Дело № г. Дзержинск Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 23 сентября 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бочаровой Е.П., при секретаре Ерастовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Разиковой И.К. о признании действий противоправными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, У С Т А Н О В И Л: Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» (далее - НООО «КПЗПП») обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что 18.07.2011 г. по адресу: <адрес> магазин «<данные изъяты>», была проведена проверка деятельности <данные изъяты> Разиковой И.К., в результате которой выявлены следующие нарушения: отсутствует Закон «О защите прав потребителей», «Правила продажи отдельных видов товаров», «Книга жалоб и предложений»; отсутствует информация о контактном лице, ценники на реализуемый товар оформлены не полностью: отсутствует дата оформления и подпись материально ответственного лица; на момент проверки выявлены ненадлежащие условия торговли; данные обстоятельства подтверждены актом проверки №. Указанное является прямым нарушением императивных положений следующих нормативных актов: ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. В связи с чем просит признать действия <данные изъяты> Разиковой И.К. противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; прекратить действия <данные изъяты> Разиковой И.К. путем возложения обязанности устранить допущенные нарушения, а именно: обеспечить наличие в доступном для ознакомления месте информации о лице, осуществляющем продажу, Закона «О защите прав потребителей», «Правила продажи отдельных видов товаров», «Книги жалоб и предложений»; оформить в надлежащей форме ценники с указанием даты их оформления и подписи материально ответственного лица; обеспечить условия, необходимые для осуществления безопасной торговой деятельности. В судебном заседании представитель НООО «КПЗПП» по доверенности Вашаткина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Ответчик Разикова И.К. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что о проверке ее никто не извещал.Она разговаривала продавцом, которая работала <данные изъяты> в момент проведения проверки, та даже не поняла, что была проверка и что ей надо подписать. О необходимости иметь в отделе Закон «О защите прав потребителей» и «Правила продажи отдельных видов товаров», она впервые слышит, их действительно не было. Книга жалоб и предложений у них есть. Она арендует это помещение, поэтому все вопросы о <данные изъяты> к арендодателю. В своем отделе они <данные изъяты>, но они опять приходят. На стене на видном месте висела копия свидетельства и сертификаты. Она в торговле 15 лет, знает, что должно быть в торговой точке,все ценники у них оформлены как положено. В момент проведения проверки у продавца отсутствовал бейджик. Свидетель ФИО1 суду пояснила, что работает у <данные изъяты> Разиковой И.К. <данные изъяты> с мая 2010 года. В день, когда пришли с проверкой, работала она. Пришла молодая девушка с двумя парнями. Никаких документов не показали. Сказали, что в отделе <данные изъяты>. Она сказала, что они моют витрины, у них есть на точке <данные изъяты>. Когда привозят новый товар, то они пишут новые ценники и все указывают: название товара, его стоимость, а на обороте ценника указывают дату, ставят роспись и пишут номер свидетельства <данные изъяты>. Комиссия обнаружила, что на одном товаре ценник отсутствует. Просто один ценник упал на пол, ценники они клеят на липучках, она потом его нашла, когда мыла полы. Но они даже не спросили, есть ли у нее медицинская книжка, не просили показать им документы: книгу отзывов и предложений. Они ее не попросили показать, где у них висит информация. Они посмотрели на ценники, которые висели. На точке имеется закон, книга отзывов и предложений. Все данные, копия свидетельства, копии сертификатов все висит на стене. Они ее сбили с толку со своими <данные изъяты>, они ей ничего не объяснили толком. На счет <данные изъяты> пускай администрация магазина беспокоится, закрывает магазин на день и <данные изъяты>. У нее был в день проверки новый фартук, она постоянно меняет фартуки на работе, т.к. работает с фруктами, <данные изъяты> картошкой. Она не успела бейдж перекинуть с другого фартука. Выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 9 Закона о защите прав потребителей: 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. 2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. 3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). В силу п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; Согласно п.16 Правил, потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы). В соответствии с п. 19 Правил, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. В силу ст. 45, 46Закона о защите прав потребителей в редакции, действующей до 01.08.2011 г., общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе, в частности, проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иного видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Статьей 46 названного Закона о защите прав потребителей, регулирующей судебный способ защиты прав неопределенного круга потребителей, установлено, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении таких действий. Из данных правовых норм следует, что право выбора конкретного способа защиты прав неопределенного круга потребителей принадлежит общественному объединению потребителей (их ассоциациям, союзам). Судом установлено, что Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» создана на основании собрания ее учредителей от 25.10.2010 г. Согласно п. 1 Устава данной общественной организации его целью является содействие в общественной защите прав потребителей в сфере приобретения товаров, работ и услуг. Согласно приказу по комитету от 28.04.2011 г. за № членам комитета поручено проводить проверки магазинов и составлять акты проверок с выявленными нарушениями. Изданию приказа предшествовало соответствующее решение собрания учредителей комитета от 28.04.2011 г. (л.д.7) Судом установлено, что <данные изъяты> Разикова И.К. зарегистрирована в качестве <данные изъяты> и поставлена на учет в налоговой инспекции по г. Дзержинску 11.10.1999 г., ИНН №л.д.14). 18.07.2011 г. по адресу: <адрес>, была проведена проверка деятельности <данные изъяты> Разиковой И.К., в результате которой, как следует из Акта проверки № выявлены нарушение: отсутствует Закон «О защите прав потребителей», «Правила продажи отдельных видов товаров», «Книга жалоб и предложений»; отсутствует информация о контактном лице, ценники на реализуемый товар оформлены не полностью: отсутствует дата оформления и подпись материально ответственного лица; на момент проверки выявлены ненадлежащие условия торговли(тараканы). (л.д.6). Указанное является прямым нарушением императивных положений следующих нормативных актов: ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Так, в судебном заседании установлено, и не оспаривается ответчиком, что в момент проведения проверки на продавце в торговой точке не было бейджа - т.е. отсутствовала информация о контактном лице, осуществляющем торговлю. Данный факт подтвержден и свидетельскими показаниями ФИО1, являющейся <данные изъяты> В связи с чем следует обязать <данные изъяты> Разикову И.К. осуществлять контроль за наличием информации о лицах, осуществляющих торговлю. Кроме того, Разикова И.К. не оспаривает, что у нее в отделе действительно нет Закона «О защите прав потребителей» и «Правил продажи отдельных видов товаров». Что касается «Книги жалоб и предложений», то она в отделе имеется, однако, как пояснила свидетель ФИО1, проверяющие из НООО «КПЗПП» ее даже не просили ее показать, данный довод заслуживает внимания, он представителем истца не опровергнут. Также свидетель пояснила, что все ценники на товарах имелись, они оформлены надлежащим образом, однако один ценник упал, и она его обнаружила уже после проверки на полу, когда мыла полы, оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется. Кроме того, в акте указано, что ценник на реализуемый товар оформлен не полностью, однако, на каком именно товаре такие ценники, что значит, оформлены неполностью, в акте не указано, не дала таких пояснений и представитель истца. Отказ продавца от подписи в Акте надлежащим образом не заверен и не оформлен, как того требуют правила делопроизводства и документооборота, копия Акта ответчику не вручалась. Таким образом, оснований для удовлетворения требований в этой части удовлетворению не подлежит. Как следует из акта № от 18.07.11 г. первым пунктом указано нарушение на право потребителя на приобретения качественного и безопасного товара (<данные изъяты>), ответчица не оспаривает, что в магазине действительно есть <данные изъяты>, свидетель данный факт также подтвердила, пояснила, что периодически их <данные изъяты>, однако это не помогает, поскольку они приходят и из других отделов. Однако, суд считает, что требования истца об обеспечении санитарных условий, необходимых для осуществления безопасной торговой деятельности удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии с п.п.2 п.1.7 Организации и методики проведения проверок соблюдения продавцами, исполнителями работ и услуг прав потребителей и правил торгового и иных видов обслуживания участниками Нижегородской Областной Общественной Организацией «Комитет по защите прав потребителей» - При проведении проверок участники Организации не имеют право проверять: наличие санитарно-эпидемиологических заключений; соблюдения санитарных норм и правил торгового зала и иных помещений, предусматривающих присутствие в них потребителей (л.д.26-27).Таким образом, представитель истца не вправе требовать от ответчика устранения данного нарушения. На основании части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично. На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 57,60, 67,71,192- 198 ГПК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Признать действия <данные изъяты> Разиковой И.К. противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Прекратить действия <данные изъяты> Разиковой И.К. путем возложения на нее обязанности устранить допущенные нарушения, а именно: обеспечить наличие в доступном для ознакомления месте Закона «О защите прав потребителей» и «Правил продажи отдельных видов товаров», обязать <данные изъяты> Разикову И.К. осуществлять контроль за наличием информации о лицах, осуществляющих торговлю. В удовлетворении остальной части исковых требований Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд. Судья:п.п. Е.П.Бочарова Копия верна: Судья: Е.П.Бочарова. Секретарь: Н.А.Ерастова