Решение по иску Савинова Д.В. к ООО `АНЕКС-ТУР` о защите прав потребителей (вступило в законную силу)



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         30 сентября 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Бочаровой Е.П.,

при секретаре Ерастовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савинова Д.В. к ООО «АНЕКС-ТУР» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л :

Савинов Д.В. обратился в суд с исковым заявлением, мотивируя тем, что 23 мая 2011 года он приобрел в турагентстве ООО «Ролтэкс-Тур» реализуемый фирмой 000 "АНЕКС ТУР" тур на четырех человек в <адрес>, отель <данные изъяты> (<адрес>), на период с 16.06.2011 по 22.06.2011.

За тур была уплачена сумма 103 336 (сто три тысячи триста тридцать шесть) рублей. В эту стоимость входил следующий комплекс услуг: Тур - <адрес>.Средства размещения - <данные изъяты> 2 номера -двухкомнатые апартаменты/двухместный/питание в отеле «<данные изъяты>» Авиаперелет - <адрес> Трансфер - Аэропорт-Отель-Аэропорт

Даты пребывания: Начало/Окончание 16.06.2011 по 22.06.2011. Количество дней 7 дней/-6 ночей.

Туристы: Савинов Д.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3.

Они прибыли в отель на рецепшен в 1415 часов 16.06.2011. Им предложили заполнить анкеты для размещения в номере класса <данные изъяты>, выдали расписание движения автобусов и предложили самостоятельно поехать на автобусе и разместиться в номере, который находится примерно в 1,5 километрах от отеля.

Они согласились посмотреть номера, оставив чемоданы в основном корпусе. Приехав на место, они обнаружили, что номер, находящийся в отдельно стоящем здании далеко не соответствует уровню размещения 5*****, указанному в договоре ни по состоянию представленных для проживания номеров и мест общего пользования, ни по качеству обслуживания: номер маленький, однокомнатный, без комфорта; кондиционер не работает; отель расположен на окраине поселка, где ведется строительство. Сразу за стеной корпуса отеля расположен частный сектор, где ведется натуральное хозяйство, повышенный уровень шума, запах навоза и т.п.

Не согласившись жить в таких условиях, они, вернувшись в основной корпус отеля, составили письменную претензию с просьбой разместить их в соответствии с условиями приобретенного тура. Их претензию приняли, но русскоговорящий гид отказался поставить свою подпись на их экземпляре претензии. АНЕКС-ТУР, в лице гида, отказало им в предоставлении номера, объяснив свой отказ отсутствием мест и предложили либо заселиться в предоставленный номер, либо ожидать в холле гостиницы, когда освободится номер.

Истцом был сделан звонок в турагентство ООО «Ролтэкс-Тур», которые в свою очередь связались с офисом АНЕКС - ТУР в <адрес>, где им пообещали решить вопрос с расселением положительно. Просидев в холле гостиницы до 20-00, так и не дождавшись предоставления номера, понимая, что заселиться в другой отель они уже не смогут, они были вынуждены поехать в номер, чтобы переночевать.

В отеле было очень грязно, везде валялся мусор. Выспаться им не удалось. С вечера до глубокой ночи работала строительная техника, а с четырех часов утра проснулось подсобное хозяйство, находящееся под окнами отеля. (Видеосъемка имеется).

Проведя бессонную ночь, они на первом автобусе приехали в отель и сделали заявление, что проживать в таких условиях невозможно, и потребовали размещения в отеле категории 5*****.

В 11-30 часов 17.06.2011 года к ним подошел гид и предложил приобрести за свой счет номер в другом отеле - <данные изъяты> с системой питаний «все включено».

Так как предусмотренный договором номер им так и не был предоставлен, несмотря на то, что этот отель не является «<данные изъяты>», и система питания не «<данные изъяты>», они были вынуждены согласиться. Стоимость проживания составила 704 USD (352*2). 17.06.2011 года в 17-00 они заселились в отель <данные изъяты>.

Таким образом, Туроператором было допущено существенное изменение обстоятельств договора. Кроме того, они перенесли большие физические и нравственные страдания - долгие часы томительного ожидания в холле чувство унижения от того, что их правами пренебрегают сознательно. Больше суток они потратили на урегулирование ситуации с отелем, тем самым сократив свой отдых и в конечном итоге так и не получили услуги по размещению, оговоренные в договоре, на которую изначально рассчитывали, более того понесли расходы на покупку проживания в отеле <данные изъяты>.

Данная поездка планировалась как подарок супруге на 10 юбилей свадьбы. Праздник был испорчен, взамен отдыха в хорошем номере и времяпрепровождение с анимацией, они все время пребывания находились в стрессовом состоянии, и, не имея возможности улететь в <адрес>, считали дни до отлета.-

При планировании поездки данный отель выбирался сознательно, так как там имеется SPA-центр, бесплатная анимация, дискотека, живая музыка и амфитеатр. Отель <данные изъяты> не предлагал развлекательную программу и не был достойной заменой <данные изъяты>

Согласно ст. 6 Закона №132-Ф3 от 24 ноября 1996 года «Об основах туристской деятельности в РФ» «При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на: возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;»

Согласно ст.9 данного закона «Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).

Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).»

Согласно ст. 10 того же закона Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся, в том числе:

информация о потребительских свойствах туристского продукта- о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания(месте нахождения средства размещения, его категории)и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания,о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;»

Статьями 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлена обязанность исполнителя или продавца услуги предоставлять потребителю полную и достоверную информацию о предоставленных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В адрес АНЕКС-ТУР была направлена претензия об отказе от исполнения договора, возмещении денежных средств, уплаченных за тур и за проживание в отеле <данные изъяты>. Ответчик ограничился формальным ответом. В связи с чем просит взыскать с ответчика денежные средства, уплаченные по договору об оказании туристических услуг, в сумме 103 336 (сто три тысячи триста тридцать шесть) рублей; взыскать с ответчика убытки на устранение недостатков не оказанной услуги в размере 704 USD по курсу ЦБ РФ на день удовлетворения данного требования (стоимость проживания в отеле <данные изъяты>); взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Савинов Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что приобретал путевки для себя и родственников, решил сделать подарок супруге на 10-летний юбилей со дня свадьбы. Поскольку у жены проблемы со спиной, он выбирал отель, где делают массаж, есть спа-процедуры, а также аниматоры. Ранее в этом отеле не был. Было хамское отношение, их все бросили. Поскольку путевки покупал он, поэтому моральный вред просит себе. Были готовы вообще оттуда уехать, т.к. отдых был испорчен. Даже не одной фотографии не привезли. Истец звонил из отеля, ФИО4 пыталась связаться с <адрес>. Когда приехали в отель, целый день сидели в холле, их не заселяли, поэтому пришлось поехать в отель, где живут какие-то рабочие, всю ночь поют петухи, идет стройка. В отель, который они выбрали, в прошлом году ездили их знакомые, им очень понравилось, рекомендовали его. Истец так понял, что сговор был между встречающей стороной и туроператором. Весь холл был забит людьми. Поскольку истец с семьей приехали на короткий срок и у них были деньги, они согласились на другой отель. Им пришлось еще 1,5 км добираться до номера на автобусе, а там был «сарай», номер расположен на окраине поселка, рядом частный сектор, где ведется сельское хозяйство, постоянный шум, запахи, кричат петухи. Они отказались там проживать, пояснили, что покупали совсем другое и предлагаемый отель не соответствует уровню 5 звезд. Сразу связались с ФИО4, она дала телефон ООО «АНЕКС тур» в <адрес>, она связалась с <адрес> представителями, но ничего не решилось. Им пришлось ночевать в этом номере. На следующий день на свои деньги они купили другой дурр за 704 USD. Считает, что «Ролтекс» только продал им тур от лица «АНЕКС-ТУР», поэтому считает, что ответчиком должен быть «Анекс-тур».

Представитель ответчика ООО «АНЕКС ТУР» в судебное заседание не явился представил отзыв, где исковые требования не признает, просит признать их ненадлежащим ответчиком и указал следующее. Между истцом и ООО «Анекс Тур» не имеется каких-либо договорных отношений, он не оплачивал их организации какие-либо услуги и не предъявил документов, указывающих на то, что они имеют по отношению к нему какие-либо обязательства.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» реализация туристского продукта должна осуществляться на основании договора, заключаемого в письменной форме. В соответствии с основными понятиями, которые вводятся Федеральным законом «О защите прав потребителей», исполнителем и продавцом по отношению к потребителю является организация, оказывающая ему услуги на основании заключенного договора.В этой связи считают, что отсутствие договорных отношений между истцом и ООО «Анекс Тур» исключает возникновение правовых отношений, регулируемых Федеральным законом «О защите прав потребителей». В силу п.2 ч.2 ст,1 Постановления Правительства РФ от 18.07,2008г, № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта» под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором, и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт - это комплекс услуг, оказываемых за общую цену и по договору о реализации туристского продукта.

По существу заявленных требований сообщают следующее.
Для истца был забронирован комплекс услуг, включающий:

проживание в отеле «<данные изъяты> на период с 16 по 22 июня с.г.;

групповой трансфер по маршруту «аэропорт - отель - аэропорт»;

- заключение от имени туристов договоров присоединения с авиакомпанией (чартерная перевозка);

- и страховой компанией (страхование на период поездки).

Все заказанные и оплаченные услуги были представлены истцу в полном объеме и надлежащим образом в соответствии с условиями заказа ТА «Ролтэкс-Тур».

Отмечают, что в обязанности агентства, которым является ООО «Ролтэкс-Тур», входит предоставление туристам полной и достоверной информацииоб условиях проживания в отеле, авиаперелете и т.д. (ст. 10 ФЗ от 24.11.1996 г. № 312-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», ст. 7 «Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 г., ст.8 закона РФ от 07.02.1992 г «О защите прав потребителей»).

При этом каждое агентство может ознакомиться с описанием отелей в нашем каталоге или на нашем официальном сайте <данные изъяты> Также, в начале каждого туристического сезона их компанией специально для сотрудников агентств организуются рекламные туры, на которых можно посмотреть каждый отель и оценить условия проживания и питания в нем. Информацию об отеле также можно проверить на официальном сайте самого отеля, указанном в их каталоге. В том случае, если при выборе отеля для отдыха наличие каких-либо услуг для туриста является существенным, возможность предоставления (а также возмездность или безвозмездность такой услуги) можно уточнить непосредственно у менеджеров отеля, телефон которого размещен на их сайте. В том случае, если услуга для туриста является существенным условием договора, это следует отдельно указывать в заявке на бронирование. Отмечают, что истец каких-либо дополнительных условий кроме проживания в заявленные даты в отеле «<данные изъяты>» не заявлял.

Истец утверждает, что реальные условия проживания в «<данные изъяты>» не соответствовали его субъективным ожиданиям, отель на самом деле не является отелем категории <данные изъяты> поэтому договорные обязательства со стороны ответчика не были выполнены и в соответствии со статьями Закона РФ «О защите прав потребителей», он имеет право на возмещение убытков в размере стоимости тура.

При этом отмечают, что ВСЕМИ УСЛУГАМИ, входящими в состав турпродукта, туристы воспользовались, и требование о возмещении полной стоимости услуг является противозаконным, в случае удовлетворения такая компенсация будет считаться неосновательным обогащением истца (ст. 1002 ГК РФ). В комплекс услуг входило не только проживание в отеле, к которому у истца имеются претензии, но и авиаперелет, страхование, трансфер, которые туристы использовали полностью (калькуляцию принимающей компании прилагают).

Однако вдействительности условия договора по предоставлению услуг согласно заявке , были исполнены, клиентам во время путешествия были предоставлены те услуги, которые они приобретали, в том числе проживанием в указанный период в выбранном отеле.

3. В соответствии с законом РФ, в частности ст. 55 Гражданского процессуального кодекса, стороны обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на нарушение их прав. Однако туристом при подаче жалобы, а так же, как видно из перечня приложений к исковому заявлению, не прилагаются документы, которые могли бы подтвердить обоснованность жалобы.

Договором между турагентом и туроператором предусмотрено, что претензии направляются туроператору на рассмотрение с приложением документов, подтверждающих причиненных ущерб. Принимая решение о замене отеля в связи с неудовлетворительным качеством обслуживания в заказанном, турист обязан, раз он выдвигает требование о возмещении стоимости дополнительно приобретенных услуг, доказать или подтвердить, что использование забронированного отеля нарушало его права и требование ст. 4 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» (невозможность использования услуг в соответствии с целью их приобретения).

Однако туристы, написав жалобу, не подкрепили её документами, которые позволили бы признать требование о замене отеля обоснованным и справедливым, а оказанные слуги - не соответствующие заказу и нормам права РФ.

Требование о предоставлении этих документов турагент обязан был включить в договор с туристом, однако, как следует из предоставленной туристом копии договора с ООО«Ролтэкс-тур», ст. 7.2. Договора обязывает туриста зафиксировать все рекламации письменно на месте оказания услуг подписями официальных лиц. Документа, подтверждающего, что требование о переселении в другой отель было вызвано объективными причинами, а не просто субъективным мнением туристов, не было предоставлено.

Изучив материалы дела, они пришли к следующим выводам: туристы не были надлежащим образом осведомлены об отеле, о расположении номеров различных категорий относительно основного здания, пляжа, прочей инфраструктуры, удаленность забронированных номеров от основного здания оказалась неприятным сюрпризом. Действительно, в высокий туристский сезон разместить большое количество отдыхающих вблизи основного корпуса невозможно. В случае, если у отеля есть возможность вариаций размещения, они удовлетворяют просьбы туристов, однако, в данном случае, предоставить номера заказанной категории в ином месте не было возможности о чем туристам сообщили.

Так как размещение клиентов осуществлялось в соответствии с условиями бронирования, иных существенных условий, кроме номеров категории <данные изъяты> не было заявлено (например, удаленность от основного здания и т.д.) со своей стороны считают, что условий бронирования туроператор не нарушил, а субъективное отношение туриста к номеру, никак не подтвержденное документально, не может быть признано нарушением существенных условий договора.

Туристы, действительно могут по своему усмотрению менять те или иные услуги, которые их по каким-либо причинам не устраивают, однако обоснованность требований о возмещении затрат на переселение по собственной инициативе отдыхающих они не могут признать подлежащими удовлетворению.

Изучив прилагаемый к исковому заявлению документ «заявка, на изменение отеля», видно следующее:

  1. причин переселения, подтвержденных гидом, не отражено, соответственно, этот документ подтверждает: срок переселения, отели, сумму доплаты за дополнительно приобретенные туристом услуги;
  2. подпись туриста на документе, которой он подтверждает, что не имеет дальнейших претензий к туроператору.

В связи с этим, они не считают правомерным удовлетворение требований г-на Савинова к ООО «Анекс Тур».

Истец пишет, что ему не было предоставлено питание по системе ультра все включено в отеле <данные изъяты> однако эта услуга в комплекс услуг, бронируемых у туроператора, не входила, и принять претензии к отелю, выбранному туристами дополнительно в стране пребывания, они не могут.

Отель «<данные изъяты>», в который истец с семьей был расселен по прибытии, предоставляет питание ультра все включено, что подтверждается письмом (копию прилагают). Таким образом, туроператор со своей стороны следовал указаниям туриста, и все условия тура были соблюдены.

Все заказанные услуги по заявке были оказаны в полном объеме, просят в иске отказать, просят дело рассмотреть в их отсутствие (л.д.59), что суд считает возможным.

Представитель третьего лица директор ООО «Ролтекс-тур» ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что раньше в этот отель ездили, все было прекрасно. На сайте у них вообще не указаны апартаменты, она предупреждала, что возможно номер будет в главном корпусе. Апартаменты - это 2-х комнатный номер с кухней. У истца этого не было. Куда заселили истца - это просто ужасно. Савинову предложили другой отель, Савинов в итоге за отдых заплатил 2 раза. Отель,куда должны были заселиться туристы, недешевый, система «ультра все включено». С «Анекс-тур» у них агентский договор. В последнее судебное заседание представитель третьего лица не явился, о дне слушания извещен своевременно, что подтверждается распиской (л.д.49), суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Свидетель ФИО3 суду пояснила, что Савинов - брат ее мужа. Они вместе отдыхали в <адрес>. Само помещение, куда их доставили, не соответствовало уровню 5 звезд. Размещение - частный сектор. Номер очень грязный. Сантехника в ужасном состоянии, они не могли ей пользоваться. Поскольку прилетели очень поздно, вынуждены были провести там ночь. На следующий день были вынуждены приобрести за свой счет путевки в другой отель. ООО «Анекс-Тур» не могли четко дать ответ, почему им предоставлен не тот отель, в который были куплены путевки. В путевке было указано 5 звезд. Когда они уезжали, им в этом же отели пояснили, что данная ситуация не первая, кого туда привозят, что многие люди приезжают и в шоке от этого, это сам туроператор дает заведомо ложные сведения.

Выслушав участников процесса, показания свидетеля, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" предусмотрено, что Правила определяют порядок оказания услуг по реализации туристского продукта. Под потребителем понимаются заказчик туристского продукта, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд.

Под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону « О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно п.3,4 ст. 12 указанного Закона при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.

За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.(п.п.1,2 ст.13 Закона РФ « О защите прав потребителей)

Согласно ст.6 Федерального закона « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли - продажи туристского продукта (далее - договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 данного Закона туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик). Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).

В соответствии со ст. 10 ФЗ РФ от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

общая цена туристского продукта в рублях;

информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

изменение сроков совершения путешествия;

непредвиденный рост транспортных тарифов;

невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

В соответствии со статьей 6 Закона при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта (далее - договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 8 ФЗ РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В силу ст. 10 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

В соответствии со ст. 12 ФЗ РФ "О защите прав потребителей", если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

В ч. 1 ст. 29 ФЗ РФ "О защите прав потребителей" установлено, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона (ч. 2).

Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе (ч. 3).

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей", согласно которой потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Судом установлено, что 23 мая 2011 г. между Савиновым Д.В.(покупатель) и ООО «Ролтекс-тур»(продавец) был заключен договор (л.д.6-7), по условиям которого продавец по поручению покупателя за вознаграждение принимает на себя обязательства по бронированию,оплате,получению и передаче покупателю выездных документов(ваучера,авиабилета,страховки) для осуществления туристической поездки в порядке и на условиях,изложенных в настоящем договоре, а покупатель обязуется оплатить подобранный и заказанный тур в соответствии с ценой договора - на условиях настоящего договора ООО»Ролтэкс-тур» осуществил комплекс мероприятий, необходимых для отдыха истца и его родственников (ФИО1, ФИО2., ФИО3.) в <адрес>, продолжительностью 7 дней (6 ночей) с 16.06.11 г. по 22.06.2011 года. В соответствии с п.2.3 цена договора составляет 103336 руб. В данную стоимость входит размещение в отеле <данные изъяты> (5 звезд) 2 номера -двухкомнатые апартаменты/двухместный/питание в отеле «<данные изъяты>» Авиаперелет - <адрес> Трансфер - Аэропорт-Отель-Аэропорт. Деньги за тур были внесены полностью, тур оплачен вовремя. Из договора следует, что туроператором по настоящему договору является ООО «АНЕКС-ТУР»(п.2.1.4),с которым ООО»Ролтэкс-тур» подписан Агентский договор б\номера (л.д.66-75) о реализации туристического продукта.

Судом установлено из объяснений истца, материалов дела и видеосъемки, что по приезду в отель, истцу предложили номер, находящийся в отдельно стоящем здании, на окраине поселка, несоответствующий уровню размещения 5 звезд в апартаментах. В данное здание истец был вынужден добираться за свой счет за полтора километра от основного здания. Номера были однокомнатные, без комфорта, рядом ведется натуральное хозяйство и строительство. (л.д.65). Установлено, что истец сразу начал претензионный порядок разрешения изложенных обстоятельств, а именно в день приезда высказал свои претензии служащим отеля по поводу размещения, Савиновыми была написана просьба представителю «Анекс-Тур» о размещении в апартаментах отеля <данные изъяты> 5* либо разместить в любом другом отеле соответствующем условиям приобретенного тура (л.д.8). Кроме того, связались по телефону с директором «Ролтэкс-тур»" и сообщили о своих замечаниях по поводу размещения, также звонили в <адрес> в «Анекс-Тур». Однако менеджер отказался выполнить его требование. Поскольку, апартаменты предоставлены не были, они вынуждены были переночевать в данном номере. 17.06.11 г. истцом была оформлена заявка на изменение отеля на <данные изъяты>, стоимость проживания составила 704 USD (352 * 2) (л.д.11,12). В адрес АНЕКС-ТУР была направлена претензия об отказе от исполнения договора, возмещении денежных средств, уплаченных за тур и за проживание в отеле <данные изъяты> (л.д.13-16), которая была получена представителем Анекс-тур 13.07.11 г. (л.д.17). Ответчик 15.07.11 г. направил ответ ООО «Ролтэкс-тур», где с требованиями Савинова не согласны, поскольку клиенты по собственной инициативе покинули забронированный отель и произвели доплату за проживание в отеле «<данные изъяты>» по своему усмотрению (л.д.18). Истец просит взыскать с ответчика денежные средства, уплаченные по договору об оказании туристических услуг, в сумме 103 336 (сто три тысячи триста тридцать шесть) рублей; взыскать с ответчика убытки на устранение недостатков не оказанной услуги в размере 704 USD по курсу ЦБ РФ на день удовлетворения данного требования (стоимость проживания в отеле <данные изъяты>); взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила настоящей главы (главы 39 ГК РФ) применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

Туристская деятельность - это деятельность, осуществляемая туроператорами и турагентами, а также иная деятельность по организации путешествий. Где под иной деятельностью понимается не связанная с непосредственной реализацией туристического продукта деятельность, возможная в форме оказания иных возмездных услуг. В подобных случаях ответственность исполнителя услуг определяется из существа предоставляемой услуги по организации путешествия, т.е. из его содержания (объема прав и обязанностей сторон) и предмета договора. К такого рода договорным отношениям будут применять положения гл. 39 ГК РФ и главы III Закона о защите прав потребителей со всем возможным в указанных рамках инструментарием по защите прав граждан. При этом необходимо учитывать, что непосредственная реализация туристического продукта возможна исключительно туроператором или турагентом на основании соответствующего договора.

В соответствии с действующим законодательством туристические компании подразделяются на две основные группы - занимающиеся туроператорской (формирование, продвижение и реализация туристского продукта) и турагентской (продвижение и реализация туристского продукта) деятельностью.

Туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу (ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").

Таким образом, турагент выступает как посредник между туроператором, который формирует тур, и туристом.

Из материалов дела следует, что между Туроператором «АНЕКС-ТУР» и турагентом ООО «Ролтэкс-тур» заключен агентский договор № (л.д.66-75), в соответствии с которым турагент, действуя от своего имени, но по поручению и за счет туроператора принимает обязательства совершать за вознаграждение юридические и иные действия по бронированию у туроператора и реализации туристам или иным заказчикам туристического продукта - комплекса услуг туроператора. В соответствии со ст. 11 договора туроператор несет ответственность за непредоставление или предоставление недостоверной информации о потребительских свойствах и сроках предоставления услуг, о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питании, услугах по перевозке туриста в стране временного пребывания, о наличии экскурсовода и/или гида-переводчика, а также дополнительных услугах.Бронь,как установлено судом,туроператором - ООО»Анекс тур» была подтверждена(л.д.9-10,60).

Согласно ст. 9 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в РФ", туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.

Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).

Как установлено в ст. 6 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в РФ", при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право, в том числе, на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как видно из представленного каталога «Анекс-тур» (стр.14 каталога), отель, выбранный истцом <данные изъяты> расположен в <адрес>, на берегу моря, тогда, как Савинов указывает, что от рецепшен до номера, в который их привезли они ехали примерно 1,5 км на автобусе, море находится в 2-х километрах. В ходе судебного разбирательства судом была просмотрена запись и фотоснимки, которые истец сделал в номере, предоставленном его семье якобы в отеле <данные изъяты>, из которого видно, что действительно номер состоял из одной комнаты -маленькой и без ремонта, которая явно не соответствует категории номеров, заказанных истцом - из окна видна строительство, непосредственно под окнами ведется сельское хозяйство, непрерывно поют петухи, территория маленькая и грязная, непосредственно рядом расположены горы. При изучении представленных истцом доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что истца ввели в заблуждение и с семьей заселили в другой отель, при чем значительно худшего качества, чем заказано туристом - данные из Каталога (л.д.14-15 каталога) -расположение отеля на берегу моря, современные комфортабельные номера с ремонтом, многочисленные удобства и дополнительные услуги (Спа-салон, рестораны и др.), горы вдали от территории отеля и др.- явно не соответствуют тем условиям, куда был заселен истец. Согласно представленных фотоснимков и видеосъемки, на воротах отеля, куда заселили истца, отсутствуют следы ремонта (согласно каталога ремонт сделан в 2011 г.). и имеется надпись <данные изъяты>(л.д.65). Ссылки представителя ответчика на так называемый «высокий» туристический сезон, суд находит в данном случае необоснованными и несостоятельными. Кроме того, данные факты подтверждены и свидетельскими показаниями ФИО3, которая пояснила, что номер был маленькая, сантехника была в ужасном состоянии, ею невозможно было пользоваться, в связи с чем они на следующий день были вынуждены приобрести путевки в другой отель ниже категории 4*. Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется, поскольку она непосредственно находилась в данном номере и отеле. Таким образом, потребительские характеристики предоставленного отеля и места, а следовательно, туристического продукта в сравнении с ранее выбранным и оплаченным оказались существенно ниже и хуже. Доводы истца о том, что был получен комплекс туристских услуг ненадлежащего качества нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания. На ранее направленную в установленный срок претензию о возврате денежной суммы, которой оплачен туристический продукт в полном размере, ответчик ответил отказом, сославшись на вину турагентства в предоставлении недостоверной информации(л.д.18).

        В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно п. 7 Постановления Пленума ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком в ходе судебного разбирательства представлено не было. Таким образом, факт предоставления истцу иных услуг, чем предусмотренных заключенным между сторонами договором, суд признает установленным.

Согласно договору предметом договора является оказание ООО «Ролтэкс-тур» услуг Савинову Д.В. по оформлению пакета документов, подтверждающих бронирование и оплату туристических услуг, входящих в состав туристической поездки (п.2.1.2.), а лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта является Туроператор. Туроператор является лицом (исполнителем), обеспечивающим оказание Савинову Д.В. услуг, входящих в туристский продукт и несет перед ним ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг, входящих в туристский продукт. Тем более, что представителем 3-го лица была доведена до сведения туриста именно информация по Каталогу «Анекс-Тур» и именно в отношении отеля <данные изъяты>а не того места, куда был заселен истец с родственниками по факту прибытия. В связи с чем, суд находит довод представителя ответчика о том, что ответственность должен нести ООО «Ролтэкс-тур» необоснованным, в данном случае вина турагенства отсутствует.Тем более, что толкование во взаимосвязи ст. ст. 9, 10, 17, 17.4 ФЗ РФ от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не исключает ответственность туроператора перед туристом, иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе и за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

         Судом установлено, что истцом по договору был приобретен пакет туристических услуг, в который входили, в том числе авиабилеты, трансфер и медицинские страховки для поездки в <адрес> в период с 16 по 22 июня 2011 г. в составе группы туристов из 4 человек. По данным авиабилетам на рейсе выполняемом по маршруту <адрес> истец с родственниками вылетел в <адрес> (л.д.9,10). В авиабилетах был указан также трансфер: аэропорт-отель-аэропорт. По прибытии к месту отдыха истец увидел, что предоставленная им туристическая услуга является некачественной - отель не соответствует требованиям, которые они предъявляют к отелям "5 звезд" и уплаченной им цене турпродукта.

В связи с предоставлением номером для проживания в ином отеле ненадлежащего качества и несоответствующего условиям договора, а также в связи с отказом представителя ответчика устранить недостатки услуги, истец был вынужден устранить их самостоятельно, оплатив проживание в другом отеле ("<данные изъяты>) в размере 704 долларов (л.д.11,12). Поскольку при продаже туристического продукта туроператор допустил нарушения требований законодательства о защите прав потребителей - заселив в иной отель, значительно худший по потребительским качествам, при чем был вынужден оплатить деньги тому же туроператору(л.д.11-12), а доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком как уже указывалось судом выше, в ходе судебного разбирательства представлено не было, их доводы о надуманности смены отеля со стороны истца, суд находит несостоятельными и противоречащими добытым по делу доказательствам, то ответчик обязан возместить истцу причиненный материальный ущерб, а также компенсировать причиненный по его вине моральный вред.

Однако, суд полагает, что требования о возмещении материального ущерба подлежат удовлетворению частично.

Требования истца о взыскании убытков в размере 704 доллара США на день удовлетворения требования являются обоснованными, признаются, исходя из установленных по делу обстоятельств, вынужденными. На день рассмотрения дела в суд курс доллара составляет 31,8751 (л.д.76),таким образом, сумма 704 доллара США эквивалентна 22,440,07 руб. - она подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.

Из материалов дела следует, что 43400 руб.(21720 руб. х2) из стоимости путевки было потрачено на перелеты туда и обратно по рейсу: <адрес> (л.д.63,64), данными услугами истец воспользовался и претензий по их оказанию не имеет. Кроме того, была оплачена медицинская страховка в размере 42 доллара, а также трансфер (аэропорт-отель-аэропорт) 60 долларов, проживание в <данные изъяты> трансфер не включало, а туроператор был Анекс тур (л.д.11-12). На момент заключения договора 23 мая 2011 г. курс доллара составлял 27,9145 руб.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию сумма материального ущерба в размере 79528,79 руб. (103336 - 43440 - (102 доллара х 27,9145) + 22440,07 (704 доллара х 31,8751).

В соответствии со ст. 41 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4.11.1950 г. - Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда».

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 10 «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА» от 20.12.94 г. размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

На основании ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Поскольку ответчиком в отношении истца допущены неправомерные действия, выразившиеся в предоставлении некачественной туристической услуги, и если бы истцу стало известно заблаговременно об изменении существенных условий и о существенном ухудшении условий договора при его заключении, то он от этой поездки категорически отказался бы, тем более, что данный дорогостоящий тур истец приобрел как подарок жене по случаю 10-ти летнего юбилея свадьбы, который пришелся как раз на день прилета в Турцию, пригласив и оплатив путевку близким родственникам - брату и его жене, рассчитывая провести отдых в комфортабельных условиях, в отеле 5*, а в итоге оказаться в ином отеле и номерах, совсем не соответствующих заявленным по договору, в некомфортных условиях - в старых одноместных номерах, без ремонта, где он даже не смог уснуть из-за непрерывного шума - из частного сектора непрерывно с 4-х утра раздавались голоса животных и птиц( петухов),с вечера и до поздней ночи работала строительная техника, произошедшее вызвало у него «шок» и стрессовое состояние. При чем туроператором не было предпринято каких-либо мер по разрешению возникшего инцидента и за отдых истец вынужден был фактически дважды понести расходы ( приобретя номер у того же туроператора), и вынужденно проживать за свой счет в менее комфортабельном отеле 4*(л.108-109 каталога). Из-за всего этого он, несомненно, испытывал и продолжает испытывать нравственные страдания, которые выразились в чувстве разочарования от поездки, испорченного отпуска и семейного юбилея, чувстве вины перед близкими людьми из-за доставленных неудобств.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, степени вины ответчика и степени нравственных страданий истца, исходя из принципов разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу Савинова Д.В. компенсацию морального вреда в сумме 20000 руб., находя размер, заявленной истцом, исходя из фактических обстоятельств произошедшего, разумным и справедливым.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ «1. Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а именно 39,764,40 рублей (79,528,79 руб. : 2).

            На основании ст.ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса РФ с ООО «АНЕКС ТУР» подлежит также взысканию госпошлина в местный доход пропорционально удовлетворяемых требований в сумме 2785,86 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12,56, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Савинова Д.В. к ООО «АНЕКС-ТУР» удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «АНЕКС ТУР» в пользу Савинова Д.В. материальный ущерб в размере 79528,79 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Савинова Д.В.Д.В. - отказать.

    Взыскать с ООО «АНЕКС ТУР» штраф в местный доход в сумме 39764,40 рублей.

    Взыскать с ООО «АНЕКС ТУР» госпошлину в местный доход в сумме 2785,86 рублей.

      Решение может быть обжаловано в Нижегородском областном суде в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.

Судья:                                                                                              Е.П.Бочарова