Решение по иску Алексеевой О.И. к ОАО `НКС`, Администрации г.Дзержинска, Правительству Нижегородской области о защите прав потребителей (вступило в законную силу)



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

                                                                                                         

04 октября 2011 г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Свешниковой М.В., при секретаре Пяшиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой О.И. к ОАО «НКС», Администрации г. Дзержинска, Правительство Нижегородской области о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л:

Алексеева ОИ обратилась в суд с иском о защите прав потребителей, в обоснование исковых требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: Адрес1. Данная квартира - , расположена на этаже. Подачу тепловой энергии и начисление платежей с ноября 2006г. производит ОАО «НКС». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг» нормативная температура в жилом помещении должна быть 18-20

26.12.2000г. за № 2829 Администрацией г. Дзержинска было принято постановление «Об утверждении тарифа на отопление и ГВС для населения», согласно которому с 01.12.2000г. оплата за отопление начисляется в течение 12 месяцев. Данное постановление было опубликовано 11.01.2001г. Решением Дзержинского городского суда от 13.09.2001г. было постановлено «Признать недействительным Постановление Администраций г. Дзержинска от 26.12.2000г. о взимании платы за отопление в течение 12 месяцев, поскольку плата за услуги, которая предоставляется в течение отопительного сезона должна взиматься в течение этого сезона». В настоящее время оплату за отопление ей начисляют за отопительный сезон - январь, февраль, март, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь. Однако, оплату за отопление ей начисляют в повышенном размере норматива теплопотребления, то есть норматив теплопотребления принятый Администрацией города 0,018 Гкал/м в месяц умножают на 12 месяцев и делят на 7 месяцев получается 0,0305 Гкал/м в месяц. Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г. были утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. В данных правилах была приведена методика расчета на все представляемые услуги. Согласно данному методу при расчете норматива теплопотребления следует учитывать общую площадь дома и объем здания. Однако Администрация г. Дзержинска продолжает взимать плату за отопление в течение 12 месяцев с нормативом 0,018.

Алексеева ОИ просит обязать ОАО «НКС» выполнить перерасчет за отопление всей жилой площади за периоды с 2007г. по 2011г., учесть сумму возврата в размере 25328 руб. 12 коп. в счет будущих платежей; обязать ОАО «НКС» произвести перерасчет оплаты за отопление по ванной комнате за недогрев, за период с октября 2009г. по апрель 2011г., учесть сумму возврата в размере 21435 руб. 36 кон. в счет будущих платежей.

В ходе судебного заседания Алексеева ОИ увеличила исковые требования и просит: обязать ответчика ОАО «НКС» производить начисление оплаты за отопление в соответствии с нормативом теплопотребления 0,018 Гкал/кв.м в месяц за период с октября 2011г. и в последующие годы с января по апрель и с октября по декабрь, произвести перерасчет (корректировку) размера платы потребления тепловой энергии, размер которой составляет 5649 руб. 74 коп. и взыскать данную денежную сумму с ответчика ОАО «НКС», также взыскать с ОАО «НКС» денежную сумму, пересчитанную за отопление всей жилой площади, в размере 25328 руб. 12 коп., за отопление по ванной комнате в размере 21435 руб. 36 коп.; обязать Администрацию г. Дзержинска оформлять нормативно-правовыми актами установление тарифов; исключить из оплаты за отопление с площади 67,13 кв.м. оплату за ванную комнату площадью 2,85 кв.м. и туалета площадью 1,40 кв.м.; указать в решении суда, что «решение суда распространить и на всех жителей города с добавлением в части оплаты за отопление в течение отопительного периода с нормативом теплопотребления 0,018 Гкал/м2 в месяц»; возвратить жителям незаконно изъятые денежные средства в полном объеме.

В судебном заседании Алексеева ОИ дополнила свои требования и просит взыскать компенсацию морального вреда за потерю здоровья.

В судебном заседании Алексеева О.И. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «НКС» Кутергина Е.М. исковые требования не признает.

Представитель ответчика Администрации г. Дзержинска Чугунов А.М. исковые требования не признает.

Представитель ответчика Правительство Нижегородской области Рыбарчук О.В. просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования не признает.

Представитель третьего лица ООО «Жилкомбыт» просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования не признает.

Представитель ООО «ЕРКЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, причина неявки не известна.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что Алексеева ОИ обратилась в суд с иском о защите прав потребителей, в обоснование исковых требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: Адрес1. Данная квартира - , расположена на этаже. Подачу тепловой энергии и начисление платежей с ноября 2006г. производит ОАО «НКС». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг» нормативная температура в жилом помещении должна быть 18-20

Судом установлено, что до 13.08.2010 полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг (за исключением услуг по электро- и газоснабжению) осуществлялись органами местного самоуправления. Федеральным законом от 27.07.2010 №237-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» в ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу части 2 указанной статьи размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п.1 ч.3 ст.7 Федерального закона «О теплоснабжении» регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В силу п.3.1.5 «Положения о Региональной службе по тарифам Нижегородской области», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 №171, подготовка предложений для утверждения Правительством Нижегородской области нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации входит в компетенцию РСТ Нижегородской области.

Таким образом, в настоящее время органы местного самоуправления не обладают полномочиями по определению и установлению тарифов на тепловую энергию и нормативов потребления коммунальных услуг, включая отопление.

Кроме того, из части 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги является расчетной величиной, поэтому установление размера платы за коммунальные услуги в виде ставок платы (например, руб./кв.м) не соответствует требованиям действующего законодательства, на что обращалось внимание в т.ч. в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.05.2007 №8166-РМ/07 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги».

В силу ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с п. 17 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306, решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации с указанием даты введения в действие указанных нормативов.

В силу того, что установление нормативов потребления услуг по отоплению затрагивает права граждан, распространение действия нормативного правового акта об установлении таких нормативов на отношения, возникшие до введения его в действие, является незаконным и нарушает права граждан.

Таким образом, в настоящее время органы местного самоуправления не обладают полномочиями по установлению и определению нормативов потребления коммунальных услуг, при этом распространение таких нормативов на отношения, возникшие до их установления, а также установление ставок платы на коммунальные услуги является незаконным и нарушает права граждан.

В судебном заседании установлено, что отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, включая порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307. Пунктом 25 указанных Правил установлено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Таким образом, плата за отопление также должна вноситься ежемесячно, т.е. в течение 12 месяцев, а не в течение отопительного сезона. Однако, поскольку в отношении Алексеевой ОИ решением Дзержинского городского суда от 13.09.2001г. было установлено, что ей должны выставляться платежи за период отопительного сезона, и данное решение вступило в законную силу, Алексеевой ОИ должны выставляться квитанции об оплате ею за отопление в течение 7, а не 12 месяцев. Если данное решение суда не исполняется надлежащим образом, истица вправе обратиться с исполнительным листом в Службу судебных приставов. Кроме того, как следует из материалов дела, Алексеева ОИ обращалось по данному вопросу в Прокуратуру г.Дзержинска, в связи с чем прокурором было вынесено представление о начислении Алексеевой ОИ платежей за отопление в течение отопительного сезона. Таким образом, право Алексеевой ОИ на оплату за отопление в течение отопительного сезона подтверждено решением Дзержинского горсуда и доказыванию вновь не подлежит. Однако, в настоящем производстве Алексеева ОИ просит выполнить ей перерасчет за отопление в период с октября 2007г. по апрель 2011г., исходя из норматива 0,018 гкал/кв.м. Как установлено в судебном заседании норматив 0,018 гкал/кв.м.. установлен, исходя из оплаты за отопление в течение 12 месяцев вне зависимости от продолжительности отопительного сезона (правильность данного норматива неоднократно проверялось Дзержинским городским судом по искам граждан), при этом, если платы взимается не в течение всего года, как в случае с истицей, а только в течение отопительного сезона, норматив отопления составляет - 0,018 х 12 : 7, но никак не 0,018 х 7. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Алексеевой ОИ о перерасчете ей за отопление согласно ее расчету удовлетворению не подлежащими ввиду их необоснованности. Кроме того, в силу пункта 1 части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетический эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №261-ФЗ) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов является одно из целей энергетического обследования. Частью 4 указанной статьи установлено, что деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». Расчеты объемов (количества) тепловой энергии, потребленной в жилом помещении, принадлежащем истице, выполнены непосредственно истицей, а также иными лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и, таким образом, не могут быть признанным обоснованными и соответствующими действующему законодательству.

Судом установлено, что правовые акты, на основании которых ОАО «НКС» рассчитывало Алексеевой О.И. плату за отопление 2007-2010 годах, являлись в указанные периоды действующими и полежали применению.

Соответственно, требование Алексеевой О.И. о возврате ей излишне внесенной платы за отопление в соответствии с представленным ей расчетом не подлежит удовлетворению.

В силу подпункта 1 пункта 1 Приложения №2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам» при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из общей площади жилого помещения потребителя. В соответствии с ч.5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Таким образом, при определении размера платы за отопление квартиры истицы должна учитываться общая площадь принадлежащей ей квартиры, в состав которой должна включаться, в том числе, площадь ванной комнаты и туалета.

В случае, если температура в ванной комнате и туалете в течение отопительного сезона не соответствует нормативной, истица вправе требовать соответствующего уменьшения размера платы за отопление в порядке, установленном разделом VII «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», а именно: в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя, которая обязана согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

а) время подачи коммунальных услуг в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67-69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальными приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67-69 настоящих Правил;

б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества зафиксированного соответствующим прибором учета.

Таким образом, в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам четко описан порядок установления факта непредоставления услуг гражданам и фиксирования - составлением и подписанием двухстороннего акта, с указанием причин и времени начала непредоставления коммунальной услуги. Только по итогам совместной проверки и на основании такого акта, компания, чья вина установлена комиссией, может произвести перерасчет, вычтя, рассчитанную в соответствии с правилами, сумму за некачественно оказанную услугу из платы за предоставляемую компанией услугу. То есть, если комиссией установлено, что температура воздуха в квартире истицы занижена по вине управляющей организации, которая ненадлежащим образом подготовила внутридомовые инженерные сети к отопительному периоду, то перерасчет за услугу «отопление» делает управляющая организация из статьи «техническое обслуживание». Если, установлено, что причина занижения температуры воздуха в квартире истицы в подаче ресурсоснабжающей организацией ОАО «НКС» теплоносителя с заниженной температурой, то перерасчет обязана сделать ресурсоснабжающая организация из статьи «отопление». Односторонние акты, предоставленные Алексеевой ОИ в материалы дела, составленные жителями, не могут служить основанием для понуждения ОАО «НКС» сделать перерасчет за отопление, так как указанные температуры были замерены без присутствия представителей управляющей компании и ресурсоснабжающей организации ОАО «НКС», и соответствующих измерительных приборов, зарегистрированных надлежащим образом.Следовательно, акты, составленные истцами, являются односторонними, составленными ненадлежащим образом и поэтому не могут являться доказательством вины ОАО «НКС» в предоставлении некачественной услуги по отоплению.

Что касается требований Алексеевой ОИ о компенсации морального вреда с ОАО «НКС» и Администрации г.Дзержинска по 50000 рублей с каждого, то в соответствии со ст.1099 ГК РФ: 1. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

2. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

3. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии с ст. 1100 ГК РФ: Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с ст. 151 ГК РФ: «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 20.12.1994г. «Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина».

Суд находит исковые требования Алексеевой ОИ о компенсации морального вреда в размере 100000 рублей удовлетворению не подлежащими, поскольку доказательств неправомерных действий по отношению к ней со стороны ответчиков суду не представлено, как и не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между ухудшением состояния ее здоровья и действиями (бездействиями) ответчиков.

На основании вышеизложенного, суд полагает в иске Алексеевой ОИ об обязании ОАО «НКС» производить начисление оплаты за отопление в соответствии с нормативом теплопотребления 0,018 Гкал/кв.м в месяц за период с октября 2011г. и в последующие годы с января по апрель и с октября по декабрь, произвести перерасчет (корректировку) размера платы потребления тепловой энергии, размер которой составляет 5649 руб. 74 коп. и взыскать данную денежную сумму с ответчика ОАО «НКС», также взыскать с ОАО «НКС» денежную сумму, пересчитанную за отопление всей жилой площади, в размере 25328 руб. 12 коп., за отопление по ванной комнате в размере 21435 руб. 36 коп.; обязать Администрацию г. Дзержинска оформлять нормативно-правовыми актами установление тарифов; исключить из оплаты за отопление с площади 67,13 кв.м. оплату за ванную комнату площадью 2,85 кв.м. и туалета площадью 1,40 кв.м.; указать в решении суда, что «решение суда распространить и на всех жителей города с добавлением в части оплаты за отопление в течение отопительного периода с нормативом теплопотребления 0,018 Гкал/м2 в месяц»; возвратить жителям незаконно изъятые денежные средства в полном объеме, взыскать компенсацию морального вреда - отказать ввиду его необоснованности в части начисления оплаты за отопление в соответствии с нормативом теплопотребления 0,018 Гкал/кв.м.в месяц за период с октября 2011г. и в последующие годы с января по апрель и с октября по декабрь, произвести перерасчет (корректировку) размера платы потребления тепловой энергии, размер которой составляет 5649 руб. 74 коп. и взыскать данную денежную сумму с ответчика ОАО «НКС», также взыскать с ОАО «НКС» денежную сумму, пересчитанную за отопление всей жилой площади, в размере 25328 руб. 12 коп., за отопление по ванной комнате в размере 21435 руб. 36 коп.; исключения из оплаты за отопление оплату за ванную и туалет, взыскания компенсации морального вреда за потерю здоровья. Что касается требований Алексеевой ОИ в части обязания Администрацию г. Дзержинска оформлять нормативно-правовыми актами установление тарифов, то суд находит их удовлетворению не подлежащими, поскольку по данным требованиям Администрация г.Дзержинска является ненадлежащим ответчиком, так как в настоящее время тарифы устанавливаются не органом местного самоуправления, а субъектом Федерации. В части требований Алексеевой ОИ о распространении решения суда на всех жителей города с добавлением в части оплаты за отопление в течение отопительного периода с нормативом теплопотребления 0,018 Гкал/м2 в месяц и возврате жителям незаконно изъятых денежных средств в полном объеме суд также полагает отказать как ввиду их необоснованности, так и по тем основаниям, что по данным требованиям Алексеева ОИ является ненадлежащим истцом, поскольку полномочий на предъявление в суд иска от жителей города у истицы не имеется.

На основании вышеизложенного,

руководствуясь ст. ст. 12,56,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В иске Алексеевой О.И. к ОАО «НКС», Администрации г. Дзержинска, Правительству Нижегородской области о защите прав потребителей, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Председательствующий судья                           п/п                             Свешникова М.В.

Копия верна. Судья -                                 Секретарь -