Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 сентября 2011г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: Судьи Казаковой М.М. При секретаре Сарбаевой С.Е. С участием истицы Ивановой-Антоновой Е.Б., представителя ответчика Михайлычевой Е.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой-Антоновой Е.Б. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Дзержинску о перерасчете пенсии У С Т А Н О В И Л: Иванова-Антонова Е.Б. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г.Дзержинску, где просит признать необоснованным отказ ответчика включить в трудовой стаж периоды работы с 15.05.1998г. по 09.09.2001г., обязать ответчика включить указанный период в трудовой стаж, произвести перерасчет пенсии с учетом данного стажа с 13.10.2008г., взыскать с ответчика в ее пользу 2376руб. - сумму которую она должна была получить <данные изъяты>, а также взыскать судебные расходы по делу. В обоснование своих требований истица указала, что 13.10.2008г. обратилась к ответчику за назначением трудовой пенсии по старости, пенсия была ей назначена, однако, ответчик исключил из трудового стажа период ее работы у ФИО1 с 15.05.1998г. по 09.09.2001г., ссылаясь на то, в выписке из индивидуального лицевого счета нет сведений, подтверждающих работу и необходимых для исчисления трудового стажа. Однако, ее вины в том, что работодатель своевременно не направил ответчику необходимые сведения, не имеется, место нахождения ФИО1 в настоящее время ей неизвестно. По вине ответчика она не получила надбавку к пенсии <данные изъяты>, которую и просит взыскать за 6 месяцев. В судебном заседании истица заявленные требования поддержала. Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснила, что спорный период из страхового стажа исключен обоснованно. Истица не представила доказательств работы у ФИО1 трудовой договор не представила, <данные изъяты> не имел права вносить запись о ее работе у него в трудовую книжку, кроме того, ФИО1 не зарегистрирован в системе пенсионного страхования, страховые взносы за спорный период за истицу не перечислены. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3-его лица ГУ ЦПМС г.Дзержинска в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, представил справку о размере доплат истице <данные изъяты> Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу части 2 указанной статьи государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. При этом в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Согласно ст. 3 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В силу ст. 7 закона 1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. 2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В соответствии со ст. 10 закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 13 закона 1. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. 2. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. 4. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. за номером 555 4. При подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа); периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. 6. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Согласно ст. 1 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страховые взносы - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также страховые взносы, уплачиваемые страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованных лиц - работников, являющихся субъектами профессиональных пенсионных систем, для реализации ими пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах; профессиональный стаж застрахованного лица - суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; В силу ст.5 закона Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Статья 8 указанного закона предусмотрено, что 1. Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". В силу ст. 8.1 закона Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 11 закона Судом установлено, что 13.10.2008г. истица обратилась к ответчику за назначением ей трудовой пенсии по старости, представив необходимые документы, в том числе трудовую книжку, где имеется запись о работе ФИО1 в должности <данные изъяты> в период с 15.05.1998г. по 09.09.2001г. При получении выписки из индивидуального счета истицы ответчиком было установлено, что <данные изъяты> в системе пенсионного страхования не был зарегистрирован и страховые взносы за указанный период за истицу не перечислял. Из материалов пенсионного дела, представленного на обозрение суду, следует, что истице при приеме документов было предложено представить трудовой договор с ФИО1 о чем имеется соответствующая расписка. Согласно «Правилам обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда РФ №17, Пенсионного Фонда РФ №19пб от 27.02.2002г. 6. Граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. 11. При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии; оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. 12. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях. 13. Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов. 17. В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления. Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил. 20. В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит доплату пенсии с соблюдением условий, определенных статьей 23 Закона от 17.12.2001. Согласно ст. 309 ТК РФ, действующей в редакции на 1999-2001г. Документом, подтверждающим время работы у работодателя - физического лица, является письменный трудовой договор. Работодатель - физическое лицо не имеет права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые. Суд полагает, что запись в трудовой книжке не является безусловным подтверждением работы истицы в спорный период у ЧП «Федоров», в связи с чем ответчик вправе был предложить ей представить копию трудового договора, подтверждающего наличие трудовых отношений с индивидуальным предпринимателем. Истица в судебном заседании пояснила, что такой договор представляла, но его не приняли, и она его за ненадобностью выбросила, однако, доказательств в подтверждение своих доводов она суду не предоставила, в связи с чем суд относится к ее утверждению критически. Пенсия истице была назначена с 13.10.2008г., при этом ответчик исключил из страхового стажа истицы период работы с 15.05.1998г. по 09.09.2001г. в должности <данные изъяты> Истица в суд с иском о включении спорного периода в страховой стаж не обращалась. В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для исключения спорного периода из страхового стажа истицы, требования признать действия ответчика незаконными удовлетворению не подлежат. Из сообщения <данные изъяты> следует, что ФИО1был зарегистрирован в качестве <данные изъяты> 01.08.1996г. и поставлен на учет в налоговой инспекции 27.11.1996г., снят с учета 01.01.2005г. в связи с изменением законодательства, как лицо, не прошедшее перерегистрацию. По данным <данные изъяты> у ФИО1 имеется задолженность оп уплате единого налога на вмененный доход. ФИО1 состоит на учете в <данные изъяты> в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию. По сообщению филиала начисление страховых взносов с заработной платы обезличены, в отчете страхователя указывается среднесписочная численность работающих, учет страховых взносов неперсонифицирован. Выпиской из индивидуального лицевого счета истицы подтверждается дата регистрации ее в системе пенсионного страхования 11.12.1998г., сведения о ее работе в период с 15.05.1998г. по 31.12.2001г. в системе персонифицированного учета отсутствуют. Судом установлено, что ФИО1 как <данные изъяты> в системе пенсионного страхования не зарегистрирован, страховые взносы за истицу за период ее работы в должности <данные изъяты> не перечислены. Таким образом, судом не добыто документальных сведений, подтверждающих работу истицы в спорный период у <данные изъяты> Свидетель ФИО2 пояснила суду, что работала <данные изъяты> в период с 08.04.1999г. по 01.07.2001г. в должности <данные изъяты>, письменный трудовой договор с ней не заключался. Истица работала там же сначала <данные изъяты>, а затем <данные изъяты>. Свидетель ФИО3 пояснила суду, что состояла в браке с ФИО1 с 1993г., он <данные изъяты>, истица работала в должности <данные изъяты>, с ней заключался трудовой договор, в 2001г. ФИО1 пропал, она объявляла его розыск, с тех пор о нем ничего не известно, после того, как он пропал, всех работников, в том числе и истицу, пришлось уволить. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что работа истицы в спорный период в должности <данные изъяты> нашла свое подтверждение в судебном заседании, ее требование в части обязанности ответчика включить данный период в страховой стаж подлежит удовлетворению. Отказывая во включении в страховой стаж истицы спорного периода, ответчик также указывает на то, что за данный период за истицу не перечислены страховые взносы, и ссылается при этом на положения ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Приведенная норма пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. При этом Конституционный Суд Российской Федерации обязал государство впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с Постановлением от 10 июля 2007 года N 9-П. Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан. Поскольку вины истицы в том, что работодатель не перечислял страховые взносы на пенсионное обеспечение нет, суд данные доводы ответчика не может принять во внимание. Истица просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения, а также компенсировать ей убытки в виде недополученной доплаты к пенсии <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований она пояснила, что с учетом спорного периода работы, ее стаж на дату обращения за пенсией составлял 35 лет, с этого времени ей могла быть назначена доплата к пенсии <данные изъяты> Согласно п.2 ст.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» заявление пенсионера о перерасчете пенсии принимается при условии одновременного представления им всех необходимых документов. Поскольку спорный период работы включен в страховой стаж истицы решением суда, оснований к перерасчету пенсии с момента ее назначения не имеется, данные требования подлежат удовлетворению с момента вступления решения в законную силу. Из сообщения ГУ ЦПМС г.Дзержинска от 16.08.2011г. следует, что с 01.04.2009г. истице ежемесячно производятся доплаты <данные изъяты> и выплачивается компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно п.1.2. Постановления правительства Нижегородской области от 21.12.2007г. №502 «О порядке присвоения звания <данные изъяты> Звание <данные изъяты> присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории <адрес> и имеющим страховой стаж не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин, при условии достижения ими общеустановленного возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Поскольку вины ответчика в исключении спорного периода из страхового стажа суд не установил, в требованиях о взыскании убытков истице также следует отказать, Основываясь на изложенном, руководствуясь ст.12, 157 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ивановой-Антоновой Е.Б. удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Дзержинску включить в страховой стаж Ивановой-Антоновой Е.Б. период ее работы ФИО1 с 15.05.1998г. по 09.09.2001г. в должности <данные изъяты>. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Дзержинску с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет назначенной Ивановой-Антоновой Е.Б. пенсии по старости с учетом периода ее работы у ФИО1 с 15.05.1998г. по 09.09.2001г. В части требований признания незаконным действий ГУ УПФ РФ по г.Дзержинску, перерасчета пенсии с момента ее назначения, взыскании убытков Ивановой-Антоновой Е.Б. отказать. Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по г.Дзержинску в пользу Ивановой-Антоновой Е.Б. госпошлину в сумме 200руб. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд. Судья п\п М.М.Казакова Копия верна: Судья: Секретарь: