение, лесным массивом, правильно не знает, но, по его мнению, это лесной массив. Считает, что нарушение есть, но ответственное лицо определить не может. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» предметом проверки федерального государственного пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности. В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязанысоблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Статьей 2 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. Согласно статье 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (пункт 2). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункт 3). На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (пункт 4). Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. При решении вопроса о соблюдении требований пожарной безопасности наряду с Правилами пожарной безопасности следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 Правил). СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1980 года № 213, устанавливает, какими критериями следует руководствоваться при решении вопроса о допустимости расстояния между зданиями и сооружениями и другими объектами с точки зрения соответствия их противопожарным требованиям. В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1980 года № 213, нормы настоящей главы должны соблюдаться при проектировании генеральных планов новых, расширяемых и реконструируемых промышленных предприятий, а так же при разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленными узлами). Разделом 3 данных СНиП предусмотрены обязательные требования при планировке территорий, планировки, размещении зданий и сооружений, установлено, что планировка площадок предприятий и территорий промышленных узлов должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рациональное и экономное использование земельных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений. В генеральных планах реконструируемых промышленных предприятий и схемах генеральных планов сложившихся промышленных районов следует предусматривать упорядочение функционального зонирования и размещения инженерных сетей (пункт 3.1). Пунктом 3.32 пункта 5 Примечания раздела 3 СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий» установлено, что расстояние от зданий и сооружений предприятий (независимо от степени их огнестойкости) до границ лесного массива хвойных пород и мест разработки или открытого залегания торфа следует принимать 100 м, (смешанных пород -50 м, а до лиственных пород - 20 м). При размещении предприятий в лесных массивах, когда строительство их связано с вырубкой леса указанные расстояния до лесного массива хвойных пород допускается сокращать в два раза. Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, осуществляют свою деятельность в порядке, установленном Инструкцией по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, которая утверждена Приказом МЧС России от 17 марта 2003 года № 132. Пункт 56 настоящей Инструкции предусматривает, что при осуществлении мероприятий по контролю на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с нормативными документами, действовавшими на период проектирования и строительства, требования новых нормативных документов не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей. При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание могут быть включены мероприятия, обоснованные требованиями нормативных документов, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений. Судом установлено, что ОАО «Сибур-Нефтехим» в соответствии с выпиской из <данные изъяты> является <данные изъяты> Постановлением Администрации города Дзержинска Нижегородской области № от 07.08.2007 года было признано утратившим силу постановление главы администрации города Дзержинска от 29.01.1993 года № «О закреплении права на землю юридическими лицами города Дзержинска» в части закрепления в бессрочное (постоянное) пользование государственного предприятия <данные изъяты> земельного участка общей площадью 5110689,88 кв. метров. Утверждены на землях населенных пунктов проекты границ земельных участков общей площадью 5110689,88 кв. метров, закрепленные за ОАО «Сибур-Нефтехим». Из материалов дела усматривается, что Отделом государственного пожарного надзора по городу Дзержинску Управления пожарной деятельности ГУ МЧС России Нижегородской области в период с 10.05.2011 года по 13.05.2011 года совместно с сотрудниками прокуратуры города Дзержинска проведены профилактические проверки требований пожарной безопасности населенных пунктов и объектов, подверженных лесоторфяным пожарам. В ходе проведения проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе не исключающие переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения. На предприятии ОАО «Сибур-Нефтехим» выявлено, что противопожарное расстояние от недействующих зданий грунтового водозабора до лесного массива хвойных пород с юго-восточной стороны менее 50 метров (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий» п. 3.32, примечание 5). В ходе повторной проверки Отделом государственного пожарного надзора по городу Дзержинску Управления пожарной деятельности ГУ МЧС России Нижегородской области от 16.08.2011 года зданий недействующего водозабора ОАО «Сибур-Нефтехим» установлено, что расстояние до лесного массива от корпуса № цеха 523 составляет 15 метров 10 см, от корпуса № цеха № составляет 40 метров 27 см. Прокурор города Дзержинска просит обязать ОАО «Сибур-Нефтехим» устранить выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно: обеспечить противопожарное расстояние от недействующих зданий грунтового водозабора до лесного массива хвойных пород с юго-восточной стороны не менее 50 метров. Как следует из объяснений участвующих в деле лиц и материалов дела, противопожарное расстояние от зданий недействующего грунтового водозабора, расположенных на земельном участке, отведенном в пользование ОАО «Сибур-Нефтехим», измерялось до лесного массива, расположенного за пределами территории ОАО «Сибур-Нефтехим», расположенного на землях населенного пункта. Здания грунтового водозабора построены и введены в эксплуатацию в 60-х годах, до введения СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», функциональное назначение существующих зданий грунтового водозабора не изменялось, реконструкция не проводилась, в настоящее время здания грунтового водозабора являются недействующими, имеющими определенную степень разрушения, отключены от действующих электроподстанций. Доказательств эксплуатации зданий грунтового водозабора, в результате которой имеется недопустимый риск для жизни и здоровья людей, суду не представлено. Согласно ответу Администрации города Дзержинска, участок № площадью 58146 кв.м, на котором расположены здания недействующего грунтового водозабора, находится внутри квартала № Дзержинского городского лесничества. К южной стороне данного участка примыкает лесной массив хвойных пород на протяжении 300 метров, расстояние от участка до лесного массива менее 50 метров. В соответствии с данными первичной проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории ОАО «Сибур-Нефтехим», установлено не соблюдение противопожарного расстояния от зданий предприятия до лесного массива, расположенного с юго-восточной стороны, по объяснениям представителя ОГПН по городу Дзержинску имеющего не только хвойные, но и лиственные деревья и кустарники. При указанных обстоятельствах, с учетом сроков возведения зданий грунтового водозабора ОАО «Сибур-Нефтехим», расположения лесного массива, до которого не соблюдается противопожарное расстояние по впоследствии принятым нормам пожарной безопасности, вне пределов территории, находящейся в пользовании ответчика, неопределенности категории лесного массива с юго-восточной стороны, у суда отсутствуют основания для признания ответчика ОАО «Сибур-Нефтехим» ответственным за соблюдение противопожарного расстояния от недействующих зданий грунтового водозабора до лесного массива, установленным СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий» и, соответственно, возложения на ответчика обеспечить противопожарное расстояние от недействующих зданий грунтового водозабора до лесного массива хвойных пород с юго-восточной стороны не менее 50 метров. Суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований к ответчику ОАО «Сибур-Нефтехим» отказать. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении исковых требований прокурора города Дзержинска к ОАО «Сибур-Нефтехим» отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Дзержинский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья п.п. Н.А.Воробьева Копия верна: Судья Н.А.Воробьева Секретарь: Е.А.Андрианова
правил пожарной безопасности, а именно: обеспечить противопожарное расстояние от недействующих зданий грунтового водозабора до лесного массива хвойных пород с юго-восточной стороны не менее 50 метров, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.