Решение по иску Прокурора г. Дзержинска к ЗАО `Комбинат бытового обслуживания населения` об обязании выделения в счет квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов, работников моложе 18 лет (вступило в законную силу)



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,

при секретаре Андриановой Е.А.,

с участием прокурора Жаровской И.А., представителя ответчика Кушнир Л.Г., представителя третьего лица Шевниной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Дзержинска к Закрытому Акционерному Обществу «Комбинат бытового обслуживания населения» об обязании выделения (создания) в счет квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов, работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Дзержинска обратился в суд к Закрытому Акционерному Обществу «Комбинат бытового обслуживания населения» об обязании выделения (создания) в счет квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов, работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мотивируя тем, что по поручению прокуратуры Нижегородской области - прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка соблюдения требований законодательства о трудоустройстве инвалидов. В ходе проверки установлено, что, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2011 года № 217 «Об утверждении перечня работодателей, которым устанавливается квота, и количества граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ЗАО «Комбинат бытового обслуживания населения» в счет квоты составляет 6 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 4 инвалида и 2 граждан моложе 18 лет. В соответствии с отчетом ЗАО «Комбинат бытового обслуживания» за июль 2011 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 1 человек (инвалид), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0 (для трудоустройства инвалидов).. То есть, из 4 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 2 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, фактически заквотировано: 0 - для трудоустройства инвалидов; 0 - для трудоустройства работников моложе 18 лет. Таким образом, ЗАО «Комбинат бытового обслуживания» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов. На основании вышеизложенного просит суд обязать ЗАО «Комбинат бытового обслуживания населения» выделить (создать) в счет квоты 4 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 2 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик представитель Закрытого акционерного общества «Комбинат бытового обслуживания населения» в лице Кушнир Л.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что у них работает 7 инвалидов, им положено 4. Для молодежи места есть, они подали заявки. На июль месяц для несовершеннолетних мест заквотировано не было. В настоящее время все отчеты представлены в центр занятости населения, заквотировано 2 рабочих места для молодежи до 18 лет.

Представитель третьего лица ГУ «Центра занятости населения г. Дзержинска» по доверенности Шевнина Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что 29.11.10 года ответчику было вручено уведомление, согласно которому должны быть созданы 4 места для инвалидов и 2 места для несовершеннолетних. Установлен срок 3 месяца. С февраля по август 2011 года квота по инвалидам была выполнена. 14.09.2011 года созданы места для несовершеннолетних. Отчет ответчиком сдан. По инвалидам квота выполнялась всегда.

Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государством обеспечиваются дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействии занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. ст. 21, 22) установлена квота для приема на работу инвалидов, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентном отношении к среднесписочной численности работников, но не мене 2 и не более 4 процентов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В силу статьи 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно статье 24 вышеназванного Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов обязаны: создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов; создать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В связи с тем, что инвалиды являются одной из самых малозащищенных категорий граждан Российской Федерации, государством принимаются законодательные акты, направленные на установление дополнительных гарантий защиты их прав, в том числе, прав на труд.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона № 1032-1 от 19.04.91 года «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-З «О квотировании рабочих мест», квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников.

Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 статьи 4.

В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 года № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ЗАО «Комбинат бытового обслуживания населения» в счет квоты составляет 6 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них: 4 инвалида и 2 граждан моложе 18 лет.

Согласно части 2 статьи 7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-З «О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения, указанного в части 4 ст.4 выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

Установление квоты для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.

Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения.

Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов, для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента (часть 2 в ред. Закона Нижегородской области от 01.07.2010 года № 102-З).

Обязанность по выделению квот возложена на ответчика, имеющего более 100 рабочих мест, на основании Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и изданного в их исполнение приказа Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 года № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест». О необходимости ее выполнения, в установленные законом сроки ответчику было достоверно известно и данные обстоятельства ответчиком признаются.

Судом установлено, что в соответствии с отчетом ЗАО «Комбинат бытового обслуживания населения» за январь - июль 2011 года, численность граждан работающих в счет квоты - 7 человек (инвалидов), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты для работников моложе 18 лет - 0 (ед.). Таким образом, ответчиком выделены места для инвалидов в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем, исковые требования об обязании ответчика выделения (создания) в счет квоты 4 рабочих мест для трудоустройства инвалидов необоснованны и не подлежат удовлетворению.

В соответствии с отчетом за январь - июль 2011 года ЗАО «Комбинат бытового обслуживания населения» не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства лиц моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в пределах установленной квоты. В соответствии с отчетом ОАО «Дзержинский мясокомбинат» за январь - сентябрь 2011 года, количество фактически заквотированных мест в отчетном периоде рабочих мест - 2 единицы, то есть организацией в пределах установленной квоты созданы рабочие места для трудоустройства лиц моложе 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Поскольку, согласно представленным документам, у ответчика созданы в счет квоты на 2011 год необходимые рабочие места для несовершеннолетних, однако позже установленного для этого срока и после обращения в суд с иском прокурора, суд считает возможным исковые требования прокурора города Дзержинска удовлетворить частично. При этом, в связи с тем, что нарушения были устранены ответчиком в ходе рассмотрения дела, решение следует считать исполненным.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Закрытое Акционерное Общество «Комбинат бытового обслуживания населения» выделить (создать) в счет квоты 2 рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение суда считать исполненным.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Судья                                                                                           Н.А.Воробьева