Решение по иску НООО `Комитет по защите прав потребителей` в интересах неопределенного круга лиц к Бурак В.М. о защите прав потребителей (не вступило в законную силу)



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2011г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего федерального судьи Казаковой М.М.

при секретаре Мякининой Е.В.

с участием представителя истца по доверенности Верхолетовой Е.С., ответчика Бурак В.М., его представителя Бурак И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Бурак В.М. о защите прав потребителей

У С Т А Н О В И Л :

Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» (далее - НООО «КПЗПП») обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 30.06.2011г. по адресу: <адрес> была проведена проверка деятельности <данные изъяты> Бурак В.М., в результате которой выявлены следующие нарушения: отсутствуют Закон «О защите прав потребителей», «Правила продажи отдельных видов товаров» «Книга жалоб и предложений»; на ценниках не указана дата оформления и подпись материально ответственного лица, на ряде товаров отсутствуют ценники.

Данные обстоятельства подтверждены актом проверки Выявленные в результате проверки недостатки являются нарушением ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст.19 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. НООО «КПЗПП» просит суд признать действия <данные изъяты> Бурак В.М. противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, прекратить действия <данные изъяты> Бурак В.М. путем возложения обязанности устранить допущенные нарушения, а именно: обеспечить наличие в доступном для ознакомления месте Закона «О защите прав потребителей», «Правил продажи отдельных видов товаров», «Книги жалоб и предложений», обеспечить наличие ценников на весь реализуемый товар.

В судебном заседании представитель НООО «КПЗПП» по доверенности Верхолетова Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме, указала, что нарушения зафиксированы в акте, в нем расписалась продавец, возражений от нее не поступило, в настоящее время все нарушения ответчиком устранены, однако, от заявленных требований истец не отказывается, она просит требования удовлетворить и решение суда считать исполненным. Кроме того, просила взыскать с ответчика расходы на участие в деле представителя в сумме 6000руб.

Ответчик Бурак В.М. и его представитель Бурак И.А. исковые требования не признали, пояснили, что проверка проведена с нарушениями требований закона, о ней <данные изъяты> не известили, распоряжения о проведении проверки представлено не было, акт проверки составлен в одном экземпляре, <данные изъяты> он не вручался. В акте указано, что проверяющим не были представлены «Правила торговли», однако, данный документ и не мог быть представлен, в акте не указано, на какой именно товар отсутствовали ценники, все требуемые документы в торговой точке имелись в наличии, ценники на товар оформлены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, установив юридически значимые обстоятельства по делу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

Согласно ст.3 Закона «О защите прав потребителей»

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»:

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - <данные изъяты> - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

В силу п.1 ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. (ред. от 27.01.2009) № 55 утверждены «Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Согласно п.8 данных Правил, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей (п. 9 Правил).

Согласно п.10 Правил продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.

Продавец - <данные изъяты> должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.

В силу п. 11 Правил, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

наименование товара;

фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

Согласно п.16 Правил, потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы).

В соответствии с п.19 Правил, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

Согласно ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей":

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей":

Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Судом установлено, что Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» (далее комитет) создан на основании собрания его учредителей от 25.10.2010г. Согласно п.1 Устава комитета его целью является содействие в общественной защите прав потребителей в сфере приобретения товаров, работ и услуг.

Согласно приказу по комитету от 28.04.2011г. за номером членам комитета поручено проводить проверки магазинов и составлять акты проверок с выявленными нарушениями. Изданию приказа предшествовало соответствующее решение собрания учредителей комитета от ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что Бурак В.М. <данные изъяты> 06.05.1996г., <данные изъяты> 28.12.1999г.

По договору от 20.04.2011г. Бурак В.М. арендует часть нежилого помещения по адресу <адрес>, где осуществляет <данные изъяты>.

30.06.2011г. комитетом проводилась проверка деятельности <данные изъяты> Бурак В.М. в торговой точке по адресу <адрес>, в результате которой были установлены следующие нарушения:

- отсутствует Закон «О защите прав потребителей»;

- отсутствуют «Правила торговли»;

-отсутствует «Книга отзывов и предложений»;

- на часть товаров отсутствуют ценники.

Представителем комитета Слукиным Д.Ю. был составлен акт , где зафиксированы данные нарушения.

Оспаривая заявленные требования, ответчик ссылается на то, что представители комитета не имеют права проводить такие проверки и составлять акты, поскольку жалоб потребителей на работу <данные изъяты> не поступало, однако, суд не может согласиться с данными доводами, поскольку такое право предоставлено комитету ст.45 Закона «О защите прав потребителей», действующей в редакции на день проведения проверки 30.06.2011г., а также Уставом комитета.

В подтверждение заявленных требований истец ссылается только на акт от 30.06.2011г.

Из пояснений представителя истца следует, что ответчик о проведении проверки не извещался, акт о нарушениях составлен в одном экземпляре, его копия ответчику не вручалась, объяснения от него относительно обнаруженных нарушений не запрашивалось.

Ответчик и его представитель утверждают, что указанные в акте нарушения не имели места, все документы, в том числе закон «О защите прав потребителе», «Книга жалоб и предложений», «Правила продажи отдельных видов товаров…» в торговой точке имеются. В подтверждение своих доводов ответчик представил на обозрение суда указанные документы, а их копии суд приобщил к материалам дела.

В акте указано, что на часть товаров отсутствуют ценники, однако, на какой именно товар отсутствуют ценники, в акте не указано, не дала таких пояснений и представитель истца.

Настаивая на заявленных требованиях, представитель истца сослалась на то, что акт, где зафиксированы нарушения, подписан ФИО1.

В акте указано, что ФИО1 является представителем проверяемой организации на момент проверки, однако, полномочиями представителя ответчика в установленном законом порядке ФИО1 не наделялась.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1 пояснила, что представитель комитета действительно затребовал у нее «Правила торговли» и закон «О защите прав потребителей», сразу она их не смогла найти, поскольку эти документы были не в привычном для нее месте, а выставлены на витрине, представитель ждать не стал и предложил расписаться в акте, каких-либо пояснений от нее он не требовал, предъявил претензии к оформлению ценников на памперсы, однако, ценники на памперсы оформлены надлежащим образом, за ценник он принял вывешенную на витрине дополнительно к ценникам справку о наличии и стоимости всех памперсов, данная справка необходима, поскольку памперсы ходовой товар.

В материалы дела приобщены копии ценников и справки.

Не доверять показаниям свидетеля у суда нет оснований.

Из пояснений представителя ответчика следует, что подпись <данные изъяты> в акте означает только то, что проверка была проведена, следовательно, суд приходит к выводу о том, что подпись ФИО1 в акте не означает подтверждение наличия указанных в нем нарушений.

Таким образом, кроме представленного в материалы дела акта указанные в нем нарушения ничем не подтверждаются, к нему суд относится критически, поскольку он составлен заинтересованным лицом-представителем комитета.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку истцом не представлено неоспоримых, относимых и достоверных доказательств в обоснование заявленного требования.

Кроме того, в материалы дела представлено заключение о соблюдении ответчиком прав потребителей от 25.08.2011г., доказательств того, что нарушения прав потребителей имели место на день обращения истца в суд с настоящим иском, судом не добыто.

Основываясь на изложенном, руководствуясь ст.12, 57 ГПК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей», заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Бурак В.М. о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд.

Федеральный судья                                  п/п                          М.М. Казакова

Копия верна:

Федеральный судья

                                                                                 

Секретарь